Нормативно-правовые основы профессионального обучения составляют:
1) "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) Статья 26 гласит: «1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993): Статья 43 провозглашает:
«1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
3) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": разграничивает и даёт определение профессиональному обучению и образовании (см. ст. 2).
— профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
— профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Глава 9 полностью посвящена профессиональному обучению (регламентирует её организацию).
4) "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ: Статья 196 определяет права и обязанности работодателя по профессиональному обучению работников. Статья 328 обязывает работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, пройти профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
5) "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ: Описан порядок реализации конституционного права осужденного на образование. Однако право на профессиональное обучение не распространяется на осужденных к аресту (ст. 69). При этом профессиональное обучение является основным средством исправления осужденных (ст. 9). Глава 14 описывает профессиональное обучение осужденных к лишению свободы.
6) В связи с особой значимостью (связанной с правовыми последствиями нижеуказанных специалистов), на федеральном уровне установлены требования к профессиональному обучению:
— оценщиков (см. ст. 21 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")
— частных охранников (см. ст. 1.1., 15.2. и 15.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») и др.
Таким образом, законодательство разграничивает профессиональное обучение от профессионального образования. Суть различия в цели образования (ст. 2 ФЗ «Об образовании»).
Примечания
- Это статья написана для примера того, как выполнял контрольные работы "вчерашний" студент-юрист.
2. Обратите внимание на то, что в нормативно-правовые акты могли быть внесены изменения (работа написана в январе 2016 г.).
3. Эта и другие работы в первоисточнике в одноимённой группе в Вконтакте: (https://vk.com/law.school.graduate): готовые задачи, ситуации, кейсы, тесты, статьи, доклады, презентации, рефераты, контрольные, курсовые и другие студенческие работы, чтобы примерно представлять как их выполнять (с чего начать и т.д.).
4. Также работы дублируются на платформе ЯRUS: https://yarus.ru/feed/470049, Telegram: https://t.me/law_school_graduate и Одноклассники: https://ok.ru/group/68980517765168