Из-за санкций и закрытия европейских границ белорусский и российский грузопотоки развернулись на восток.
В 2022 году перспективность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья резко возросла. Однако восточный логистический рынок существенно отличается от западного, и это создает определенные трудности как для перевозчиков, так и для грузовладельцев, решивших работать по этим направлениям.
Чтобы выяснить, какого рода проблемы встречаются чаще всего, международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих пользователей. У перевозчиков и грузоотправителей из Беларуси и России спросили, с какими сложностями они сталкиваются при работе со странами Средней Азии и Закавказья. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии.
Вот что показали результаты:
- "Никаких. Успешно работаю со странами Средней Азии и Закавказья" – такой вариант ответа выбрали 10% опрошенных.
- 13% принявших участие в опросе только присматриваются к этим направлениям, но пока не работали по ним.
- 19% отметили высокую конкуренцию.
- 23% выбрали вариант “Безопасность как водителей, так и грузов оставляет желать лучшего”.
- 26% пожаловались на низкий уровень комфорта водителей, отсутствие инфраструктуры и придорожного сервиса.
- Самая же распространенная проблема – “Непонятный документооборот и задержки с оплатой”, за что проголосовало 29% опрошенных.
Несмотря на то что конкуренция, как видно, высока, некоторые грузоотправители отмечают “бешеные” ставки у перевозчиков. Сами же перевозчики чаще пишут о плохом качестве дорог. Выделили респонденты и такие проблемы: пропускная способность КПП “Верхний Ларс", высокая стоимость казахстанского и монгольского ОСАГО, по направлениям Армения/Турция/Азербайджан мало перевозчиков, которые бы предоставили полный пакет документов для проверки их надежности.
По словам директора компании – представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяны Солдатенко, высокая стоимость перевозок в страны Средней Азии и Закавказья – значимая проблема на сегодня. “Часто заказчики оказываются не готовы к ставкам, по которым могут работать перевозчики. Но у высоких цен есть объективные причины: перевозки в эти регионы связаны с большими затратами, следовательно, и ставки приходится поднимать”, – комментирует Татьяна Солдатенко.
Однако, как отмечает эксперт, популярность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья только растет с начала года. И такая тенденция, скорее всего, сохранится в дальнейшем: “С одной стороны этому способствует хорошая рентабельность таких маршрутов для перевозчиков, с другой – укрепление партнерских торговых отношений со странами Востока. А вместе с ростом товарооборота между государствами упрощается и бюрократическая сторона логистики: выдаются дополнительные разрешения, оптимизируются трансграничные процедуры”.
Что касается безопасности, придорожного сервиса, документооборота – сложностей, которые чаще всего выбирали участники опроса, – то решение этих проблем не такая уж и далекая перспектива. Надо учитывать, что страны Средней Азии и Закавказья осознают рост своей значимости в логистических цепочках и заинтересованы в том, чтобы максимально использовать свой транзитный и экспортный потенциал.
“Во многих странах развитие логистики уже поставили в приоритет на государственном уровне. Это значит, что можно рассчитывать на решение вопросов с качеством дорог, безопасностью и комфортом водителей, – отметила Татьяна Солдатенко. – В отношении же проблем с документооборотом и задержек оплаты хочу сказать, что мы уже видим на среднеазиатском рынке резкий рост спроса на автоматизацию процессов и цифровые инструменты. А использование онлайн-площадок и инструментов автоматизации и цифровизации напрямую влияет на повышение прозрачности всех этапов логистических процессов".