Найти в Дзене

Образы Ивана Грозного в театре и кино: Шаляпин, Яковлев, Смоктуновский

Работая над ролью Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Федору Шаляпину, по его собственным воспоминаниям, изначально было трудно вжиться в образ: «Ведь вот же: в формальном отношении я пел Грозного безукоризненно правильно, с математической точностью выполняя все музыкальные интонации, то есть пел увеличенную кварту, пел секунду, терцию, большую, малую, как указано. Тем не менее, если бы я даже обладал самым замечательным голосом в мире, то этого все-таки было бы недостаточно для того, чтобы произвести то художественное впечатление, которое требовала данная сценическая фигура в данном положении. Значит — понял я раз навсегда и бесповоротно, — математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Значит, искусство пения нечто большее, чем блеск bel canto…» Артист долго изучал картины и скульптуры великих художников, изображавших Грозного, советовался с историками, но правильное решение образа пришло не

Работая над ролью Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Федору Шаляпину, по его собственным воспоминаниям, изначально было трудно вжиться в образ: «Ведь вот же: в формальном отношении я пел Грозного безукоризненно правильно, с математической точностью выполняя все музыкальные интонации, то есть пел увеличенную кварту, пел секунду, терцию, большую, малую, как указано. Тем не менее, если бы я даже обладал самым замечательным голосом в мире, то этого все-таки было бы недостаточно для того, чтобы произвести то художественное впечатление, которое требовала данная сценическая фигура в данном положении. Значит — понял я раз навсегда и бесповоротно, — математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Значит, искусство пения нечто большее, чем блеск bel canto…»

Фёдор Шаляпин - Иван Грозный
Фёдор Шаляпин - Иван Грозный

Артист долго изучал картины и скульптуры великих художников, изображавших Грозного, советовался с историками, но правильное решение образа пришло не сразу. Особенное впечатление на него произвел портрет работы В. Васнецова, который он увидел в одном из частных собраний. Изобразительный «фундамент» образа царя был заимствован артистом из картины И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» (1885 г.) и скульптуры Антакольского «Иван Грозный» (1871 г.). Отталкиваясь от сложенных воедино впечатлений, он наметил грим, облегчивший создание убедительного внешнего облика Грозного. Анализируя произведения Репина и Антакольского, можно прийти к выводу о том, что Шаляпин использовал для воплощения создаваемого им образа и синтезировал в процессе игры две различные черты характера русского царя: первой свойственен трагизм, а второй – спокойствие, на фоне которых можно наблюдать волевые и мучительные размышления самого героя. Образ Ивана Грозного был создан Ф.И. Шаляпиным в частной опере С.И. Мамонтова, а позже был перенесен великим артистом в кинематограф без каких-либо изменений.

Вначале Шаляпин шел к новой для него роли ощупью. Партия Грозного (отца и жестокого царя-тирана) была написана с очевидным стремлением охватить всю сложную, противоречивую фигуру. Есть и другие темы, характеризующие царя, и каждая из них оттеняет какую-либо новую грань личности или влияние этой страшной фигуры на судьбы других героев произведения. От жестокого, коварного, злобного тирана до одинокого старика, теряющего свою нежданно обретенную дочь, развивается этот сложный образ, требующий глубокой психологической проработки роли. Очень часто, создавая новую оперную роль, Шаляпин стремился увидеть своего будущего героя как можно раньше, еще в начале работы над партией. Ему это было очень важно. Ведь он шел к созданию не просто партии, даже не просто роли, а сценического образа, идя к нему так же, как артист драмы. Слушая музыку своей будущей оперной роли, он одновременно видел своего героя. Конечно, не обошлось дело и без литературы, без изучения истории. Фигура царя неслыханно противоречивая. Тиран, ханжа, великий притворщик, человек подозрительный и коварный. Прочертить и сделать живой всю сложную градацию чувств, выразительно представить различные грани противоречивого характера — все это предстояло сделать артисту, впервые столкнувшемуся с подобной сложной задачей.

Одна из репетиций ярко описана им так: «...Каков был мой ужас, когда я пришел режиссировать оперу и с горьким изумлением убедился, что роль Грозного не идет у меня. Я знал, что Грозный был ханжа. По­этому слова его: «Войти аль нет», которые он произносит на пороге хорОм Токмакова, я произнес тихонько, смиренно и ядовито. В том же тоне я повел роль и дальше. На сцене разлилась невообразимая скука и тоска. Это чувствовали я и все товарищи. На второй репетиции дело пошло не лучше. Я изорвал ноты, что-то сломал, бросился в уборную и там заплакал с отчаяния. Пришел С.И.Мамонтов, похлопал меня по плечу и посоветовал дружески: «Бросьте нервничать, Феденька! Возьмите себя в руки, прикрикните хорошенько на товарищей, да сделайте-ка немножко посильнее первую фразу! Хитряга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет.» Я сразу же понял свою ошибку. Да, Грозный был ханжа, но он был Грозный. Выскочив на сцену, я переменил тон роли и почувствовал, что взял верно. Все оживилось. Артисты, подавая реплики на мой «грозный» тон, тоже изменили отношение к ролям».

Из этой фразы Шаляпина вышло несколько ярких образов Грозного в ХХ веке. А всего четыре слога: «Войти аль нет?»

Один из ярких и известных абсолютно каждому Иванов Грозных – образ из киноленты «Иван Васильевич меняет профессию» (реж. Леонид Гайдай), который создал Юрий Яковлев. На роли Ивана Грозного и Ивана Бунши пробовались семь актёров, но никому не удалось органично вжиться в два разных образа – у него это получилось блестяще, он говорил, что царя «списывал»с образа Николая Черкасова из фильма «Иван Грозный». Впервые в истории советского кино монарх показан не только жестоким, но и обаятельным, вот как писал Яковлев: «Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами».

Юрий Яковлев - Иван Грозный
Юрий Яковлев - Иван Грозный

Комичный образ царя-самозванца был воспринят как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён, например, эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Шурика. Фильм вообще был подвергнут цензуре – замена реплик при озвучании была даже у царя!

Последним из мэтров советской актёрской школы роль Ивана Грозного сыграл Иннокентий Смоктуновский в фильме «Откровение Иоанна Первопечатника» режиссёра Юрия Сорокина (1991), сокращённая версия, предназначенная для показа в кинотеатрах, называлась «Иван Фёдоров»).

-3

Образ, созданный Смоктуновским, является одним из лучших кинематографических изображений Ивана Грозного в последние годы его жизни, на экране появился, фактически, кровавый маньяк со странностями…

Ну а какими получится Иван Грозный у артистов Игоря Балалаева и Владислава Кирюхина - узнаем на премьере мюзикла "Князь Серебряный"!

-4