Найти тему

Как вера Христова в Ригу пришла и как балты и их древние боги её встретили.

Много в мире сказаний, былин, повестей и эпосов повествующих о древних народах, злых и добрых силах. Для Русского человека самыми известными являются богатырские былины или скажем эпос о Калевале, но есть один, увлёкший моё внимание эпос из соседней нам Латвии.

Повествуют об этом древние сказания, песни и легенды, которые соединились в литературном произведении «Лачплесис» созданным в XIX веке Андреем Пумпуром, который был весьма многогранной личностью: российский офицер и классик латышской литературы, борец за свободу сербского народа и создатель образа богатыря, ставшего одним из национальных символов Латвии.

-2

Тут стоит отметить, что знаменитая «Калевалf» была собрана также в XIX веке Элиасом Леннротом из карело-финские рун , и в том же XIX веке Фридрих Рейнхольд Крейцвальд сложил эстонские народные песни и сказания в «Калевипоэг».

Сам Пумпур называл свое творение героической поэмой и «Лачплесис» был издан в 1888 году, причем его издание было приурочено к третьему латышскому Празднику песни. Поэма стала национальным героическим эпосом Латвии и ему посвящён праздник "11 ноября". А сам главный герой Лачплесис (латыш. Lāčplēsis, в переводе — разрывающий медведя), сын медведицы – непобедимый и неустрашимый богатырь, борец с темными силами.

-3

Национальный герой, ставший символом воина - защитника независимости и свободы Латвии. На монументе Свободы в Риге можно увидеть его горельеф.

-4

Сказание начинается совершенно классически - собранием древних (языческих) богов. На алмазном троне восседает верховный отец, окруженный братьями, детьми и всеми добрыми духами, населяющими леса, поля и реки Латвии. Внимали они его речам:

В мрачных словах возвестил он
Собранью о том, что случилось:
Чудо свершилось в завечности!
Девушка-Свет породила.
Дивный сын бога явился
В день, что Судьбою назначен.
Мудро, прекрасно учил он
Смертных познанию бога,
Как жить им в правде, бессмертным
Подобясь величием духа.
Злые восстали — и смерти
Предали этого бога;
Но пекло не удержало
Его в своей власти ужасной.
Вышел могучий из пекла,
На небо в славе вознесся.
Имя его вам известно:
В подлунной зовется он Кристус.

Заволновались боги и духи, зашумели, удивляясь, но продолжил свою тревожную и мрачную речь властелин судеб:

Доброе вскоре ученье
Приняли мира народы.
Но злые в новом ученье
Все доброе в зло обернули.
Судьбы решили, что будет
В Балтии новая вера.
Слушайте, что я скажу вам:
Христово ученье не ново, -
Возникло оно на Востоке.
Но веры носители этой
Умысел тайный имеют:
Забрать балтийские земли
И в рабство народ мой повергнуть.
Я на пришельцев восстану,
Не уступлю ненавистным!
Я сокрушать не устану
Молниями и громами
Всех, кто народ мой латышский
Начнет утеснять и бездолить.

Поднялся тут грозный Перкунас и молвил:

Даже мы - боги - не властны
Противиться Судеб веленью.
Но клятвенно я обещаю
Хранить народ мой латышский.
Ведь могут старые боги
Над волею смертных владычить.

Начинается тяжкая борьба не просто с иноземцами, а самим Люцифером.
Появляется сатана очень эффектно во время шабаша ведьм:
«..шипя, из плахи выполз Ликцепур».

Один из второстепенных персонажей в обмен на свою жизнь, становится слугой сатаны, который хочет иноземного владычества и собирает слуг и союзников. Он мечтает покорить балтов, но мешают ему старые боги:

Средь подвластных Перкону изменников мало.
С Перконом бороться нам очень трудно стало.
Но на счастье наше, в Балтию вскоре
Люди чужеземные придут из-за моря,
Будут завоевывать землю балтийскую,
Новую веру навязывать силою.
Власть их новой веры хочу я видеть в Балтии,
Принести должна она мне много прибыли.
Веры той носители моими стали слугами.

Обманом выманят темные силы старейшин в христианские земли, ослепят их блеском города Рима, очаруют фальшивым гостеприимством и ложными выгодами. Уступят ослепленные старейшины иноземцам часть земли, но не остановится темная сила и захватит все!

Далее поэма повествует о рождении Лачплесиса, воспитании героя и борьбе с иноземными захватчиками. Есть в поэме и друг, ставший предателем и похищенная прекрасная возлюбленная, интриги злодеев и сильные враги и это всё преодолевает герой. Возвращает балтам их свободу, но все же гибнет от предательства и коварства и наступают предсказанные судьбой темные времена.

-5

Поэтому и появится в поэме грустная песня о Риге.

Там, где Ридзиня впадала
В Даугаву, там тьмы людей
Рыли, сваи забивали,
Новый город строили,
Окружали крепким валом.
Посредине каменный
Встал собор, покрытый круглым
И тяжелым куполом.
Был у Ридзини возникший
Город назван Ригою.
Под броней соборных черных
Стен епископ Альберт там
Властвовал. Попов с войсками
Рассылал оттуда он.
Убивать, крестить и грабить
Ужасом объяты были
Жители окрестные.
Люди поняли, да поздно,
Что они обмануты,
И оплотом стала Рига
Чужаков и хищников.
Не тогда ль о ней сложили
Песню эту горькую:
«Рига, сколько ты убила
Наших юных сыновей!
Рига, сколько породила
Ты рыданий, стонов, слез!

В немом фильме 1930 года «Лачплесис» режиссер Александр Рустейкис создал образ мифологического героя и поэтому он включён в Культурный канон - список 99 наиболее выдающихся и известных произведений искусства и культурных ценностей Латвийской республики.