Республика Молдова в некоторых аспектах схожа с Республикой Беларусь.
Например, в обеих странах хорошо развит агросектор. И если в Беларуси сельское хозяйство - это одно из приоритетных направлений экономики, которое поддерживается на протяжении многих лет на самом высшем уровне, то в Молдавии ситуация ухудшается год от года. И дело даже не в засухе или проливных дождях, которые повлияли на урожай. Русофобская политика нынешнего президента Молдовы Майи Санду привела к тому, что местным фермерам некому продавать свою продукцию - нет рынков сбыта. Санду на заре своей политической карьеры обещала дать возможность фермерам выйти на рынок ЕС. Однако свои слова она не подкрепила делом. Оно и понятно, ведь ЕС не нуждается в ещё одном сильном конкуренте на рынке сельхозпродукции. Под сильным я имею ввиду то, что производство сельхозпродукции обходится молдованам в разы дешевле, чем европейским фермерам, которых, к слову, ЕС щедро обеспечивает субсидиями. Хитрая Европа нашла способ, как обьяснить своё нежелание видеть молдавские фрукты и овощи на прилавках своих магазинов: они, фрукты и овощи, попросту несоответствуют нормам и требованиям ЕС. Сегодня Молдова подошла к тому, что на повестку дня вынесен вопрос о сокращении площадей, занятых садами. Как на это реагирует Майя Санду? Да никак. Она не способна решить эту проблему, которая грозит лишить значительную часть фермеров постоянного дохода.
Из-за негативных погодных явлений в этом году Молдавия недосчиталась значительного объема зерна и кукурузы. Вкупе с ростом цен на дизтопливо, запчасти и удобрения ситуация в агросекторе специалистами характеризуется, как кризисная. 21 июня 2022 года ассоциация «Сила фермеров» провела общереспубликанский предупредительный протест. До этого аграрии встречались с премьер-министром, после чего констатировали, что никаких четких мер так и не было принято. Они требовали от государства возместить им акцизы на купленное в 2022 году топливо, частично компенсировать затраты на солярку, удобрения и пестициды, приобретенные за последние полгода, не допустить дефицита на рынке горючего и ограничить торговую надбавку при продаже топлива оптом, разблокировать экспорт пшеницы или закупить для госрезерва минимум 100 тысяч тонн зерна. Но воз, как говорится, и ныне там.
Впрочем, подобная ситуация складывается не лучшим образом и в других секторах молдавской экономики. В итоге экономисты указывают на отсутствие экономического роста (согласно последнему отчету Международного валютного фонда, экономический рост в Молдове в 2022 году составит всего 0,3%), высокую инфляцию (на ноябрь 2022 года она составила 35% при том, что в начале 2022 года эксперты из Национального институт экономических исследований Молдовы пророчили этот показатель на уровне 20%), рекордный дефицит бюджета (дефицит бюджета увеличился на 4,25 миллиарда леев, достигнув рекордных 19,4 миллиарда леев, что равно, примерно, 7% ВВП). Вывод здесь один: экономика Молдовы впадает в период тяжёлого и затяжного кризиса. Его последствия уже ощущают миллионы граждан этой страны, которые вынуждены оплачивать коммунальные услуги, электричество и газ по тарифам, возросшим в несколько раз. Так, 2 ноября Национальное агентство по регулированию в энергетике утвердило новую ценовую ставку на электричество для населения в размере 4,81 леи за 1 кВт/час. В белорусских рублях это, примерно, 0,602003 рубля. Для сравнения в Беларуси самый "дорогой" одноставочный тариф на электроэнергию составляет 0,2321 рубль за 1 кВт.ч или 1,85 молдавской леи за 1 кВт/час, то есть на 2,96 леи дешевле. Если учесть, что в Беларуси действует дифференцированный подход к оплате электроэнергии и применить-сравнить самые низкие тарифы, то эта ценовая разбежка будет ещё больше не в пользу Молдовы.
Аналогичная ситуация с газом. Впрочем, его Майи Санду не на что покупать: согласно статистике в ноябре в Молдову поступит только 51% газа от необходимого объёма.
Нет денег не только у правительства, но и у работников бюджетной сферы, пенсионеров, что приводит к недовольству граждан Молдовы и стихийным массовым протестам в столице страны, в Кишинёве.
В то же время у Майи Санду одно решение на все случаи жизни: попросить денег у западных стран. Однако те не спешат расставаться с деньгами. Недавно премьер-министр заявил, что собирается попросить у ЕС 1,1 млрд евро. Но на 3-ем заседании "Платформы поддержки Молдовы", которое проводилось в Париже, Франция и Германия со скрипом выделили всего 100 млн. евро. На большее Молдове рассчитывать не приходится, а ведь впереди зима, а ведь запасов газа нет... Хорошо, что Румыния пообещала дать дров. Впрочем, как в той пословице: обещанного три года ждут.
Так всегда бывает, когда руководитель страны работает не на благо своей страны, не во имя её экономических и национальных интересов, а по указке своих ставленников. В частности, Санду поставили на пост президента только лишь с одной задачей: она должна полностью разорвать все связи с Россией. Ей на государственном уровне удаётся это сделать. Правда с населением не повезло: значительная часть граждан тяготеет к России и не желает вступать в ЕС.
А при чем тут Тихановская? Да при всём: она, прийди к власти, точно так же будет рвать все связи с Россией, точно так же будет рассчитывать на европодачки, точно так же поспособствует уничтожению многих секторов белорусской экономики в угоду своим европейским кураторам, которые не захотят видеть на полках европейских магазинов товары с пометкой made in Belarus. Она, Тихановская, или кто-то другой евроцентричный прЭзидент будет вести оголтелую политику русофобии, которая выльется в выдавливании русского языка из общества. А ещё белорусам придётся забыть про дешевые электричество, газ и коммунальные услуги, так как платить придётся по тарифам, рассчитанным исходя из мировых цен на энергоносители. И это будет только началом конца Беларуси. К чему это может привести? К потере независимости, так как ослабленную страну проще прибрать к рукам. К слову, Польша давно присматривается к белорусским территориям...