Найти в Дзене
Капитан Козлов

Персидский поход. День 4. Йезд. Город огня и воды

Отрывок из книги Дениса Козлова «Персидский поход» (из серии «Путешествия. Козлов») Утром позавтракали и Ирадж отвез меня на автовокзал, где без приключений купил билет на ближайший автобус в город Йезд. До него оставалось 1,5 часа. Чтоб скоротать время гулял вокруг терминала. Вдруг ко мне подошел полицейский и на смеси английского и фарси спросил – откуда я приехал. Я решил, что это проверка документов, но оказалось обычное любопытство и желание пообщаться с иностранцем. Узнав, что я из России – он стал оживленно повторять "Frend! Frend!", подкрепляя слова сцепленными мизинцами на руках. Минут 5 поговорили и он пошел на свой пост. Оказалось, бежал он приличное расстояние (от своего поста до меня). Еще раз к слову о том, насколько приветливы жители Ирана! Я вернулся в зал ожидания. Там ко мне подсел парень. По-английски он знал всего несколько слов, но очень хотел пообщаться. Как смогли – пообщались минут 20. Его интересовало – почему я приехал именно в Иран и хорошо ли быть свободным

Отрывок из книги Дениса Козлова «Персидский поход» (из серии «Путешествия. Козлов»)

Утром позавтракали и Ирадж отвез меня на автовокзал, где без приключений купил билет на ближайший автобус в город Йезд. До него оставалось 1,5 часа. Чтоб скоротать время гулял вокруг терминала. Вдруг ко мне подошел полицейский и на смеси английского и фарси спросил – откуда я приехал. Я решил, что это проверка документов, но оказалось обычное любопытство и желание пообщаться с иностранцем. Узнав, что я из России – он стал оживленно повторять "Frend! Frend!", подкрепляя слова сцепленными мизинцами на руках. Минут 5 поговорили и он пошел на свой пост. Оказалось, бежал он приличное расстояние (от своего поста до меня). Еще раз к слову о том, насколько приветливы жители Ирана! Я вернулся в зал ожидания. Там ко мне подсел парень. По-английски он знал всего несколько слов, но очень хотел пообщаться. Как смогли – пообщались минут 20. Его интересовало – почему я приехал именно в Иран и хорошо ли быть свободным путешественником? Автобус на этот раз был не VIP, а обычный. Даже «третьего класса» (самый низкий, который есть в Иране) 280 р за 500 км. Если проводить аналогию с нашим транспортом, то для представления, это будет как ПАЗик, курсирующий между райцентрами в какой-либо области Центральной России. И собирающий/доставляющий пассажиров по деревням. Он был набит битком. Люди сидели даже в проходе на полу. Полагаю, это было по причине того, что ближайших автобусов на Йезд не предвиделось. И выбирать не приходилось. На подъезде к Йезду был проверочный пункт. Всем пассажирам раздали их вещи и открыли все занавески в автобусе. Вошла полиция с автоматами. Спросили документы у меня и у одного афганца. Вывели нас из автобуса и пошли разбираться с нами в будку. У меня проверили визу, спросили – где я остановлюсь в Йезде. На что я ответил, что вечером еду в Шираз. Ответ был верным – проблемы Шираза полицейских Йезда не волнуют. Отдали паспорт и пожелали всего хорошего. С афганцем разбирались отдельно, но в итоге через 15 минут тоже отпустили. В Йезде у таксиста я узнал, что на этом посту ловят оружие, наркотики и нелегалов (в основном афганцев и пакистанцев). Такой же пост мы проезжали накануне с Ираджем в Кермане, но нас там не проверяли.

В Йезде на терминале ко мне сразу же подбежал мужчина и стал называть названия городов. Не дожидаясь, пока он закончит играть сам с собой в города, я сразу сказал – Шираз. Он взял меня за руку и кричал «VIP! Шираз!», что означало – до Шираза ВИП-классом. Я на англ стал объяснять ему, что спрошу билет и потом мы с ним поговорим. Он призвал тяжелую артиллерию в виде таксиста, знающего английский. Через него говорил, что в любое время повезет меня в Шираз. Я сказал, что 12 ночи меня вполне устроит, решив убить 2х зайцев: дорога + ночевка. Оставалось лишь сбить цену, т.к. на ночь он соглашался за 30 тыс туманов. Я в кассу, он – за мной. Ни на шаг не отстает. В кассе сказали, что есть билеты за 14 тыс обычным классом. VIP, видя, что я согласен на 14, скинул цену с 30ти до 25ти и теребил переводчика «переведи ему, скидка! Скидка!». Я сделал вид, что думаю. В итоге согласился. Оппонент аж вспотел. По пути к ЕГО кассе (а в Иране на терминалах куча автокомпаний и у каждой своя касса) он спросил, откуда я?

– Россия.

И тут он сказал, что в таком случае – еще дешевле. 20 тыс. Итого в 1,5 раза дешевле и решены 2 проблемы. Ночевка и транспорт. А так как VIP-класс автобус, то еще и покормят )

Решив вопрос с транспортом и ночевкой, смело отправился в центр города. Его осмотр решил начать с комплекса Амир Чакмак, основной частью которого является трехэтажное Хосе́йние, ритуальное здание, предназначенное для молитв и скорби по имаму Хусейну.

Справа от комплекса здание с пятью бадги́рами. Раньше это был огромный резервуар, в котором хранили воду для города. Там ко мне подошел мальчик лет 12ти, стал по-английски рассказывать про достопримечательности Йезда, предложил сфотографировать меня на мой фотоаппарат, ну и вообще сказал, что может прогуляться со мной по городу. Я решил, что с компанией лучше, чем одному. Оказалось, что мальчику этому не 12, а 15 лет. Спросил у него – где тут можно отведать фалуде. Он отвел меня в лавку, где делали и продавали это лакомство. Я попросил 2 порции – для меня и моего нового друга. Спутник мой отказался, а я попробовал. Довольно необычно и вкусно, но очень сладко. Это первое мороженое, которое было изобретено. Тонкие хрустящие макароны-паутинка из кукурузной муки в холодном сладком сиропе. Поливаются разными добавками еще.

Спустя некоторое время оказалось, что мальчик этот ждет от меня 1 доллар. Расплатился с ним за его компанию и пошел в Храм Огня. Зороастрийский храм Аташкаде. Города Керман и Йезд, их окрестности и прилегающие к ним отдельные селения и местечки издавна являлись центрами проживания иранских зороастрийцев. Зороастрийцы провинции Йезд занимались в основном земледелием и садоводством. Наиболее процветающим было селение Хасанабад, превратившееся на протяжении столетий из крошечной деревушки в пустыне в изумительной красоты плодородный оазис.

Поскольку зороастрийцы постоянно ощущали нехватку воды, они избирали человека, который распределял воду между членами общины. Его называли абйар (или авйар). Он работал за плату и получал свою долю урожая натурой: пшеницей или кукурузой.

Так как постоянного снабжения водой йездский оазис не имел, его жители сооружали подземные водохранилища и колодцы, в которых скапливались подземные грунтовые воды.

Согласно иранской традиции, Александр Македонский после завоевания Ирана в IV в. до н.э. использовал г. Йезд как военное поселение и место заточения военнопленных и ссылки своих военачальников. Так, когда один из правителей города Рея, древней столицы Ирана, поднял против Александра Македонского мятеж, он был схвачен и отправлен вместе со своими приближенными и единомышленниками в йездский район, где была заложена по приказу Македонского крепость, получившая наименование “темницы Зулъкарнейна”, куда заточили арестованных. После ухода войск Александра Македонского из этого района крепость перестала охраняться, а поселенцы — бывшие узники начали рыть подземные колодцы, занялись земледелием, ткачеством, строительством домов.

Как видим, отношение к воде здесь особое. Именно поэтому, наверно, в Йезде находится единственный в своем роде и уникальный музей… воды! К нему мы вернемся чуть позже. А пока же про огонь… Как я уже сказал, в Йезде находится храм зараострийцев, куда я и пришел. Огонь здесь не просто огонь. А символ!

Желая во что бы то ни стало сохранить священный огонь от постоянных набегов мусульман, зороастрийцы пытались укреплять свои дома, превращая их в своего рода крепости, но это не спасало их от разбоя, поскольку самым уязвимым местом их сооружений оставался открытый двор и низкие куполообразные крыши с вентиляционными отверстиями посредине. В доме имелся специальный зал с домашним алтарем, где хранился священный огонь.

Вот и в храме тоже, разумеется, горел священный огонь. В этом храме горит огонь с 474 года нашей эры. Чем не вечный огонь.

Еще там были 2 человека, одетых не совсем как иранцы. Спросил – откуда они? Оказалось пакистанцы. Спрашиваю – из Захедана? ДА! – с удивлением ответили они. Удивились, как это я угадал город из которого они приехали. Захедан – единственный город, который я знал на границе Ирана и Пакистана. Приглашали к себе в гости. Но Захедан не входил в мой маршрут и я рисковал сбиться с курса. потому вежливо отказался.

И направился в тот самый музей воды, который упоминался чуть выше.

Не забывайте подписываться!

Еще больше моих путешествий здесь: https://captain-kozlov.ru/


Интересные факты о городах и странах, в которых я побывал:
https://dzen.ru/captain_kozlov

Автовокзал (Бус-терминал) в городе Керман
Автовокзал (Бус-терминал) в городе Керман
Фалюде. Первое изобретенное мороженое
Фалюде. Первое изобретенное мороженое
Символ города Йезд в Иране
Символ города Йезд в Иране
По дороге из Кермана в Йезд
По дороге из Кермана в Йезд
Зараострийский храм поклонения огню. Аташкаде
Зараострийский храм поклонения огню. Аташкаде
Заратустра. На следующий день мне суждено будет снова прикоснуться к нему
Заратустра. На следующий день мне суждено будет снова прикоснуться к нему
Два пакистанца в храме огня
Два пакистанца в храме огня
Огонь - символ поклонения зараострийцев. Горит уже с 474 года нашей эры
Огонь - символ поклонения зараострийцев. Горит уже с 474 года нашей эры
По дороге из Кермана в Йезд
По дороге из Кермана в Йезд
В городе Йезд
В городе Йезд
Улицы города Йезд в Иране
Улицы города Йезд в Иране
На улицах Йезда в Иране
На улицах Йезда в Иране