Сегодня хочу поделиться опытом решения одной очень насущной проблемы в мире айти. Она банальна, и каждый из нас , будь то менеджер , сисадмин , руководитель или секретарь, сталкивается с ней периодически.
Опишу типичную ситуацию. Вы переехали в новый офис , и пытаетесь обустроить рабочее место, притащили свой системный блок - компьютер, или включили ноутбук , поставили любимую кружку с кофейком и подключили зарядное устройство для телефона в розетку. Начинаете работать и тут у вас возникает потребность срочно напечать какой-нибудь документ. Зачастую на большое количество работников приходится всего один принтер. Если он стоит у вас и подключен USB-кабелем - замечательно. В таком случае, вы просто смотрите название модели принтера, ищете в поиске интернета драйвер и скачиваете его с официального сайта производителя. Далее запускаете скачанный файл , жмёте далее несколько раз и у вас устанавливается подключение к принтеру.Всё - дальше файл - печать или сочетание клавиш CTRL + P, и просто нажимаете "Печать". И всё работает стабильно.
Но не всё так просто , если допустим этот принтер стоит у Васи , а Вася этот ещё и в соседнем кабинете. В таком случае вам прийдётся настроить принтер по сети. В целом сделать это разово не намного сложнее , чем в описанном варианте выше и вы можете это сделать самостоятельно. Однако , через некоторое время , вы с удивлением можете обнаружить , что ваш принтер недоступен.
Почему происходит так. Может быть несколько вариантов. Рассмотрим их все поэтапно, для то-го что-бы выработать некий алгоритм , по которому, вам нужно действовать , что-бы разобраться с этой ситуацией и решить свою задачу. Желательно раз и навсегда, если это возможно.
Первое, что нужно сделать, это понять, как именно подключен принтер.
Он может быть подключен к другому компьютеру через usb-кабель и расшарен (открыт общий доступ для всех по сети). Он может быть подключен напрямую сетевым кабелем к роутеру или маршрутизатору, как и любое другое устройство в вашем оффисе. И он может быть подключен по wi-fi к вашему роутеру. Существуют и более изощрённые варианты , но мы их опустим , т.к. встречаются они крайне редко и это далеко не массовый случай.
Если принтер подключен по USB к другому компьютеру и расшарен - первое, что нужно проверить - включён ли этот компьютер. Если он выключен - включите его и попробуйте после его загрузки снова отправить страницу на печать. Сработало - отлично , если нет - убедитесь , что нужный вам компьютер в сети (есть ли на нём интернет) - откройте страницу в браузере.Если интернета нет , проверьте сетевой кабель или вай-фай, подключен ли. Если интернет есть , но принтер всё равно не печатает, начинается самое интересное.
Тут нужно провести небольшой ликбез по устройству компьютерной сети , что-бы стало понятно , как вообще все устройства взаимодействуют. Каждому устройству при подключении назначается Ip-адрес. Обычно он имеет вид 192.168.0.12 или что-то в этом роде. Это уникальный адрес наподобие телефонного номера человека или адреса электронной почты, по которому мы можем найти его в нашей сети. Бывают эти адреса 2х типов - статический и динамический. Динамический назначается автоматически , при загрузке устройства в сеть. Это делает роутер-маршрутизатор-хаб-сервер, в общем тот, кто отвечает за назначение. Стандартно это происходит так - роутер просто просматривает все занятые адреса в своей подсети и назначает свободный номер. Допустим если у вас занят номер 192.168.0.2 , занят номер 192.168.0.3 и занят номер 192.168.0.4, при подключении к сети , роутер просто назначит вам следующий по списку номер 192.168.0.4. И пока вы будете в сети , этот адрес будет закреплён за вами. Как только вы выйдете из сети (пойдёте домой , выключите вай-фай на телефоне , выключите компьютер), адрес высвободится и будет назначен следующему подключившемуся. Очень похоже на обычную очередь в магазин. И вот мы плавно подошли к решению нашей задачи с принтером.
В момент , когда по какой-то причине комп , куда принтер подключен по USB выйдет из сети , он точно так-же освободит свой адрес и он может быть занят любым другим устройством. И совершенно не факт , что когда он включится в следующий раз ,адрес этот будет свободным. В таком случае ему назначится другой адрес. Но в памяти вашего подключения всё ещё хранится его старый адрес , как результат - вы не можете к нему подключиться.
Как же нам решить эту проблему? Всё очень просто - необходимо задать ему статический адрес, и желательно где-нибудь в конце диапазона, что-бы его оттуда никто не вытеснил и не занял его адрес , при следующем отключении. Крайний адрес в обычной одноранговой сети имеет номер 255. Его мы и будем назначать. Для этого нам необходимо кликнуть по подключению в правом нижнем углу экрана компьютера правой кнопкой и перейти в свойства подключения ,найти там tcp-ip v4 и поменять галочку с "назначить адрес автоматически" на "задать вручную". разблокируются для ввода три поля ip-адрес , маска подсети и основной шлюз. Второе и третье поле мы не трогаем , а занимаемся только первым. Там нам нужно поменять три последних знака , после крайней правой точки на 255. После этого нужно нажать применить и для верности можно перезагрузить компьютер. При следующем подключении и при любом последующем, ему теперь всегда будет назначаться один и тот-же адрес - статический.
Всё что нам осталось сделать , это заново подключить все остальные компьютеры и телефоны-планшеты к этому принтеру и назначить его для печати по умолчанию, а старые принтеры в списке устройств удалить. Уаля - проблема решена.
Конечно выполнение данной процедуры не застрахует вас от выключения коллегой компьютера, но сэкономит массу времени и нервов в будущем.
А как же быть когда принтер подключен по вай-фай или по сетевому кабелю к маршрутизатору ?
Тут всё делается по аналогии с последним вариантом, но немного по другому. Любой принтер , который имеет возможность работать по сети (неважно просто сетевой или wi-fi) имеет так называемый интерфейс доступа. В нём множество различных настроек. Тип бумаги , тонера или чернил , электронная почта для печати через интернет и многое многое другое. Попасть в этот интерфейс можно из браузера (chrome , yandex, edge, opera, mozilla, safari и т.д.). Для этого открываем новую вкладку в браузере, далее смотрим на самом принтере точное название модели. она обычно либо написана с торца, где-нибудь впереди или точно указана на табличке сзади. Далее вбиваем в поиск браузера "как войти в сетевой интерфейс управление принтер (НАЗВАНИЕ ВАШЕГО ПРИНТЕРА)". Обычно по первой или второй ссылке в поисковой выдаче вы увидите подробную инструкцию, где среди прочего будет указан адрес , который нужно вбить в браузере. Например https://192.168.1.100 или что-то подобное. Копируете этот адрес и вбиваете в новую вкладку, нажимаете Enter. Важно! - принтер в этот момент должен быть подключен к вашему компьютеру (тому, с которого вы пытаетесь открыть интерфейс) по кабелю usb или находится с ним в одной сети (это вариант , если принтер уже настроен и работает).
Вам откроется интерфейс , и где-то среди выкладок будет СЕТЬ (Network).Переходите по этой вкладке и ищете ip-adress или tcp-ip (может обозначаться по разному). Переходите туда и вот уже там , делаете всё по аналогии с прошлым варинтом , когда принтер был подключен по сети напрямую к компьютеру вашего коллеги (читайте выше). Тоесть настраиваете поле ip -adress , а сетевую маску и шлюз не меняете. Адрес разумеется так-же где-то в конце диапазона (255, 254, 253 - тот который будет свободен). Далее сохраняете настройки и возможно перезагружаете принтер кнопкой питания (выключить включить). В некоторых случаях принтер может появиться сразу , или вам прийдётся подключить его к сети заново. Вот и всё ..теперь он доступен для всех с постоянным адресом. Нужно заново подключить все рабочие компьютеры и планшеты , выставить принтер по умолчанию , а все остальные удалить.
Я рассказал вам историю из своей постоянной практики , такие заказы я получаю постоянно и процентах в 90 случаев , проблема решается именно так. Конечно есть другие варианты неработоспособности принтера , например завис диспетчер печати , зажевало бумагу , кончился тонер, но они встречаются гораздо реже и это уже тема для отдельного поста по полной диагностике несправности.
Надеюсь эта информация вам пригодится и вы сможете сэкономить своё рабочее время , с помощью моих рекоммендаций в будущем. Ну а если , всё вышеописанное для вас довольно сложно к восприятию , вы всегда можете обратиться за помощью ко мне. Очно или дистанционно , я постараюсь вам помочь и решить проблему.