Найти тему

Если ты не знаешь, чем заняться в бизнесе - значит, тебе не время делать бизнес

Оглавление

Интервью с Екатериной Жагловской - Президентом Бизнес клуба ВШЭ и основателем образовательной программы «Мастерская экономиста».

В 18 лет Катя создала школу по подготовке к олимпиадам по экономике, в 19 - стала Президентом крупнейшего Бизнес Клуба на пространстве СНГ. Об особенностях женского предпринимательства, личных границах в бизнесе и Петербургском Международном Экономическом Форуме - в моем интервью с Катей.

Екатерина Жагловская на панельной дискуссии с членами рейтинга Forbes «30 до 30»
Екатерина Жагловская на панельной дискуссии с членами рейтинга Forbes «30 до 30»

Поговорим о «Мастерской экономиста». Почему ты решила создать проект, нацеленный на детей и подростков?

Мне всегда хотелось иметь свое дело, работа в найме не для меня. Еще на первом курсе института я поняла, что нужно развиваться и двигаться вперед, и потому пришлось задаться вопросом, в чем же я эксперт. В первую очередь я, конечно, эксперт в образовании. Я учусь на совместной программе по экономике ВШЭ и РЭШ, и мое окружение - это победители и призеры Всероссийской Олимпиады Школьников по экономике, очень умные ребята. Я сама достойно прошла экономические олимпиады, а поскольку и мои однокурсники имеют очень большой опыт в этом - я сразу поняла, где буду брать кадры для собственного проекта.

Изначально я просто хотела протестировать идею, пошла в свою школу и предложила провести кружок для учеников. На этих встречах мы занимались подготовкой школьников к экономическим олимпиадам.

Я думаю, свою роль в развитии «Мастерской экономиста» сыграла фортуна. После первого анонса проекта я пошла на мероприятие, все очень быстро закрутилось, я оформила ИП, собрала команду, и мы начали работу.

Сложно ли было завоевывать доверие родителей, чьи дети обучаются на экономических курсах «Мастерской»?

В моей компании есть одно очень важное правило. Все продажи делаю я. Это не зависит ни от платформы, через которую мы общаемся с клиентом, ни от масштаба - я занимаюсь заказами и для муниципалитетов, и для частных клиентов - родителей. То есть «Мастерская экономиста» строится вокруг личного бренда сооснователей. Я уже достаточно узнаваемое лицо в том кругу, который мне интересен. Ведь проходит очень много публичных мероприятий, где выступают представители «Мастерской экономиста», где я выступаю как спикер. Благодаря узнаваемости и формируется доверие. Более того, доверие родителей основывается на цифрах, которые мы предоставляем - это количество призеров и победителей экономических олимпиад за 2 года нашей работы. Родителями очень важно понимать, что их ребенок движется вперед, развивается, и мы как раз полностью выстраиваем траекторию движения наших учеников из точки А в точку Б.

Сейчас достаточно прогрессивные современные родители, которые считают, что чем моложе учитель - тем эффективнее. В нашей команде, например, нет никого старше 24 лет. Осталось очень мало скептиков, которые считают, что в 20 лет ничему научить нельзя. Здесь также очень важно отметить, что мы - эксперты «Мастерской» - совсем недавно сами прошли этот образовательный путь, очень хорошо работает “мышечная память”, и потому реакция на исправление ошибок учеников у нас очень быстрая.

Как ты искала первых единомышленников и коллег? Расскажи об особенностях рекрутинга для образовательного проекта.

Наш проект был создан эффектом быстрой мобилизации, приходилось искать кадры в очень сжатые сроки: я получала запросы, надо было их обрабатывать, и изначально критерии отбора в проект не были очень жесткими. Самым важным моментов с самого начала было то, что в «Мастерской» работают только победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. К сегодняшнему дню, конечно, найм стал очень серьезным. Сейчас я уже смотрю на супер hard-skills (жесткие профессиональные навыки) и не иду на компромиссы. Вообще, все собеседования я провожу сама. Если эмоционально человек мне не подходит, то каким бы он ни был экспертом, с места мы не двинемся.

Очень важно обращать внимание на ценности. Если они не коррелируют друг с другом, если вы не смотрите в одну сторону, то продуктивного сотрудничества не получится.

Конечно, свою роль играет и то, что наши эксперты работают с детьми. Поэтому даже если человек очень хорошо знает математику, но не может преподать ее, не может найти общий язык с детьми, то у него, конечно, ничего не получится. В «Мастерской» трехступенчатое собеседование педагогов в команду. Первая ступень - собеседование на hard-skills - профессиональные навыки - в математике и экономике. Вторая - открытый урок экспертов. Мы смотрим, как люди взаимодействуют с детьми, могут ли подсказывать им. То есть мы строим ролевую модель. И третья ступень - мотивационное собеседование со мной. На этом этапе мы общаемся, проверяем, совпадают ли наши ценности и подходы к обучению.

«Мастерская экономиста» открыла для тебя двери в Бизнес Клуб ВШЭ. Расскажи, какими были твои ожидания от членства в Клубе?

Когда я шла на собеседование, я не многое знала о Бизнес Клубе, заранее сильно не углублялась. Решение было спонтанное. На собеседовании я думала о том, что в Клубе, конечно, должна быть девушка. Я также рассматривала и тот вариант, что если на 2 курсе пройти не получится, то можно попробовать и на следующий год. Однако когда я пришла на первую встречу, то я испытала гордость за свое дело: именно оно позволило мне попасть в Бизнес Клуб.

Сталкивалась ли ты с «сопротивлением» со стороны коллег-мужчин?

Конечно, порой такое встречалось. Иногда в самых мелких деталях. Например, у закрытой части Бизнес Клуба ВШЭ есть чат, где обычным обращением считается “братцы”. (смеется) В первое время я немного возмущалась, но сейчас такого, конечно, нет.

В отношении «Мастерской» мужское сопротивление, конечно, было. Ведь это образовательный проект, и есть очень большой скептицизм в отношении молодых девушек. К нам не сразу хорошо относятся. Но тут важно понимать, что это временно. Если правильно выстраивать позиционирование, то все поворачивается в другую сторону. Самое главное - это искренность. Нужно смотреть правде в глаза. Когда я начинала, мне было 18, и, конечно, критика со стороны была.

Нужно всегда четко и правдиво обозначать свои границы. Если что-то не нравится, кто-то не так на тебя смотрит, не так обращается - надо говорить об этом.

Я всегда так делала, не стесняясь. Если меня смущает какой-то момент, то будучи в кабинете я могу сказать “Если вас что-то не устраивает, давайте я просто выйду”. Иначе дела вести невозможно.

Ты стала первой девушкой, получившей членство в закрытой части Бизнес Клуба ВШЭ, и в мае 2022 ты заняла пост Президента сообщества. Каково это - быть первопроходцем в мужском бизнес-комьюнити?

На самом деле, это очень приятно, но при этом очень волнительно. Мы с ребятами быстро нашли общий язык. Кривить душой не стоит - приятно быть единственной девочкой в Бизнес Клубе. Это абсолютно особенные ощущения. Ты чувствуешь себя эксклюзивной, ведь ты - первая девушка - предприниматель , которая попала в это закрытое сообщество.

В 2021 году тебе удалось впервые посетить ПМЭФ (Петербургский международный экономический форум), а уже спустя год ты приняла участие в Форуме в качестве Президента Бизнес Клуба ВШЭ. Расскажи, какой наиболее весомый опыт в рамках ПМЭФ может получить женщина-предприниматель?

На ПМЭФ чаще едут за личностным ростом. Пусть многие говорят, что Форум - это общение, нетворкинг, для меня ПМЭФ - это точка отслеживания своих результатов. Первый мой Форум: мне 18 лет, я только создала «Мастерскую» и абсолютно никого не знала. Я гуляла по павильонам и просто восхищалась окружающими меня людьми. В 2022 году я приехала на ПМЭФ в качестве Президента Бизнес Клуба ВШЭ, о моем проекте уже знали. На тот момент я знала большое количество гостей форума, и, что самое приятное - они знали меня. Я уже чувствовала себя как дома, это абсолютно другие ощущения.

Именно так и отслеживаются результаты роста. Сначала ты гость - потом спикер. Сначала ты не знаешь никого - потом тебя знают многие. ПМЭФ дает возможность ощутить достаточно серьезную внутреннюю трансформацию.

Женщину-предпринимателя ПМЭФ учит находит общий язык с мужчинами. Это очень важно. Главное для девушки на Форуме - научиться отстаивать свои женские границы. Возрастная категория и деловой ценз на этом мероприятии сильно выше, чем где либо. Я также не могу сказать, что есть большая разница в том, кто едет на Форум - молодой парень или же девушка. Здесь большую роль играет возраст.

-4

Как ты считаешь, различаются ли женской и мужской подходы к ведению бизнеса?

Конечно, есть женщины, которые обладают аналитическим складом ума. У меня же в основном все процессы строятся на интуиции и доверии. Я не выстраиваю какие-либо стратегии по блокам или методикам. Есть то, чем я горю - и я это делаю. Мой проект начался на коленках, я просто шла и делала, шла и делала. Мужчины опираются на расчеты, аналитику и оценку рисков. Женщины же в большинстве своем используют творческий подход. Поэтому женский бизнес - это чаще о творчестве. Однако если женщина прикладывает свою руку к “мужскому” бизнесу, он также будет хорошо развиваться, а возможно даже и лучше. Я считаю, что женский подход намного эффективнее. Девушки-предприниматели внедряют очень нестандартные творческие решения, которые всегда приводят к результату.

Сейчас “Мастерская экономиста” - это сотая школа в россии. При этом на данный момент мы близимся к тому, чтобы назвать себя лидером рынка именно потому, что у нас нестандартный подход. Конечно, хорошие кадры и интересные методики играют весомую роль, однако наши неординарные подходы к продажам и привлечению клиентов решают очень многое.

В «Мастерской экономиста» у меня есть партнер, и у нас существует четкое разделение обязанностей. Я - девушка, поэтому вся моя женская харизма и творчество воплощаются в проекте, а сооснователь «Мастерской» дает мне полную свободу в этом. Он же занимается всей операционной деятельностью, учетом и контролем.

Без чего не построить успешный бизнес?

Без желания. Если внутри нет желания, если ты не горишь - ничего не получится. Я нередко удивляюсь одному из подходов к запуску проектов. “Мастерская экономиста” была партнером Международного чемпионата по предпринимательству, и молодые команды очень часто задавались вопросом, в какой бизнес им пойти, какую нишу выбрать. Если люди задаются такими фразами - это фатально.

Если ты не знаешь, чем заняться в бизнесе - значит, тебе не время делать бизнес.

Бизнес - это то, что тебя зажигает, то, без чего ты не можешь жить. Когда нет понимания, в какой сфере развиваться, то нужно еще поучиться, поработать, и понять, близко ли тебе делать свое дело. Если вы задаетесь вопросом о том, в какой бизнес вам пойти, то стоит изменить стратегию, подход. Можно либо продолжить учиться, либо же попробовать себя в крупных компаниях разных сфер.