Друзья, всем привет! Видеоролик об истории бывшего доходного дома инженера-технолога Николая Вячеславовича Печаткина я уже выпустил. Пришла пора сделать пост печатный.
Видео здесь: https://dzen.ru/video/watch/637cbd67f77f153259d42d7a
Исследуемый дом построен по проекту техника городской управы Павла Михайловича Мульханова в период с 1912-го по 1915-й годы,на углу нынешних Лермонтовского проспекта и улицы Союза Печатников.
Дом 5-ти этажный, с фасадом, решённым в стиле «Неоклассицизм».
Своей длинной сторон дом выходит на улицу Союза Печатников, бывшую Торговую улицу.
По традиции тех лет, первый этаж был спроектирован для размещения коммерческих помещений.
На первом этаже простенки между окнами витринного типа рустованы.
Единственный парадный вход расположен со стороны улицы Союза Печатников. Он обработан по краю всё тем же чёрным камнем. В парадную ведут роскошные, отреставрированные в период с 2011-го по 2012-й годы оригинальные дверные заполнения.
Так вот, ещё по-Божески, эти двери выглядели в 1986-ом году.
Со второго этажа начинаются жилые квартиры. Угловое окно второго этажа спряталось под эркером, снизу украшенным консолями с акантами и шарами
Парные окна от угла сверху декорированы барельефными рогами изобилия и пальметками.
Главное окно второго этажа, расположенное прямо над парадным входом - трёхчастное, с круглыми гладкими полуколониями в простенках.
В полуциркульный нише над ним устроен лик августа-льва, с венками-фестонами по бокам.
Угловое окно третьего этажа оформлено богаче других. Видимо, этот этаж был отдан под размещение квартиры владельца.
Сверху окно увенчано полуциркульным сандриком, внутри которого спрятался антропоморфный лик.
Подоконное пространство состоит из украшений геометрической формы.
Антропоморфный лик ближе.
Неоклассический декор ближайших окон к углу на уровне третьего этажа.
Из фасада, со стороны улицы Союза Печатников, выделены два двухэтажных эркера, высотой с третьего по четвёртый этажи и один одноэтажный, размещённый между ними на уровне четвёртого этажа
На третьем этаже, по длинной стороне фасада, центральное окно, так же как и на втором, трёхчастное.
Окна эркера с геометрическими украшениями в под- и надокононных пространствах.
Балконные ограждения по всей площади фасада - кованные, оригинальные, отреставрированные.
Осмотрим декор четвертого этажа.
Угловой оконный проём сверху оформлен венками и тирсами.
Угловой эркер зажат между псевдоколоннами прямоугольного сечения - пилястрами композитного ордера.
Венки и тирсы ближе.
Окна четвёртого этажа теснятся между композитными капителями, а сверху оформлены всё теми же классическими тирсами и лавровыми венками. Общий вид архитектурных деталей великолепен.
Три оконных проёма на 4-ом этаже выделены эркерами.
Центральный эркер прекрасен! Его простенки заняты пилястрами, а сверху - антропоморфным ликом, окружённым сбоку факелами и фестоном внизу.
Осталось осмотреть убранство последнего - пятого этажа.
В его угловой части, над эркером устроен балкон. Оконный проём забран широким наличником, а сверху, в замковом камне, расположился зооморфный герой - лев-август.
Моё личное мнение, что на уровне пятого этажа устроен самый интересный декор.
Под самой кровлей спрятался фриз с пальметками и рогами изобилия.
Фасад смонтированных над эркерами балконов декорирован огромными факелами.
Факелы ближе.
Центральное окно, выходящее на балкон - трёхчастное.
Люнет во фронтоне с обеих сторон охраняют доспехи с топорами и копьями, увитые виноградной лозой и дубовыми листьями.
В простенках размещены гладкие круглые полуколонны. Над оконным проёмом, в массивном фронтоне спряталось окно-люнет, также по периметру украшенное сосновыми шишками тирсов.
Угловую часть здания сверху украшает-венчает треугольный щипец с расположенным по центру круглым, по периметру украшенным венками-фестонами, окном. По краям от окна расположены венки и факелы.
Щипец с окном ближе.
Уникальный декор. Некоторые специалисты указывают, что декор всё же соответствует модернизированной неоклассике. По мне так точно неоклассицизм. От модерна здесь осталась разве что, только асимметрия.
Кровлю здания украшают едва видимые снизу сфинксы. Они расположены по бокам от центрального фронтона по длинной стороне дома.
И вероятно, символизируют собой закат и восход солнца, так как расположены с запада на восток. Отличное место для созерцания исторического центра Петербурга!
Познакомившись с фасадным декором этого бывшего доходного дома, предлагаю перейти к изучению истории участка, на котором он - дом, был построен.
В середине 18-го века интересующий нас участок расположен на углу Большой Матросской улицы- ныне Союза Печатников, с Первой Солдатской улицей - будущим Лермонтовским проспектом. В то время в этом районе планировалось размещение матросских казарм для служителей Адмиралтейского ведомства. Название Торговой, Большая Матросская улица получит в 1776 году.
На аксонометрическом плане Сен-Илера на участке показаны деревянные строения и огород. Въезд на участок осуществлялся со стороны будущей Торговой улицы - Союза Печатников.
На следующем плане Санкт-Петербурга, датированном 1798 годом, сохраняется всё та же планировка. Одна часть участка застроена, а вторая часть участка служит огородом.
Первым известным владельцем на 1809 год указан чиновник 7-го класса, флотский капитан 2-го ранга Иван Григорьевич Леман, в справочнике значащийся Лейманом.
Спустя ещё 13 лет, в 1822 году, всё тот же Леман представлен чиновником 5-го класса - капитаном-командором.
Впрочем как и через два года, в 1824-ом.
На плане 1828 года угловые здание по Торговой улице обозначены каменными.
К середине 19-го века Иван Григорьевич скончается и участок с постройками перейдёт к его наследникам.
В справочнике за 1854 год следующим владельцем представлен купец по фамилии Попов.
С начала 1860-х годов и до самой революции домовладельцами являлось семейство фабрикантов Печаткиных.
В справочнике на 1854 год Печаткиных представлено двое. Пётр Алексеевич - почётный гражданин и Ораниенбаумский, 2-ой гильдии, купец, бумажный фабрикант, кстати проживающий неподалёку от исследуемого нами места. Печаткины с их многочисленными родственниками и свойственниками образовали целый Петербургский клан технических специалистов.
Портрет Вячеслава Петровича Печаткина. Вторым в справочнике указывается Вячеслав Петрович Печаткин - сын почётного гражданина, инженер-технолог.
Уже в те времена Печаткины содержали книжную торговлю в доме Армянской церкви на Невском проспекте.
Дом при Армянской церкви.
Дом при Армянской церкви.
А ещё, что немаловажно, Пётр Алексеевич с сыном с 1848-го по 1864-ый годы владели известным журналом "Библиотека для чтения".
Ранее в этом журнале печатались выдающиеся писатели и поэты. Вы только ознакомьтесь со списком литературных и научных трудов журнала от 1834 года.
Пётр Алексеевич Печаткин скончается в 1860-ом году в возрасте 67 лет. В конце 1860-х годов следующей владелицей из Печаткиных указывается вдова Петра Алексеевича - Евдокия Васильевна.
Она скончается в 1886 году в возрасте 89 лет. С начала 1890-х годов и до 1898-го участок с постройками находился в собственности Вячеслава Петровича Печаткина.
В справочнике за 1892 год Печаткины представлено двое. Оба брата проживают в доме на Торговой улице, в доме 12.
Вячеслав Петрович на семейном портрете.
И Константин Петрович. Являлся основным учредителем Товарищества Красносельской писчебумажной фабрики. Контора товарищества располагалась в Малом Гостином дворе по Банковской линии, 30.
Красносельская писчебумажная фабрика К.П. Печаткина. 1855 г.
Вид на фабрику в конце 19-го века.
Фабричные корпуса ныне.
Вячеслав Петрович владел Голодаевской писчебумажной фабрикой на Васильевском острове на Уральской улице.
Современный вид на фабрику.
В справочнике за 1898 год обнаружен ещё один брат у Вячеслава Петровича - Евгений.
Евгений Петрович Печаткин - русский книготорговец и издатель, революционер, член народнической организации «Земля и воля».
После смерти в 1898 году Вячеслава Петровича, его дети Александр, Николай, Пётр и Борис станут очередными собственниками.
Все Печаткины в справочнике "Весь Петербург" на 1902 год. Все они были инженерами, выпускниками Технологического института и работали в области промышленного производства, возглавляя фабрики, торговые дома, издательства.
В 1909 году одним из владельцев участка представлена Мария Клавдиевна Печаткина - вдова Вячеслава Петровича.
На этой семейной фотографии единственная женщина и есть Мария Клавдиевна.
Необходимо уточнить, что в 1910 году на участке стоял не только исследуемый нами дом, но и этот 4-х этажный, по будущему Лермонтовскому проспекту.
А в угловой части до начала строительства нового дома, неизвестно с каких времён, то ли было построено, то ли планировалось построить такое вот трёхэтажное здание. Его чертёжный вид с нынешнего Лермонтовского проспекта
И вид со стороны улицы Союза Печатников. Декор довольно скромный, но симпатичный.
Последним хозяином, начиная с 1910-го года и до самой революции, являлся инженер-технолог Николай Вячеславович Печаткин.
Семейный портрет. Здесь Николай Вячеславович стоит возле отца.
Портрет Николая Вячеславовича и его супруги Ольги Александровны.
В январе 1912-го года в Санкт-Петербургскую городскую управу будет подано ходатайство о постройке каменного 5-ти этажного здания.
Автор проекта - техник городской управы Павел Михайлович Мульханов.
В 1917 году инженер-технолог Николай Вячеславович Печаткин указывается директором-распорядителем и директором правления Акционерного общества Российской писчебумажной фабрики в Петрограде.
После революции 1917 года старший из братьев, Александр, вскоре умрёт, а Пётр и Николай эмигрируют за границу.
Точно неизвестно когда, но Николай Вячеславович Печаткин расстанется со своей женой Ольгой Александровной.
Она же вскоре повторно выйдет замуж, а скончается в 1951 году в возрасте 74 лет.
После революции Николай Вячеславович проживает в соседнем, уже бывшем фамильном доме своего младшего брата Бориса Вячеславовича на Лермонтовском проспекте ,8а.
Дом 8а по Лермонтовскому проспекту.
Последнее упоминание о Николае Вячеславовиче Печаткине обнаружилось в Ленинградском справочнике за 1926 год.
С 1927 по 1930 годы по этому же адресу, с тем же номером телефона проживает младший брат, скорее всего уже уехавшего, Николая Вячеславовича - Борис Вячеславович.
К сожалению, не удалось обнаружить другого портрета Бориса Вячеславовича, кроме детского.
Он работал старшим конструктором Северной судостроительной верфи и ЦКБ-17, перед арестом работал конструктором завода "Сирокко".
Вид на ИБК завода "Северная верфь".
В 1931 году Борис Вячеславович проживал в доме под номером 5 по Исполкомской улице.
Об этом доме я недавно выпускал ролик.
Ролик про дом 5 на Исполкомской улице.
А за год до ареста в 1938 году, Борис Вячеславович проживал в так называемом Толстовском доме на улице Рубинштейна.
Вид на Толстовский дом со стороны реки Фонтанки.
Борис Вячеславович был арестован 12 февраля 1938 г. Через полгода, в августе был приговорен по ст. 58-1а УК РСФСР за измену Родине к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинграде 11 сентября 1938 г.
На этом и покончим с историей исследуемого дома и его владельцев.
Пришла пора заглянуть в единственную парадную.
Объём вестибюля украшен шестью парами колонн композитного ордера.
Роскошные отреставрированные входные двери и сохранившийся оригинальный тамбур.
Декор парадного вестибюля - неоклассический.
На полы уложена цементная плитка с клеймом "LESSA 13". К сожалению, никакой информации по этому производителю обнаружить не удалось.
Стены вестибюля поделены на панели, с декоративными рамками.
Лестничные ограждения кованные с флоральными мотивами.
В парадной светло, благодаря трём окнам, расположенным на каждой межэтажной площадке.
Поднимаемся на последний этаж.
Самый интересный декор именно здесь.
Под самым потолком размещена лента модульонов, между которыми уложен ионический карниз.
Лента фриза под самым потолком выдержана в стиле рококо.
Когда в парадную проливается солнечный свет, то это просто красота!
Что ж, мы осмотрели и парадную, спускаемся вниз и выходим на улицу.
Дорогие друзья и подписчики! Надеюсь, что вам понравился этот пост!
Очень вас благодарю и до новой, надеюсь, уже скорой встречи!
Если вы желаете поддержать наш канала финансово, то можете прислать любую удобную для вас сумму на одну из наших карт банков.