Несмотря на то что разве только ленивый не писал о нынешней системе образования в целом, о средней и еще больше начальной школе в частности, воз и ныне там. Больше того, ощущение, что с каждым годом жизнь в первом классе становится все загадочнее и сложнее.
И все бы ничего, если бы нынешние первоклашки хоть как-то соответствовали заявленному уровню. Так ведь нет такого. Вместо этого год от году умнеют только родители, отправляя своих детей в школу все чаще с семи лет, надеясь хоть так облегчить процесс интегрирования их в не совсем адекватную школьную жизнь. А попросту говоря, не желая портить им детство. По возможности, конечно.
Не заходя в дебри относительно программы в целом, расскажу реальную историю из жизни. Итак, математика, 1 класс, решение текстовых задач:
«Нина и Инна имеют фамилии Петрова и Ковалёва. Какую фамилию носит каждая девочка, если Петрова и Инна живут в одном доме?»
Слегка ошалев от такого, читаю следующую задачу:
«Пятачок купил 4 шарика: красный, синий, желтый и зеленый. Он решил запустить в небо 2 шарика разных цветов. Сколько у него вариантов выбора?»
Взбудораженная и возмущенная вконец, бегу к мужу: «Послушай задачу!» И читаю вторую.
— Где ты это взяла? — спрашивает он меня со смехом. — Вам что — в универе факториалы не читали?.. Что ты так на меня смотришь? Ну, вспомни, такая буквочка f длинненькая, помнишь? Факториал! Это очень просто решается через факториал! Сейчас-сейчас, так, так, четыре…, так, так. Шесть вариантов выбора!
— Супер! — победоносно глядя на него, заявляю я. — Это задача из учебника нашего сына за первый класс!
— Да? Слушай, я не знал, что теперь факториал в первом классе дают!
Как оказалось, не единым факториалом жив человек. Неделю спустя стало понятно, что задача про Петрову и Иванову имеет два варианта решения! Это выяснилось совершенно случайно на дне рождения нашего сына. Пока дети до потери пульса резвились в лабиринте, взрослым под десерт было предложено развлечься шевелением мозгов. Так вот, мнения разделились!
Девочковый вариант решения задачи, в которой надо определить, какую фамилию носит каждая из девочек, если известно, что Нина и Иванова живут в одном доме, таков:
«Девушки, что тут думать? Они ж прямо намекают, что Нина и Иванова одно и то же лицо, раз живут в одном доме! Так что Нина Иванова, а Инна, соответственно, Петрова! Ежу понятно!»
А вот мальчиковый ход мысли:
«Да вы что, совсем что ли ку-ку?! Раз говорят, что Нина и Иванова живут в одном доме, значит, это разные две тетки! Прямо ж написано „живут“! Значит, множественное число, они живут! Значит, Нина Петрова, а Инна Иванова! О чем тут думать?!»
Конечно, по зрелом размышлении стоит признать, что мальчики правы, но согласитесь, в их решении совершенно отсутствует интрига!.. А вот в нашем… Сплошные тайны мадридского двора! Нам же ясно намекают!..
Что до самих первоклашек, то их реакция на условие задачи наиболее показательна. Так наш ребенок, к примеру, вообще наотрез отказался решать настолько неправильно составленную задачу. Как он сам выразился, фамилия девочки Инны, как всем известно, Каспарова, и, соответственно, ну никак не может быть ни Иванова, ни Петрова!
И вот так мы и живем, видя прямо противоположное в одном и том же даже в рамках отдельно взятой семьи! Что уже говорить в целом о необходимости реформы в системе образования.
Думаю, выход тут один: как-нибудь приноровиться ко всему этому разнообразию факториальных мыслей и интуитивных чувств и постараться еще и быть счастливыми вместе. Ибо при всем богатстве выбора на упрощение первоклассной жизни рассчитывать все равно не приходится!
Автор — Инна Каспарова
Источник — ШколаЖизни.ру