За последние лет пять только ленивый не отметился на тему «феномена якутского кино». О «буме кинематографа» в отдельно взятой Якутии я например слышал из каждого утюга, но все как-то вскользь. Что бы найти хоть какие-то якутские картины мне пришлось приложить определенные усилия. Хотя и писали о том что на данной конкретной территории появилось немереное количество талантов, я например смог найти весьма ограниченный круг имен, а фильмов еще меньше. Вовсе не хочу сказать что вся эта раздутая тема – чистый фейк. Действительно присутствует определенный подъем кино в Якутии, впрочем не факт что только в Якутии, возможно на многих других территориях тоже есть что-то подобное, просто им меньше повезло.
Причина мне кажется, лежит на поверхности: жесткая финансовая централизация и олигархический капитализм. Вот те причины что не дают развиваться стране за пределами МКАДа. Это касается и культуры, а кино как затратная ее сфера особенно. Впрочем сейчас, как все понимают, говорить об этом не к месту и не ко времени. Остается только удивляться энергии тех людей которые смогли без поддержки государства что-то снять и самое главное продвинуть. Хотя возможно в этом вопросе присутствуют некоторые подводные течения о которых я не знаю.
Итак, два режиссера и четыре фильма. Пожалуй это самые известные по сабжу персонажи, можно сказать уже второй волны (первая началась в 90-х). И это те люди, которые уже таки вышли на определенный качественный и прокатный уровень. Я насчитал с десяток более-менее известных якутских картин вышедших в 00-10-е, но эти четыре дают общее представление о сабже наиболее ярко.
Костас Марсаан учился на высших режиссерских Суриковой – Фокина, потом работал в Москве и Якутске, по множеству сопутствующих специальностей (монтаж, свет, реклама, ТВ). Т. е. чувак прошел полное обучение теории и на практике. Первый фильм он поставил в 2015 году. Это детектив «Мой убийца» - первый якутский фильм который я посмотрел вообще. Надо признаться, что во-первых картина сломала мои ожидания, во-вторых, приятно удивила, в третьих, заинтересовала. Я понял что буду это смотреть. Что касается ожиданий. Я ожидал подражание голливуду, как вообще «болезнь» российского кино, но его я не увидел. Скорее я увидел элементы старой советской школы.
«Мой убийца». Тут вот пишут что это «триллер», прости господи «нуар» или даже «корейский нуар». Мне лично вообще эти термины в голову не пришли, тем более параллели с корейским кино. И там и там азиаты? Ну и что? И фильмы и люди совершенно разные, сравнить могли только какие-нибудь кинокритики диванные, для которых что кореец, что якут. Картина очень четко рисует именно национальный характер и колорит, и это ее отличительная черта. Фильм снят по повести Неймохова "Случай на озере Сайсары", которая в свою очередь основана на реальном уголовном деле, случившимся в 70-х. Возможно, этим фильм очень сильно отсылает именно к советскому детективу, хоть и переделан под современные локации.
Молодой оперативник проводит расследование в связи с убийством девушки. Следственные действия, опрос свидетелей, совещания, понятые, следственный эксперимент, размышления, личная жизнь (вернее ее отсутствие). Все снято очень реалистично, без пафоса, с какими-то мелкими деталями из непричесанного городского быта. Вторая часть, с золотодобытчиками, таежной глубинкой, озером еще больше напомнила советский фильм. При всем при этом, сам сюжет довольно закрученный, с довольно сложным финальным твистом. В общем, такое крепкое сочетание классики и современной качественной подачи. Мне понравилось.
«Иччи» это второй фильм Марсаана, снятый в 2016 году, и это хоррор. Хотя я бы определил его как мистическую драму. Картина очень сильно отличается от классических американских хорроров, в первую очередь своей структурой. Да, сюжетно тут есть некоторые параллели с «Что скрывает ложь?» или «Готика», которые в свою очередь явно под влиянием японского хоррора. Но «Иччи» очень далеко и от первого и от второго. Фильм основан именно на якутской космогонии, его внутренняя логика совершенно другая. Другими словами «Иччи» так же отличается от «Звонка», как якутский шаманизм отличается от японского индустриализированного синтаизма.
Действие происходит на глухой таежной ферме, в месте определяемом как «темное» в представлениях местных жителей. Мистическая подоплека тесным образом переплетена с внутрисемейной драмой. Первая половина фильма обращается к сложным взаимоотношениям между поколениями и условно между урбанизацией и архаикой. Собственно проблемы вполне себе общие и узнаваемые. Когда во второй части семья сталкивается с потусторонним, внутренняя разобщенность становится фактором выживания.
Несмотря на маленький бюджет, картина сделана вполне себе качественно и профессионально. К воссозданию фольклора, обычаев и верований подошли максимально ответственно. Говорят что все делалось с консультацией и одобрения местного «духовенства» в лице шаманов. Как говорил в интервью режиссер Марсаан, упор делался на извечном страхе неведомого, но отнюдь не на визуализации страшилок с кровью и кишками. «Иччи» стал одним из немногих якутских фильмов получившим широкий российский прокат.
Теперь что касается Дмитрия Давыдова, который сам по себе довольно неординарный человек. Будучи уроженцем дальнего якутского села, чувак прошел через преподавание в сельской школе, работу в сельской администрации, организацию школьного кино-клуба, съемки любительских фильмов, попадания на международные фесты, съемки профессионального кино и победу на «Кинотавре». Первый успешный фильм Давыдова, который выстрелил на международной арене в 2016 году, это драма «Костер на ветру», но «Пугало» уже производит впечатление «зрелого» кино.
По форме «Пугало» мистика, а по наполнению чистейшая драма. Речь там идет о некоей знахарке и ее отношениях с внешним и потусторонним миром, с обществом и со своей собственной совестью. Картина очень необычная, могу сказать что ничего подобного я никогда не видел. Снято натуралистично, жестко и откровенно, слабонервным, моралофагам и эстетам зрелище может показаться несколько чрезмерным. Дело в том, что фильм максимально бескомпромиссный к «больным» темам, как в прямом смысле медицины, так и общественных болезней. Тут мистика странным образом оборачивается социологией и это весьма необычно.
«Ыт» это киноальманах Давыдова и Бурнашева состоящий из семи несвязанных эпизодов. Все эпизоды представляют собой зарисовки из сельской жизни. Каждый эпизод связан с тем или иным человеческим пороком. Тут вам жадность, зависть, безалаберность, тщеславие, презрение к людям. Все это показано довольно реалистично и могло бы стать отменной чернухой, если бы не уравновешивалось примерами противоположного свойства. Т. е. можно сказать что фильм все же не макает человека в дерьмо, а больше заставляет задуматься. Это хороший фильм, реанимирующий несколько забытую форму, яркий, самобытный и его довольно легко воспринять.
В общем и целом, ни одна из этих четырех картин меня не разочаровала, вероятно что-то все же в якутском кино есть. Во всяком случае хороший потенциал точно. Думаю что если устоит Россия, то и у якутского кино будет шанс.