Найти в Дзене

Крестьянский быт и усадьба сельского фабриканта Думнова

В составе районного краеведческого сообщества посетили музей усадьбу сельского фабриканта Думнова, которая расположена в селе Заречье Киржачского района. Предприниматели из крестьянской среды Думновы, в нескольких поколениях, занимались шелкопрядным производством, в том числе бархатом.

-2

После революции Думновы разделили типичную для их сословия участь, а усадьба была превращена в сельскую школу. В начале 2000-х прапраправнучка основателя дела Галина Масленникова выкупила родовой дом (к тому времени находящийся в крайней степени запустения) и воссоздала в нем былую обстановку и обустроила музей с возможностью сельского отдыха.

-3

Эти не плодородные места не давали возможности крестьянам кормиться с земли и они были вынуждены искать альтернативные промыслы. Традиционно это было в основном плотничество и ткачество, однако распространение в округе промышленных мануфактур сделало кустарное ткачество неконкурентоспособным.

-4

Тогда наиболее предприимчивые крестьяне-ткачи перешли на шелкопрядное и бархатное производство, для которого промышленного оборудования в то время не было и никто не мог в этом деле составить конкуренцию кустарю. Первые шелковые предприниматели закупали сырье в Китае и раздавали на обработку крестьянам-ткачам.

-5

Однако сырье стоило очень дорого и его обработка в тесных избах с плохим освещением, грязью, с множеством детей несла определенные риски. Поэтому предприниматели стали устраивать отдельные просторные и светлые производственные помещения, так называемые светёлки, куда приглашались наёмные ткачи.

-6
-7
-8
-9
-10

В среднем в такой светёлке находилось около 10 ткацких станков и другое оборудование, а работало 10-14 человек. Работа требовала высоких профессиональных навыков и не была легкой, но зарплата могла достигать до 25 рублей, это было выше заработка фабричных рабочих. На эти деньги можно было купить несколько коров, что ранее было немыслимо. Соответственно владельцы производств богатели очень быстро, нередко они становились местными меценатами: строили храмы, школы, больницы.