Когда парни попадают на службу в армию, вскоре приходит понимание, что главная цель их воинской службы — защита Родины и народа.
Собственно, такую военную присягу и давали в Советском Союзе:
"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооружённых Сил, принимаю Присягу (...), клянусь (...) до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству..."
Сильные слова. Свою присягу курсант Андрей Воловиков давал в 1982 году, когда поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Поступил он туда случайно.
После окончания 10 класса, школьные приятели, которые страстно мечтали стать вертолетчиками, уговорили его за компанию приехать в Сызрань и попробовать поступить в военное училище. Ирония судьбы, товарищи не прошли медкомиссию по состоянию здоровья, а Андрей стал курсантом.
А раз попал в армию — служи честно. А коли трудно — держись. Но Андрею учеба давалась без проблем. Легкому, небольшого роста, курсанту Воловикову к физической подготовке было не привыкать. Когда здоровенные ребята страдали на кроссах и изнемогали на брусьях, Андрей выполнял все нормативы играючи.
Воловиков до армии занимался спортом, играл в футбол, воля к победе имелась и внутренний стержень тоже. Постижение технических дисциплин достигалось усидчивостью и трудолюбием, природным любопытством. А когда допустили к полетам — перед ним распахнулось небо и Воловиков понял, это и есть его настоящая профессия.
Входной билет в профессию оказался с подвохом, во время первого полета отказал двигатель. Андрей испугаться не успел, инструктор посадил вертолет на землю с ледяным спокойствием. Еще один жизненный урок — самообладание решает многое.
В то время все ребята мечтали попасть на службу в Афганистан. Суровая романтика боевых будней, знали, вертолетчики там востребованы, возвращаются из-за "речки" с боевыми орденами. И Андрей тоже мечтал. Но судьба распорядилась иначе.
После окончания училища, летчика-инженера Воловикова в качестве оператора вертолета Ми-24 распределили в Северную Группу Войск, попал в Польшу, на авиабазу ВВС.
Летать пришлось на всех модификациях Ми-24. Польша — не Афганистан, но опыт, который приобрел Воловиков от старших товарищей, был бесценным. Гоняли, как говорится, и в хвост и в гриву. Наставники оказались оттуда, побывавшие за "речкой", и точно знали, какие навыки необходимы экипажу боевого вертолета.
Из тяжелой ударной машины выжимали все что могли, работали и днем и ночью, отрабатывали аварийные посадки, маневрирование, полеты в условиях недостаточной видимости, ночью... Позже все это пригодится. И не раз спасет жизнь.
Удачный маневр может спасти экипажу жизнь. Секунды решают многое. Ми-24 удивительно живучая машина, летающая крепость, но эксплуатировать ее надо с умом.
Две чеченские войны прошел Воловиков. С каждого боевого вылета вертолет возвращался с пулевыми пробоинами. Пули пробивали бак, балку, царапали броню. Но если боевая машина в надежных руках, работает она быстро и филигранно. От ракет боевиков приходилось прятаться за деревьями, холмами, скалами, "ползти" по земле.
Инструкции дурацкие, но пишутся кровью. В вертолете могут разместиться 10 бойцов, но по инструкции на боевые вылеты брать людей запрещено. А два бойца с пулеметами не помешали бы, и могут значительно усилить вертолет, но... арифметика войны: если собьют вертолет с усиленным экипажем — пострадают лишние люди, а так, только экипаж, значит горевать будут всего две-три семьи.
И много еще всякого было написано в инструкциях. Иногда на инструкции закрывали глаза. Да чего там, часто на инструкции закрывали глаза, а выезжали на мастерстве.
Зарабатываются ордена Мужества вертолетчиками только в бою. И при доказанном факте реальной угрозе жизни. То есть, положил с сотню-две боевиков, сжег вражескую бронетехнику, затем вовсю уворачивался от ракет (и тому есть свидетели), вернулся на базу с изрешеченным фюзеляжем (их обязательно посчитают), или сел подбитым на поле боя, отстреливался и тебе повезло выжить, а заодно сохранить и вертолет, починить его и вернуться на базу. Везло не всем.
После каждого боевого вертолетчики пишут рапорта, проводятся разборы, вся это информация где-то фиксируется, учитывается, руководство делает определенные выводы и вышестоящее начальство оценивает, достоин офицер представления на награду или в этот раз урон противнику нанесен незначительный, риск недостаточен, а героизм проявлен не столь явно.
Но ребята воюют не за награды. А за совесть. И на войне проявляется азарт. Воловиков рассказывал:
"Вертолет весит десять тонн, на пикировании разгоняется до 300 километров в час. Надо уже выходить, а ты стреляешь-стреляешь — а вот туда надо! А вот еще цель чуть подальше, надо и туда очередь дать!"
И тут главное не увлечься, а то затянет... а вытянуть машину не успеешь.
Из наградного представления:
"В районе реки М. была обнаружена банда численностью до 150 человек. В результате первого огневого удара Воловиков А. В. уничтожил до 30 боевиков. При выполнении повторного захода попал под плотный заградительный огонь противника. Выполнив маневр, нанес удар неуправляемыми ракетами, уничтожив расчет ПЗРК и до 10 боевиков.
В процессе атаки, проявив высокую технику пилотирования, уклонился от выпущенной по вертолету зенитной ракеты. При выполнении третьего захода услышал доклад о подготовке к стрельбе расчета ДШК. Пуском управляемой ракеты уничтожил пулеметный расчет. Однако с другой стороны горы ракетой "Стрела" был подбит вертолет майора К. П. Кистень.
Рискуя жизнью, под шквальным огнем Воловиков А.В. прикрыл совершивший вынужденную посадку вертолет и огнем бортового оружия уничтожил группу боевиков, стремившуюся прорваться к подбитому Ми-24. При этом вертолет самого Воловикова получил боевые повреждения".
У пилота 1 класса Воловикова 2.300 часов налета. Боевых из них — 1.200 часов. Много это или мало?
Много, потому что каждый раз нужно умудриться выжить. И мало, потому что кроме выживания нужно жить, а значит летать, "работать". И летать с умом.
В ходе боевых вылетов, Воловиков разработал новые тактические приемы по боевому применению армейской авиации. И это затем сильно пригодилось другим экипажам.
Четыре ордена Мужества вручило командование Андрею Воловикову, а сколько представлений осталось без внимания — не сосчитать. Кадровики части считают, что четвертый орден — "не правильный", надо было сразу представлять к Герою, все основания имелись, подвиг того заслуживал, но посчитали, что слишком высокой будет награда, проявили осторожность.
Про свои подвиги Воловиков никогда не рассказывает — скромный. Зато всегда рассказывает о подвигах других товарищей. Они для него герои, а он нет, он просто делает свое дело.
Участвовал Воловиков и в миротворческой миссии ООН в Сьера-Леоне (говорит — курорт, а не служба!). И в короткой войне 08.08.08., принуждая к миру Грузию. Принудил.
15 октября 2008 года подполковнику Воловикову, в Кремле, президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым была вручена высокая награда — Золотая Звезда Героя, с присвоением звания Герой Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации №837).
Сейчас Андрей Воловиков — военный пенсионер. Проживает в Краснодаре. Семья, дети уже взрослые, все замечательно. Но где находится именно сейчас неугомонный полковник Воловиков — доподлинно не известно. Быть может где-то там, за "ленточкой", где снова востребовано его мастерство.