Что такое искусство? Это разговор о себе / с собой? Или это разговор с миром и о мире? Или с Богом обо всём? Искусство — это форма любви или охота за птицей-красотой? Или это спасение души, побег от мрака? Ответов на эти вопросы у меня нет. Наверно, искусство — это всё вместе, то есть одним махом семерых зайцев убивахом.
Город Коломна — счастливец: в нём жил и творил настоящий волшебник — Андрей Мещанов. Художников, пишущих «скушные» берёзки да купола, — сотни и тысячи, а художников, обладающих собственным голосом (как им обладали Филонов, Шагал, Чюрлёнис), — единицы. Есть творцы-«изобразители», а есть — «преобразители»: настоящее искусство не только и не столько изображает, сколько преображает. Вот ко второй категории относится и Мещанов, подлинный духовидец, визионер, теург.
Все, кто знали Мещанова, говорят, что он был человеком исключительной доброты и внутренней силы. Его картины такие же — добрые и сильные. Я видел художника несколько раз, однажды побывал на его выставке и один раз мельком общался с ним. Городок у нас небольшой, все так или иначе могут пересекаться друг с другом. Например, сестра моя с Андреем немного дружила, когда работала в аптеке: он у неё покупал лекарства для своего ребёнка, а однажды даже подарил свою картину — портрет собаки с грустными человеческими глазами.
Довольно причудливыми, подобно его картинам, были и зигзаги судьбы Андрея. Блестящая учёба в школе и «Бауманке», которую он бросил после первого курса. Океанологический факультет ЛГМИ. Спорт, точнее, боевые искусства (работа тренером дзюдо в детской спортивной школе). Преподавание ИЗО в школе. Реставраторская деятельность в храме на Соловках. Фермерство. Прыжки с парашютом. Стрельба из лука. И многое другое — всё это было, наверно, необходимо в итоге для главного — холстов. Их Мещанов начал «красить» в первой половине 1990-х.
Картины Мещанова — не только «про красоту», они заставляют работать ум, душу, сердце, они удивительно мудры, и даже самые «простые» пейзажи и натюрморты всегда заставляют крепко задуматься, пофилософствовать. Часто в основе его произведений что-то мифическое, фольклорное, а подчас это и вовсе совершенно новая, «придуманная» реальность. Многие полотна Андрея можно назвать "картинами-притчами", но притчевость эта не навязчива, лишена грубой назидательности.
Мне нравится, что картины Мещанова не перегружены деталями и символами. В них — только главное (к примеру, у Дали перегружены, а, скажем, у Кирико — нет, но от этого второй только выигрывает).
Одна из моих любимых мещановских работ — «Полёт». На ней у подножия холма на больших камнях сидят, раскинув руки, три человека в странных белых одеждах, ветер колышет их волосы. Кто эти люди — творцы, пациенты психиатрической клиники или просто счастливцы праздные? А это и не важно. Главное, что зритель невероятным образом приподнимается над самим собой, глядя на такое. Чудо? Чудо.
Мещанов не отдавал предпочтения какому-то одному стилю или направлению, перемешивая жизнь, миф, фэнтези, сны в нужной ему пропорции по своему усмотрению. Андрей говорил, что в основе композиций лежит личная жизнь и тема вечного поиска своего предназначения. А себя он уподоблял шуту, который всё реже смеётся. Один из излюбленных лейтмотивов Мещанова — как раз шуты. Шут — это символ и искусства, и правды, и «смеха сквозь слёзы», и много чего ещё. Одна из «визитных карточек» Андрея — картина «Одиночество». Почему она так глубоко трогает? Потому что она (в том числе) про каждого из нас. Казалось бы, у героя картины всё есть — и уют в доме, и достаток, и внимательная красавица-жена, а в глазах космическая скорбь и чёрная пустота в душе. Отчего так? Оттого, что это жизнь.
Интересен способ, с помощью которого Андрей придумывал идеи своих полотен.
Разглядывать холсты Мещанова — это как слетать на другую планету или попутешествовать на машине времени. В этих холстах есть не просто гармония и красота, но и нечто надмирное, идеальное. Этого крепко недостаёт всем нам, современным людям, слишком мирским и неидеальным. В картинах Мещанова, несмотря на всю их сюрреалистичность, есть неуловимая атмосфера детства и необъяснимой «настоящести». Андрей смог «быть как дети», а это удаётся немногим. Некоторые полотна Мещанова при первом взгляде на них как будто уже знакомы зрителю. Стоишь и чешешь голову: "У кого же я это видел? У Брейгеля, Босха? Нет. У Магритта? Нет." Дело тут, наверно, в том, что художник работал с архетипами, то есть с тем, что спрятано в каждом из нас где-то далеко, в подсознании, в прапамяти.
Очень жаль, что больше мы не увидим новых картин Андрея и его самого, живого, крепкого, ироничного, мудрого, доброго, красивого, молодого. Но то, что осталось после него, — это очень много. Андрей Мещанов ушёл. А картины не умирают, они теперь навсегда с нами. Света и любви этих картин хватит на всех.
_______
Ниже некоторые из работ мастера.
Ещё больше картин тут: http://www.msh.ru/
Андрей Мещанов — Серия "Афоризмы"