Великий Камергер Франции — высший пост в Королевской палате, он также был высшим по рангу среди офицеров Короны. Это последнее отличие означало, что должность Великого Камергера давала определенные привилегии, в том числе право нести королевское знамя в армии, сидеть у ног короля во время Lit de Justice (Ложе Справедливости — торжественное заседание в Парламенте с участием короля и пэров, где все решения монарха заносились в реестр и не могли быть оспорены парламентом) на бархатной подушке, а во время коронации он должен был возложить на венценосную особу королевский плащ и горностаевую мантию.
Он также подавал королю его ночную рубашку. Великий Камергер Франции /Grand chambellan de France/ также должен был присутствовать всякий раз, когда герцог, иной вассал, маршал, губернатор или чиновник короны должны были принести присягу на верность королю.
Аудиенция короля была также всегда доступна для Великого Камергера, которому было разрешено стоять за королевским креслом. Когда король умирал, Великий Камергер был обязан лично завернуть тело в саван.
Одним из таких людей, занявших этот пост при Людовике XIV, был Генрих II, герцог Гиз. Правда, эту должность герцог Гиз занимал недолго: с 1655 по 1658 год. Герцог покровительствовал великому Корнелю, одному из самых знаменитых трагиков семнадцатого века, и даже поселил его в своем Hôtel de Guise.
Этот аристократ страстно любил лошадей и развлечения, отчего вечно был в долгах. Претендуя на корону неаполитанского короля, встал на сторону восставших в 1647 году, но попал в плен к испанцам, откуда ему удалось освободиться лишь в 1652-м. Через два года Гиз повторил атаку на Неаполь, но на пути встала английская эскадра, и все опять пошло не так, как он планировал. Вернувшись в Париж, в 1655 году он получил должность Великого Камергера Франции.
Анна Гонзага, хорошо знавшая этого человека, и даже однажды побывавшая с ним под венцом, (как оказалось, эта свадьба была всего лишь жестоким обманом), так описала «хорошие и плохие качества» герцога Генриха де Гиза следующим образом:
«Г-н Гиз имел фигуру, вид и манеры героя романа, и вся его жизнь носила на себе отпечаток этого характера. Великолепие царило во всей его личности и во всем, что его окружало; разговор его был особенно прелестен: все, что он говорил, все, что он делал, говорило о том, что он необыкновенный человек. Честолюбие и любовь доминировали в его проектах, которые были настолько обширны, что казались гомеровскими; но ни его прославленное имя, ни героическая доблесть с толикой удачи ничто не оправдало его надежд. У него был дар завоевывать любовь всех, кому он хотел понравиться, что, казалось, было уделом принцев Дома Лотарингии. Он был непостоянен в своих привязанностях, непостоянен в своих проектах, и невыносимо тороплив в выполнении задуманного.»
- Мне кажется, что всем будет интересно узнать не только о членах королевской семьи, но и о том, что из себя представлял королевский двор Франции при Старом Режиме (Ancien Regieme) и позже. Открываю новую рубрику и подборку именно с этой целью — чтобы познакомить вас с «королевской кухней» изнутри. Если это неинтересно, напишите, буду знать, что не стоит тратить время. Если интересно, тоже напишите, тогда буду знать, что имеет смысл работать над этим новым материалом.
Буду благодарен за подписку и ваши комментарии, они помогают развитию канала. Ниже ссылки на другие статьи: