Россия модернизирует советскую систему управления ядерным ударом «Мертвая рука», известную как «Периметр». Брюс Блэр, один из ведущих мировых экспертов по ядерному разоружению, заявил в интервью британскому таблоиду Daily Star, что эта автоматизированная система способна нанести ответно-ядерный удар по агрессору, даже если будет уничтожено все военное руководство страны.
«Мертвая рука» — последняя линия обороны России на случай Третьей мировой войны, гарантирующая полное уничтожение ее врагов.
По словам Блэра, система не только работает, но и «улучшается». По словам эксперта, разработка «мертвой руки» в годы холодной войны была мотивирована опасением, что США нанесут ядерный удар по советскому руководству.
Автоматизированная система оснащена датчиками, фиксирующими ядерные взрывы в непосредственной близости от России. Затем система запускает командную ракету, которая излучает сигнал, одновременно активирующий все ракеты в шахтах и пусковых установках.
Несмотря на эту ужасающую идею, доктор Блэр, один из основателей международного движения за невесомость, говорит, что существование такого оружия на самом деле помогает снизить риск ядерной войны. Функциональная «мертвая рука» означает, что Западу всегда придется дважды подумать, прежде чем начать ядерную атаку.
Согласно Daily Star, британский эквивалент «мертвой руки» — это «последние письма»: написанные от руки письма, в которых британский премьер-министр отдает приказы командирам авангардных подводных лодок, несущих ядерные ракеты «Трайдент».
В частности, отмечается, что система периметра может атаковать даже при уничтожении военного командования и может передавать приказы об атаке российских войск в любую точку мира.
Это означает, что даже тактический удар, полностью уничтожающий высокопоставленных российских чиновников, таких как Владимир Путин, не может предотвратить апокалипсис Третьей мировой войны.
Т. Блэр отметил, что система практически полностью автоматизирована, в случае кризиса активировать ее может только один сотрудник, а перед запуском небольшая команда может выполнить ряд операций.
В то же время «Мертвая рука» может снизить риск случайной ядерной атаки, передав управление ядерными ракетами автоматизированной системе контратаки.
Блэр сказал, что передача Россией контроля над ядерным оружием автоматизированной системе стала результатом исторического недоверия к ее вооруженным силам. По словам британского эксперта, именно поэтому «упор делается на автоматизацию и высокотехнологичные меры безопасности».
Мы попросили Александра Храмчихина, заместителя директора Института военно-политического анализа, прокомментировать, как мало в общедоступных западных источниках говорится о системе секретного периметра.
«СП»: — В 1992 году генерал-полковник Варфоломей Коробушин сообщил специалистам Пентагона, что работает над проектом периметра в Ленинграде. «Теперь у нас есть автоматическая ракетная установка, но все командные пункты уничтожены, а команда мертва. Если он обнаружит вспышку света, выброс радиации или изменение давления, эта «мертвая рука» активируется и выпустит команду». Ракеты, которые летают над страной и посылают сигналы нашим ядерным ракетам. Эти ракеты очень хорошо защищены.У их ракет такой защиты нет.Мы связываем это с тем,что ваша страна готовится к нанесению первого удара.-Периметр был нашим ноу-хау,у американцев было что-то подобное?
- Я не слышал об этом американском аналоге, поэтому мне не с чем сравнивать. Конечно, система периметра уникальна — их не может быть больше двух.
SP: Корреспондент Washington Post Дэвид Хоффман написал получившую Пулитцеровскую премию книгу о холодной войне и системе периметра. В книге он утверждает, что система рухнула при Борисе Ельцине. Сегодня Daily Star сообщает, что система жива и здорова и даже была обновлена. у кого есть причина
- Сейчас я не могу сказать, улучшилась ситуация или нет. Как говорится, не знаю, понимаю. Но я подозреваю, что эта система жива и здорова.
Также, по слухам, в этой системе задействована одна из российских ракетных дивизий.
«СП»: — Коробушин сказал, что периметр в основном бездействует. Активируется только во время кризиса. Если система обнаружит признаки ядерного взрыва на советской территории, она сначала попытается связаться с Кремлем. Если бы был контакт, система переставала бы контролировать, если бы нет – начинала работать. Вы можете обойти обычную систему управления и отдать команду на запуск ракет офицерам в подземных бункерах. Немедленное решение об атаке будет принимать человек, а не компьютер. Почему не компьютер?
- Если офицеры еще живы, то было бы странно полностью удалять их из системы. Неважно, цел Кремль или нет, можно подумать, что проще всего полностью автоматизировать систему.
Следует помнить, что если бы все было автоматизировано, то не всем ракетным ведомствам были бы нужны люди.
«СП»: — Известно, что Ракетная армия стратегического назначения СССР, использовавшая систему «Монолит» во время Карибского кризиса 1962 года, отдавала приказы по радио и проводам. Система была разработана таким образом, чтобы нельзя было отказаться от приказа о пуске ракет из Москвы. Однако «сигнальная» система, пришедшая на смену «монолиту», уже обеспечивала возможность отмены заклинаний. «Периметр» еще больше отклонился от оригинального сокращенного шоу. Зачем нужна была такая эволюция?
- Я не готов ответить на этот вопрос, даже если бы захотел. Могу только сказать, что я не участвовал в таких решениях.
«СП»: — Западные источники утверждают, что во времена «холодной войны» США ничего не знали о «периметре». Однако логичнее было бы обратное: в этом случае дополнительным сдерживающим фактором стала бы система гарантированных ответно-встречных ударов. Только после распада Советского Союза американцы узнали о периметре. Разработали ли Соединенные Штаты подобную систему с тех пор?
- Наверное, американцы до сих пор пытаются сделать что-то подобное. В США существует некоторая паранойя по поводу России, поэтому я не могу исключить такой сценарий.
«СП»: — Почему в Великобритании вдруг заговорили о «периметре»?
- Это связано и с нынешним упадком учреждения. Я утверждаю, что взаимная паранойя существует и сейчас, и мне абсолютно не с чем ее сравнивать.
Я не могу сравнивать это с холодной войной. Я бы сказал, что тогда люди были более рациональны и конфликт между СССР и США имел более четкую основу. Кроме того, интеллектуальный и нравственный уровень элиты был намного выше, чем сегодня.
В этом смысле ситуация сегодня хуже, чем тогда.