Найти тему
UTTERING | Media

Атомная энергетика в контексте Республики Болгария.

Геополитика на протяжении всей истории человечества играла ключевую роль в становлении государств. В 1618 г., мировая элита предприняла попытки по регулированию и структуризации мирового порядка, Вестфальская система, предоставляя право каждому государству на самоопределение и невмешательство в дела других, предопределила роль каждой страны на международной арене и дала возможность на определённый промежуток времени, обеспечивать безопасность с помощью международного права, различного рода соглашений и дипломатии. Однако, вместе с переходом к индустриальному периоду, была заложена основа процесса глобализации, которая привела к ослаблению национального суверенитета и спровоцировала правительства пренебрегать интересами собственного государства для достижения конкретных целей в рамках определённых союзов. Всё это подрывало основы и правила ранее установленного порядок в мире и в конечном, отсталость и неспособность подстраиваться под новые реалии, привели к конфликту всемерного масштаба- Первую мировую войну. В ходе которого одни государства старались отстоять свои собственные интересы и занять более высокую позицию на мировой арене, а другие в то же самое время, преследовали цели- сохранить свою гегемонию в определённых частях света и поставить под свой собственный контроль, некогда ведущие державы. Версальско-Вашингтонская система миропорядка попыталась сформировать новые условия на международной арене, однако где по прежнему большая часть мира строго контролировалась определённой группой элит и стран, которые осуществляли свою деятельность и достигали своих целей посредством организации «Лига Наций». Но именно из-за того, что данная структура была основана на принципах старого порядка, входе которого по прежнему ряд стран практически не имели своих прав на международной арене и более того, к этому списку прибавилась Германия, в бывшем одно из центральных государств, играющее ключевую роль в Европе. «Новая» система не просуществовала должного периода времени и можно сказать, что её конец ознаменовался началом Второй Мировой Войны. После которой, с учётом уже пройденных ошибок в построении стабильного и безопасного миропорядка, была создана Ялтинско-Постдамкая международная система, которая охарактеризовалась разделением мира на два полюса- социалистический, во главе СССР и западный, которым руководили США. Отличительной чертой нового мира являлась относительная свобода в выборе стран периферии, которая однако жёстко контролировалась сверхдержавами. Ярким примером является «движение неприсоединения», участники которого в 1961 г. поддержали необходимость сохранения нейтралитета для дальнейшего независимого политического и экономического развития. Однако, несмотря на такой посыл стран-участниц, многие государства тем или иным образом были неразрывно связаны с какой-либо сверхдержавой.

Развал Советского союза положил начало однополярному миру, где роль лидера на себя взяла Америка и на протяжении более 15 лет устойчиво занимала данную позицию, но с усилением роли на международной арене таких участниц как: Россия, Китай и Индия, многие эксперты высказываются о начале преобразования системы из монополярной в многополярную.

Всё вышеперечисленное доказывает тот факт, что центральные державы мира, на протяжении всей истории разными способами старались контролировать менее развитые страны. Причин, из-за которых осуществлялась так называемая экспансия много, однако самой главной является понимание необходимости наличия достаточного количества энергоресурсов для дальнейшего развития государства. Так, страны Европы никогда не были богаты полезными ископаемыми и осознавая этот факт, государственные деятели с древнейших времён старались захватить наиболее плодотворные и богатые земли. К примеру, Англия стремилась завладеть как можно большим количеством территорий, для того, чтобы именно там добывать все необходимые ресурсы и после этого концентрировать их в Лондоне, то есть использовала свои колонии исключительно как «доноров».

В 21 веке, ситуация с потребностью в энергоресурсах практически не изменилась, а даже возросла. Политики всего мира понимают всю необходимость и важность данного аспекта для дальнейшего развития своих стран и более того, сегодня всё большую актуальность приобретает такой термин как: «энергобезопасноть». Для того, чтобы в государстве развивались различные отрасли экономики, население свободно осуществляло все свои жизненно необходимые потребности и государственный аппарат проводил независимую, свободную политику, страна должна быть обеспечена всеми энергоресурсами. Энергетическая безопасность осуществляется в 21 веке не только за счёт внутренних возможностей государства, но и за счёт стабильного партнёрства с региональными державами. Для успешного функционирования данного сектора, необходимо рационально дифференцировать поступающие потоки энергоресурсов, а также развивать способы производства электроэнергии внутри страны. Сегодня, для тех регионов, которые не богаты полезными ископаемыми, предоставляется возможность в виде возобновляемых источников энергии (ВИЭ): ВЭС, СЭС, ГЭС или АЭС. Именно благодаря совершенствованию энергетической инфраструктуры и созданию альтернативных источников энергии, государство может обеспечить себя экономически развитым и безопасным будущем.

Энергетическая безопасность.

Энергетический сектор на протяжении всей истории человечества являлся одним из ключевых в существовании и развитии государства. Без достаточного количества энергоресурсов было невозможно функционирование каких-либо предприятий, наличие армии и ведение боевых действий, а также осуществление нормальной жизнедеятельности население. Принимая во внимание всю важность наличия и рационального потребления энергии, в 1960 г. была принята резолюция ООН, в которой говорилось о необходимости уважения прав каждого государства распоряжаться своими энергоресурсами именно так, как оно считает нужным, необходимо также упомянуть резолюцию ГА ООН от 1962 г, в которой подтверждается суверенное право народа на ресурсы и рациональное использование их в интересах государства. Можно сказать, что именно данные документы положили начало современному понятию «энергобезопансоть».

Энергетическая безопасность (ЭБ) государства в 21 веке не только не утратила своей актуальность, но и расширила своё понятие и вехи развития на десятилетия вперёд. Так, сегодня эксперты не могут прийти к общей точке зрения и вывести определения ЭБ, однако используя различные стратегии устойчивого развития энергетики и доклады Мирового Энергетического совета (МЭС), можно предположить, что данное понятие включает в себя. Согласно МЭС, безопасность в сфере энергетики это возможность государства и как следствие правительственного аппарат закрывать все потребности населения в вопросе энергоресурсов, а также своевременно и действенно реагировать на возникновение каких-либо возможных перебоев в поставках электричества или топлива. Существует три основных понятия, которые учитываются при оценки энергетической развитости и стабильности государства: энергетическая безопасность, доступность и экологическая устойчивость[3]. Под «доступностью» понимается умение государства правильно дифференцировать потоки энергоресурсов для обеспечения стабильной жизнедеятельности населения внутри страны, не менее важным аспектом в данном направлении является и ценообразование на топливо и электричество. Третьим аспектом, который в ближайшее время будет играть ключевую роль, является «экологическая устойчивость». Тенденции, которые прослеживаются сегодня показывают, что большинство развитых регионов мира стремятся к углеродной нейтральности посредством преобразования способов производства энергии. Уже сегодня ряд стран заявили о своих намерениях отказаться от ископаемых видов ресурсов в пользу ВИЭ. Таким образом, государства в которых энергообеспечение завязано на нефти, метане, угле и других подобных видах топлива, могут оказаться в опасности, а население остаться без должного уровня обеспечения электроэнергии. Именно по этому, необходимо заранее предпринимать определённые шаги по диверсификации энергопроизводсвта и энергопотребления.

Место атомной электроэнергии в Болгарии и Европейском Союзе.

Согласно схеме РосАтома «зелёный квадрат» представленной ещё в 2015 г. на международной климатической конференции, существует четыре основных вида ВИЭ, на которые необходимо обратить своё внимание в процессе «зелёного перехода»: ветреные электростанции, солнечные электростанции, гидроэлектростанции и атомные электростанции (АЭС). Я бы хотел остановиться именно на АЭС в контексте Республики Болгарии, так как по мнению многих экспертов, именно данный вид возобновляемых источников энергии является наиболее оптимальной альтернативой ископаемому топливу.

Сегодня на территории Болгарии находится одна действующая атомная электростанция «Козлодуй» спроектированная и построенная ещё в годы Советского Союза. Она располагает 2 действующими атомными реакторами: №5 и №6. Блоки с 1 по 4 были закрыты входе Евроитеграции Республики Болгарии и несмотря на то, что правительство получило компенсацию в виде 550 млн. долларов США, по мнению аналитиков потери последовавшие за

данным шагом, превышают выделенную сумму в три раза. Более того, во время использования всех 6 энергоблоков, АЭС обеспечивала около 45% от общего количества потребления электроэнергии страны, вырабатывая ориентировочно 5000МВт, с учётом того, что 4 из них было старого типа. Сегодня атомная электростанция имеет мощность в 2000 МВт и обеспечивает около 30% производства электроэнергии в стране, при подсчётах процентов необходимо помнить, что количество заводов и различного рода предприятий значительно сократилось с 2002 г. с чем и связано непропорциональное изменение доли атома на энергетическом рынке. В данном контексте, необходимо упомянуть, что несмотря на скептическое настроении Еврокомисси к атомной энергетики до 2022 года, на протяжении долго периода времени, лидирующую позицию в данном секторе занимает Франция, член Европейского союза с населением 67 миллионов человек. Она обладает 56 ядерными реакторами, которые вырабатывают 70% электроэнергии страны. Также, основываясь на информации статистического агентства Eurostat, Республика Болгария занимает только лишь 8 место в рамках Европейского союза по данному направлению, в это же время лидерами являются: 1. Франция, 2. Германия, 3. Испания. Данные показатели дают понять, что вышеупомянутые государства возможно в наименьшей степени зависят от ископаемого топлива и невозобновляемых источников энергии, что безусловно способствует «зелёному» переходу с наименьшими финансовыми и структурными издержками, и который активно пропагандируется лидерами стран Европы. Более того, подобное распределение производства электроэнергии позволяет обеспечить государствам уровень энергобезопасноти на высоком уровне, что в свою очередь благоприятно сказывается на привлечении иностранных инвестиций во внутреннюю экономику, а также повышает индекс социального развития населения, примером этого служит любая указанная страна в которой широко развито использование атома, однако необходимо помнить об общем количестве потребляемой энергии и направленности её реализации.

Беря во внимание общеевропейскую тенденцию развития атомной энергетики, можно сделать вывод, что правительству Республики Болгария в ближайшем будущем будет необходимо предпринять кардинальные шаги по диверсификации источников получения электроэнергии и в будущем энергопереходе центральное место следовало бы отводить именно ядерному направлению.

Развитие атомной энергетики в Республике Болгария.

Как упоминалось ранее, атомная энергетика в Болгарии получила своё развитие ещё во время Советского союза, однако с тех пор мало что изменилась и фактически, данная отрасль на протяжении долгого периода времени лишь стагнировала и существенно не модернизировалась. Одной из немногих попыток было строительство атомной электростанции вблизи города Белене, которое началось ещё в конце 80-х годов 20 века и по которому по сей день идут споры. Правительство Болгарии ни раз заявляло о намерении остановить окончательно стройку АЭС из-за чего и было обязано выплатить компенсацию дочерней компании РосАтома- АтомСтройЭкспорт в размере 600 млн. евро по постановлению суда от 2016г. Необходимо подчеркнуть, что НЕК была вынуждена взять в долг у государства данную сумму и только спустя 4 года, в марте 2022 г, компания смогла закрыть свою задолженность перед государством. Однако, благодаря пониманию того, что стране и населению необходим дополнительный стабильный источник энергии помимо газа и ископаемого топлива, а также в обозримом будущем Болгария, как ответственный член Европейского союза и мирового сообщества в целом, будет вынуждена совершить «зелёный» переход в сторону ВИЭ, в СМИ регулярно появляются заявления политических деятелей о намерениях развивать атомную отрасль дальше.

Так, 28 февраля 2022 г., депутат от социалистической партии Болгарии заявил, что для стабильного и устойчивого энергоперехода страны необходимо в ближайшем будущем реализовать проект АЭС «Белене», а также модернизировать уже существующую станцию АЭС «Козлодуй». Так как правительство понимает необходимость отказа от твёрдого топлива в виде угля, как наиболее опасного источника энергии для окружающей среды, и для соответствия международным стандартам. Однако для закрытия угольных шахт, к примеру как- «Маришкия басейн», необходимо внести изменения в статистику видов источников энергии, согласно Eurostat, на страны: Германия, Польша, Чехия, Греция, Болгария и Румыния приходится 98% общего потребления бурого угля в качестве энергоресурса для производства электричества и тепла. В то время как в рамках ЕС на атом приходится 25%, бурый уголь занимает лишь 8,9% от общего производства электроэнергии союза, соответственно можно сделать вывод, что большинство стран, за исключением шесть вышеуказанных, так или иначе уже отказались от твёрдого вида топлива и успешно выстраивают «зелёную» политику.

3 марта 2022 г. министр финансов Республики Болгария и председатель компании «Булатом»- Богомил Манчев, заявили о намерении правительства построить новые атомные мощности в ближайшем будущем. Возможным партнёром по данному проекту является Греция, однако Афины настроены против размещения каких-либо атомных электростанций на территории своей страна, а также не являются членом Международного энергетического агентства, что может повлечь за собой ряд непредвиденных осложнений во время реализации АЭС. Однако, не смотря на все риски представитель Булатом подтвердил свои намерения и указал, что для постройки энергоблоков страна располагает несколькими уже подготовленными площадками, а именно: печально известную Белене и два блока на АЭС «Козлодуй». Строительство в рамках подобного союза может привести к ряду издержек в виде дефицита достаточно квалифицированного персонала для возведения реактора, который имел бы опыт строительства в зарубежный странах в рамках международного сотрудничества, а также отсутствия собственного ядерного топлива для энергоблоков неизбежно приведёт к тому, что государству будет необходимо обращаться к третьей стороне для заключения контрактов о поставках, данный шаг также скажется на стоимости и без того дорогостоящего проекта. Именно по этим причинам, при планировании строительства атомной электростанции, необходимо детально изучать опыт и специфику работы, а также учитывать список предоставляемых услуг компанией, для выбора наиболее надёжного партнёра.

Заключение

Таким образом, на протяжении практически всей истории человечества, энергетические ресурсы были главной причиной многих войн и конфликтов между государствами и нациями. 20 и 21 вв. подарили человечеству возможность самостоятельно управлять данным сектором, не зависимо от того, богата ли страна полезными ископаемыми или нет. Инвестируя в проекты по строительству и модернизации альтернативных источников энергии, правительство обеспечивает население возможностью развивать различные экономические отрасли и осуществлять полноценную жизнедеятельность.

Энергетическая безопасность выступает своеобразным базисом и основой для создания экономически и политически сильного государства. Достаточное количество дешёвой электроэнергии и не менее важно, развитая система доставки производимой электроэнергии потребителю, способствует созданию специальных экономических зон, что в свою очередь является одним из ключевых факторов по привлечению ТНК и международных компаний, которые инвестируя во внутреннюю экономику, способствуют развитию производств, сферу услуг и индексу социального развития населения.

Атомные электростанции на сегодняшний день являются наиболее перспективным и целесообразным источниками электроэнергии в рамках «зелёного» перехода. Несмотря на разнообразие ВИЭ в виде СЭС, ВЭС или ГЭС, многие из них либо сильно подвержены погодным и природным условиям, что может привести к отключению от энергосети небольшого города, либо из-за недостаточной развитости, отсутствует возможность выработки необходимой количества электроэнергии.

Более того, для успешного развития ВИЭ, как я упоминал раньше, необходимо сотрудничать с проверенными, специализированными компании, которые в портфелях имеют уже ранее успешно реализованные проекты. В данном аспекте нельзя обойти стороной РосАтом, который на протяжении долгого периода времени активно сотрудничает с различными государствами и выполняет все контрактные работы в срок. Более того, данная компания является лидером по количеству проектов, находящихся в портфеле и единственной, которая имеет в своём распоряжении полный цикл работ по реализации и ввода в эксплуатацию атомных электростанций.

В завершение необходимо сказать, что несмотря на политику, которую проводят различные союзы и объединения, правительство государства в первую очередь должно руководствоваться интересами собственных граждан и стремиться к тому, чтобы как можно быстрее и правильнее обеспечить свою страну энергетической безопасностью и развитой инфраструктурой.