Найти тему

Пора кататься на санях! Почему это точно нужно сделать молодоженам и тем, кто хочет вступить в брак

С 24 ноября в городах начинались зимние гулянья на санях. Тут мне вспоминается эпизод из "Войны и мира", где описаны святочные развеселые гулянья на санях, да так хорошо, что хочется также позабавиться зимой!

"...и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу…все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани."

В старину первое гулянье на санях было особенно важно в той семье, где осенью состоялась свадьба. Почему молодоженам нужно было прокатиться именно на санях, и как сани связаны с эротической символикой, расскажу в конце статьи.

Федота Сычков, «Катание с гор»
Федота Сычков, «Катание с гор»

Как устраивали гуляние на санях? В этот день молодая жена впервые выходила в свет и, как велел обычай, раскланивалась всем соседям. Первыми в расписные, позолоченные сани садились новобрачные, а за ними - "длинный поезд родных" на санях, украшенных волчьими и медвежьими мехами.

"Свекор и свекровь, отправляя свою невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего от лихого глаза. Подле порога, в сенях, постилали овчинную шубу навыворот. Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свекор и свекровь встречали свою невестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечерняя пирушка оканчивала торжество." (Сахаров И., «Сказания русского народа»)
Катание на Масленицу, Алексей Степанов, 1910
Катание на Масленицу, Алексей Степанов, 1910

В чем сакральный смысл катания?

Кататься на санях - не просто увеселительный обряд. Корнями это действо уходит в глубокую древность, где катание было символом обмена с землей репродуктивной энергией, что женщинам помогало зачать, а молодежи - вступить в брак. И сани как символ перехода здесь занимают особое место.

Катались с этой целью не только на санях. На святочных посиделках, например, молодые парни и девушки катались-кувыркались по полу друг с другом или вместе с ряжеными.

В Нижегородской губернии на святки ряженый «медведь» сидел на посиделках в углу избы и поочередно указывал на девушек, которые должны были подойти и поцеловать его. Если девушка делала это плохо, он мазал ее сажей, а затем обнимал и катался с ней по полу. В Ветлужском крае на святочных вечерках два парня, называемые «катальщиками», ловили парня и девушку, заматывали их в полог и катали по полу. При этом они время от времени спрашивали: «Скатали валенки?» Если парень и девушка отвечали: «Скатали, скатали», то их отпускали; если же те говорили: «Нет, еще не готовы», то катание продолжалось еще некоторое время. (Славянские древности, Этнолингвистический словарь, т.2.).

P.S. Интересно, что в Германии в наши дни устраивают "голые" заезды на санях: немцы в одном исподнем, а кто и в чем мать родила, катятся с горы. (В сети много фото, здесь публиковать не стану ;) Большинство видят в этом, конечно, увеселительное мероприятие и повод выложить в соцсетях эффектные фотографии. Но зная о символике древнего ритуала, невольно вспомнишь про генетическую память и коллективное бессознательное.

Катание на санках в Сондермаркен. Копенгаген Пол Фишер, XX в.
Катание на санках в Сондермаркен. Копенгаген Пол Фишер, XX в.

А вы уже присмотрели зимнюю горку? пойдете кататься? :)

Поддержите публикацию, если вам понравилось. Ваши отклики вдохновляют меня рассказывать о русской традиции больше!