157 подписчиков

«Пиф-паф, ой-ой-ой!» (1980): советская мультклассика, не теряющая актуальности

184 прочитали

Очаровательная мультипликацию, отрывки из которой русскоязычные оперные певцы не стесняются вставлять в собственную концертную программу. А это многого стоит.

Обложка мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой!» (1980)
Обложка мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой!» (1980)

Взрослое произведение

Безусловно, этот мультфильм снимался для взрослых: дети вряд ли поймут большинство аллюзий и отсылок. К тому же это ещё и сатира на культурные явления того времени, а в равной степени – на театральную интеллигенцию. По-моему, забавно.

Опереточные зайцы
Опереточные зайцы

В основе лежит шуточное стихотворение, строки из которого попали и в название мультика. Думаю, большинство читающих статью так или иначе знакомы с оригиналом, пусть даже шапочно.

Оперный охотник и вороватый заяц
Оперный охотник и вороватый заяц

Особенно трогательным кажется разделение на пять частей:

  1. драма (репетиция);
  2. оперетта;
  3. утренник;
  4. экспериментальная постановка;
  5. опера.

Вот как раз в первой хорошенько там прошлись по деятелям искусств, которые в своей гениальности настолько преисполнились, что заставляют задуматься о вызове скорой. Не удивлюсь, если в лице режиссёра многие узнают разного рода селебрити. Необязательно даже от театра.

Оперетта же отсылает к легкомысленной молодёжной культуре, которая абсолютно всё воспринимает несерьёзно, даже если буквально пару минут назад сущий пустяк возводила на уровень вселенской катастрофы.

Типичный утренник
Типичный утренник

Утренниковая часть демонстрирует... нелепость? Детских мероприятий. Когда взрослые пытаются казаться «стильными, модными, молодёжными», из-за чего кажутся ещё более кринжовыми, чем есть. И это ощущение усиливается за счёт определённых моментов, в которых чувствуется абсолютно наплевательское отношение к аудитории.

Творческий эксперимент
Творческий эксперимент

А вот «экспериментальная часть», даже делая реверанс в сторону «Иисуса Христа-суперзвезды», всё равно выставляет подобное современное искусство в качестве чего-то максимально нелепого. Думаю, такое отношение до сих пор сохраняется у старшего (нынешнего) поколения по отношению к детскому (всё для того же нынешнего старшего поколения) контенту.

Хотя вот так посмотришь на «солидные» продукты и диву даёшься. Просто в качестве примера. Даже несмотря на всю заявляемую «прогрессивность» заядлых медийных театралов из условно-либерального сектора, они придерживаются весьма консервативных взглядов. Поэтому предлагаю сравнить два продукта (даже больше):

  • спектакли Чулпан Хаматовой о репрессиях, Горбачёве и вот этом всём — сильно серьёзный продукт;
  • рок-оперу «Дорога без возврата» про Геральта (сакраментальный «Ведьмак», да) от симфо-рок-группы ESSE, записанный чуть ли не десять лет назад.

Просто почитайте рецензию о происходящем на сцене для первого и найдите ролики с записью второго на ютубе. А теперь – обратно к мультику.

То есть, да, многие современно-прогрессивные продукты кажутся легкомысленные и в своей «игре со смыслами» оказываются абсолютно пустыми. Однако!

В нашем 2022 году «классическое» искусство нередко представляют как раз те люди, которых в мультике высмеивали за оголтелый «прогрессивизм»
И вот эти их абсолютно пустые спектакли,
«наполненные глубоким философским подтекстом и ощущением эпохи» – по словам афиллированных критиков-друзяшек – на порядок уступают сегодняшнему «прогрессивному». То есть, любительские проекты, созданные увлечённой молодёжью, сильно обгоняют то, на что государство выделяло деньги из бюджета.

Великая драма
Великая драма

Наконец, финальную оперную часть обычно и стараются обыграть. Что логично, ведь певцы – оперные, да и партия там... скажем так, наиболее простая для исполнения сольному исполнителю, не требует существенной актёрской игры (разве что игры голосом).

В общем, чудесное произведение, о многом заставляет задуматься.

Полноценная классика

От меня мультфильм «Пиф-паф, ой-ой-ой!» 1980 года получает заслуженные 8 баллов из 10 за влияние на русскоязычную оперную сцену, вотъ.

Много ли знаете стихов, которые стали сатирическим мультфильмом, часть которого исполняется профессиональными оперными певцами во время концертов? Вот, то-то же!

Рейтинг у нас выставлен «0 +», хотя мультик заявлен взрослым. Поэтому кому смотреть – хороший вопрос.

Думаю, подростки уже могут более-менее оценить большую часть заложенных авторами смыслов. Просмотр короткометражки не займёт много времени, но, возможно, научит лучше понимать как многообразие форм искусства, так и их неоднозначность.