Найти тему
Cinema Ripper

Якутское кино. Драма, детектив, мистика и хоррор

За последние лет пять только ленивый не отметился на тему «феномена якутского кино». О «буме кинематографа» в отдельно взятой Якутии я например слышал из каждого утюга, но все как-то вскользь. Что бы найти хоть какие-то якутские картины мне пришлось приложить определенные усилия. Хотя и писали о том что на данной конкретной территории появилось немереное количество талантов, я например смог найти весьма ограниченный круг имен, а фильмов еще меньше. Вовсе не хочу сказать что вся эта раздутая тема – чистый фейк. Действительно присутствует определенный подъем кино в Якутии, впрочем не факт что только в Якутии, возможно на многих других территориях тоже есть что-то подобное, просто им меньше повезло.

Причина мне кажется, лежит на поверхности: жесткая финансовая централизация и олигархический капитализм. Вот те причины что не дают развиваться стране за пределами МКАДа. Это касается и культуры, а кино как затратная ее сфера особенно. Впрочем сейчас, как все понимают, говорить об этом не к месту и не ко времени. Остается только удивляться энергии тех людей которые смогли без поддержки государства что-то снять и самое главное продвинуть. Хотя возможно в этом вопросе присутствуют некоторые подводные течения о которых я не знаю.

Итак, два режиссера и четыре фильма. Пожалуй это самые известные по сабжу персонажи, можно сказать уже второй волны (первая началась в 90-х). И это те люди, которые уже таки вышли на определенный качественный и прокатный уровень. Я насчитал с десяток более-менее известных якутских картин вышедших в 00-10-е, но эти четыре дают общее представление о сабже наиболее ярко.

-2

Костас Марсаан учился на высших режиссерских Суриковой – Фокина, потом работал в Москве и Якутске, по множеству сопутствующих специальностей (монтаж, свет, реклама, ТВ). Т. е. чувак прошел полное обучение теории и на практике. Первый фильм он поставил в 2015 году. Это детектив «Мой убийца» - первый якутский фильм который я посмотрел вообще. Надо признаться, что во-первых картина сломала мои ожидания, во-вторых, приятно удивила, в третьих, заинтересовала. Я понял что буду это смотреть. Что касается ожиданий. Я ожидал подражание голливуду, как вообще «болезнь» российского кино, но его я не увидел. Скорее я увидел элементы старой советской школы.

-3

«Мой убийца». Тут вот пишут что это «триллер», прости господи «нуар» или даже «корейский нуар». Мне лично вообще эти термины в голову не пришли, тем более параллели с корейским кино. И там и там азиаты? Ну и что? И фильмы и люди совершенно разные, сравнить могли только какие-нибудь кинокритики диванные, для которых что кореец, что якут. Картина очень четко рисует именно национальный характер и колорит, и это ее отличительная черта. Фильм снят по повести Неймохова "Случай на озере Сайсары", которая в свою очередь основана на реальном уголовном деле, случившимся в 70-х. Возможно, этим фильм очень сильно отсылает именно к советскому детективу, хоть и переделан под современные локации.

-4

Молодой оперативник проводит расследование в связи с убийством девушки. Следственные действия, опрос свидетелей, совещания, понятые, следственный эксперимент, размышления, личная жизнь (вернее ее отсутствие). Все снято очень реалистично, без пафоса, с какими-то мелкими деталями из непричесанного городского быта. Вторая часть, с золотодобытчиками, таежной глубинкой, озером еще больше напомнила советский фильм. При всем при этом, сам сюжет довольно закрученный, с довольно сложным финальным твистом. В общем, такое крепкое сочетание классики и современной качественной подачи. Мне понравилось.

-5

«Иччи» это второй фильм Марсаана, снятый в 2016 году, и это хоррор. Хотя я бы определил его как мистическую драму. Картина очень сильно отличается от классических американских хорроров, в первую очередь своей структурой. Да, сюжетно тут есть некоторые параллели с «Что скрывает ложь?» или «Готика», которые в свою очередь явно под влиянием японского хоррора. Но «Иччи» очень далеко и от первого и от второго. Фильм основан именно на якутской космогонии, его внутренняя логика совершенно другая. Другими словами «Иччи» так же отличается от «Звонка», как якутский шаманизм отличается от японского индустриализированного синтаизма.

-6

Действие происходит на глухой таежной ферме, в месте определяемом как «темное» в представлениях местных жителей. Мистическая подоплека тесным образом переплетена с внутрисемейной драмой. Первая половина фильма обращается к сложным взаимоотношениям между поколениями и условно между урбанизацией и архаикой. Собственно проблемы вполне себе общие и узнаваемые. Когда во второй части семья сталкивается с потусторонним, внутренняя разобщенность становится фактором выживания.

-7

Несмотря на маленький бюджет, картина сделана вполне себе качественно и профессионально. К воссозданию фольклора, обычаев и верований подошли максимально ответственно. Говорят что все делалось с консультацией и одобрения местного «духовенства» в лице шаманов. Как говорил в интервью режиссер Марсаан, упор делался на извечном страхе неведомого, но отнюдь не на визуализации страшилок с кровью и кишками. «Иччи» стал одним из немногих якутских фильмов получившим широкий российский прокат.

-8

Теперь что касается Дмитрия Давыдова, который сам по себе довольно неординарный человек. Будучи уроженцем дальнего якутского села, чувак прошел через преподавание в сельской школе, работу в сельской администрации, организацию школьного кино-клуба, съемки любительских фильмов, попадания на международные фесты, съемки профессионального кино и победу на «Кинотавре». Первый успешный фильм Давыдова, который выстрелил на международной арене в 2016 году, это драма «Костер на ветру», но «Пугало» уже производит впечатление «зрелого» кино.

-9

По форме «Пугало» мистика, а по наполнению чистейшая драма. Речь там идет о некоей знахарке и ее отношениях с внешним и потусторонним миром, с обществом и со своей собственной совестью. Картина очень необычная, могу сказать что ничего подобного я никогда не видел. Снято натуралистично, жестко и откровенно, слабонервным, моралофагам и эстетам зрелище может показаться несколько чрезмерным. Дело в том, что фильм максимально бескомпромиссный к «больным» темам, как в прямом смысле медицины, так и общественных болезней. Тут мистика странным образом оборачивается социологией и это весьма необычно.

-10

«Ыт» это киноальманах Давыдова и Бурнашева состоящий из семи несвязанных эпизодов. Все эпизоды представляют собой зарисовки из сельской жизни. Каждый эпизод связан с тем или иным человеческим пороком. Тут вам жадность, зависть, безалаберность, тщеславие, презрение к людям. Все это показано довольно реалистично и могло бы стать отменной чернухой, если бы не уравновешивалось примерами противоположного свойства. Т. е. можно сказать что фильм все же не макает человека в дерьмо, а больше заставляет задуматься. Это хороший фильм, реанимирующий несколько забытую форму, яркий, самобытный и его довольно легко воспринять.

-11

В общем и целом, ни одна из этих четырех картин меня не разочаровала, вероятно что-то все же в якутском кино есть. Во всяком случае хороший потенциал точно. Думаю что если устоит Россия, то и у якутского кино будет шанс.