По словам Владимира, членство в ВТО сэкономило России более 5 миллиардов долларов за последние два года за счет устранения барьеров, а более 90 процентов внешней торговли России регулируется правилами Всемирной торговой организации. В интервью РИА Новости он подвел итоги десятилетней работы России как предприятия и объяснил, чем выгодно членство России и почему реформы ВТО затрудняют поддержку соседних стран.
Владимир Угниевич, Россия является членом Всемирной торговой организации сроком на 10 лет, если не ведутся переговоры о вступлении. Как бы вы оценили этот год? Вы можете упомянуть о вступлении России во Всемирную торговую организацию?
- Есть много приложений. Россиянам доступны эффективные инструменты развития экспорта и защиты отечественных компаний. Этот инструмент активно используется другими членами ВТО, в том числе и Россией.
Таким образом, экспорт увеличился практически по всем товарным группам. К концу 2021 года неэнергетический экспорт увеличится на 44% по сравнению с 2012 годом, а общий товарный экспорт также увеличится на 23%.
Эти показатели были достигнуты, в том числе, благодаря новым инициативам, которые, так сказать, сняли барьеры для рынков третьих стран. За последние два года удалось устранить или избежать убытков на сумму более 5,6 млрд долларов. Это дополнительная сумма, которую российская компания сэкономила на разработке.
Однако этот инструмент необходим для освоения новых рынков. Мы также используем эти инструменты, чтобы активно выигрывать все крупные финансовые претензии в текущих судебных процессах, но речь идет не только о возмездии. Не забывайте избегать препятствий (как существующих, так и текущих действий) для тестирования. Это огромный пласт работы, которую Минэкономразвития делает каждый день.
Я приведу вам хороший пример. В июле прошлого года представительство агентства в США запустило так называемую российскую смесь карбамида и аммиака. Министерство торговли США обнаружило, что российские производители получают субсидии, что грозит им ответными мерами. Однако ВТО США пришла к выводу, что импорт из России не наносит ущерба американским производителям и что нет оснований для введения ответных тарифов. В соответствии с законодательством США доказательств наличия субсидий достаточно, чтобы ввести тарифы на производителей, не входящих в ВТО, но не обязательно, чтобы показать ущерб. Поскольку Россия является членом Всемирной торговой организации, США решили ввести тарифы.
В целом не будет преувеличением сказать, что участие России во Всемирной торговой организации способствовало укреплению безопасности нашей экономики и беспрецедентным санкциям. А деловые отношения с дружественными странами-членами организации продолжаются в соответствии с четкими и предсказуемыми правилами и процедурами.
Почему правительство пытается уйти в отставку спустя 10 лет? Во что обойдется российским компаниям выход из Всемирной торговой организации и какие отрасли пострадают больше всего? Некоторые эксперты говорят, что выход России из Всемирной торговой организации сродни вождению без правил. Возможно ли принять столь радикальное решение?
- Хотя это сложное время для организации, массовое нарушение правил означает, что у ВТО нет альтернативы даже в случае раскола. Правила ВТО регулируют 92 процента внешней торговли России. Около половины стран серьезно относятся к международному праву. Торговля с ними по-прежнему ведется по правилам ВТО. Для них наш уход воспринимается как отказ «играть по правилам», что существенно ограничит возможности работы на новых рынках.
Для Китая члены ВТО (в том числе несогласные с санкциями) могут ограничить или приостановить торговлю с Россией в пределах своей юрисдикции, что можно сравнить разве что с ездой без правил. Вероятно, это не повлияет на продукт, который они хотят, но если мы будем конкурировать, то, вероятно, повлияет. Сильно пострадают экспортоориентированные отрасли. А так как экономические отношения взаимосвязаны и разные отрасли тесно связаны друг с другом в процессе производства, то это отразится на всей экономике.
Мы считаем, что такой подарок враждебной стране нереален.
Ограничения — это новая реальность. Связана ли эта новая ситуация с участием России во Всемирной торговой организации?