Найти тему
ВУЗЫ Москвы

Вечерние школы в СССР. Почему это хороший опыт для нас?

Оглавление

Вечернее обучение взрослых людей стало нормой для страны Советов. Школы с программой вечернего обучения были популярны в середине прошлого века и положили основу для разработки современных подходов в андагогике.
Главная задача вечерних школ заключалась в ликвидации безграмотности взрослого населения. И да, они с этой задачей справились на отлично.

Система обучения – школы для взрослых

Стоит отметить, что система обучения в вечерних школах менялась на протяжении всего периода существования СССР. В 20-х годах прошлого века заработали первые вечерние школы, разделенные на две категории:
• Первая – обучение два года для получения начального образования.
• Вторая – обучение три года для изучения программы неполной средней школы.
Кроме вечерних школ, функционировали дополнительные формы образования, получившие название рабочих факультативов. Так, взрослые люди могли проходить глубокую профессиональную подготовку перед поступлением в вуз. Примечательно, что в школах для взрослых часто проходили обучение подростки, особенно в послевоенное время.
Конечно, основной костяк учеников составляли люди в возрасте от 16 до 25 лет. Многие приходили из интернатов, не имели родителей и были вынуждены с детства обеспечивать себя самостоятельно. Обучение проходило с 20:00 и заканчивалось в 11:00 вечера, чтобы ученики без проблем могли посещать рабочие смены.
Учили обычные материалы, в том числе базовые предметы: физику, математику, литературу и многие другие.

Вечерние школы стали основой для новой дидактики

В середине прошлого века на базе Академии педагогических наук открывается НИИ для изучения работы вечерних школ. Специалисты начали активно изучать особенности вечернего обучения, психологические аспекты процесса образования взрослых учеников. Кроме того, тогда начали разрабатывать эффективные программы обучения.
Несмотря на тот факт, что основателем современной методики обучения взрослых людей (андрагогики) является американец Малкольм Ноулз, именно советские методики стали основой для его трудов. В советское время были разработаны универсальные программы оптимальной нагрузки для работающих учеников.
Труд ученых НИИ не остался без внимания. На его базе появилось новое направление для обучения взрослых людей – дидактика. Конечно, сегодня уже никто вечерние школы не посещает, но есть более эффективные методы обучения. Речь идет об онлайн-курсах, которые совместили в себе важные функции и решения.
Все же советские педагоги провели огромную работу в этой важной области и создали несколько научных трудов. Даже сегодня они пользуются спросом среди опытных педагогов.