Со дня издания нашумевшего постановления Правительства РФ от 25.11.2021 № 2033 прошел почти год. Документом были определены критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (ТСО).
Разработчики постановления позиционировали его как направленное на повышение надежности теплоснабжения. При этом документ не урегулировал судьбу сетей, принадлежащих владельцам, не соответствующим критериям ТСО.
О связанных с этим правовых проблемах мы рассказывали ранее.
А на днях Минстрой опубликовал свежее письмо от 02.11.2022 № 57742-ИФ/04. Рандомно цитируя в нем на 5-и страницах нормы разных НПА, госорган в конце как бы деликатно напомнил не подпадающим под критерии ТСО владельцам сетей о том, что с 01.09.2022:
- утверждение (и действие) тарифов на передачу энергии для них невозможно;
- они не вправе препятствовать перетоку энергии через свои сети;
- они не вправе требовать от потребителей и теплоснабжающих организаций компенсацию затрат, связанных с эксплуатацией сетей, но по-прежнему несут бремя их содержания.
Проще говоря, собственники тепловых сетей, не отвечающие критериям ТСО, теперь лишены основного финансового источника содержания сетей. Причем, за данными лицами сохранены все обязанности и риски собственника (уплата налогов, расходы на ремонты, ответственность за надежность теплоснабжения и т.п.).
Хотя выход из ситуации есть. Ведь ранее Минстрой разослал в субъекты РФ рекомендации по исполнению постановления № 2033.
Среди прочего в них указано на возможность владельцев сетей, не отвечающих критериям ТСО, безвозмездно передать сети в муниципальную собственность (либо, если это арендованные государственные или муниципальные сети, то расторгнуть договор аренды).
В общем, если не хочешь проблем со своим имуществом, просто подари его.
Но тут надо понимать, что по закону ни у кого нет обязанности принять эти сети. Так что выдохнуть у собственника получится только тогда, когда муниципалитет соизволит получить от него подарок.
Вот такой вот получился теплосетевой бизнес.