Сейчас в интернете часто мелькает имя актрисы Чулпан Хаматовой. Одни ею восхищаются, другие критикуют. Но все эти оценки в основной своей массе сводятся к разбору гражданской позиции и жизненных взглядов актрисы. Оттого и необъективны, как мне кажется. Мне же хотелось бы написать о Чулпан именно как об актрисе. Что и логично, так как канал о культуре.
Хаматову как актрису я знаю давно. Доводилось видеть её в разных картинах. Это картины "Страна глухих", "Гуд бай, Ленин!", "Дети Арбата", "Доктор Живаго", "Казус Кукоцкого", "ВМаяковский", "Зулейха открывает глаза" и другие. Актриса хорошо расПИАРена, кто-то ей в этом, очевидно, здорово помогал, но...
Актёр Валентин Иосифович Гафт в советские времена писал эпиграммы. Как-то раз он написал эпиграмму на актрису Лию Ахеджакову. Первое двустишие той эпиграммы выглядело так:
Везде играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Говорят, что после этой эпиграммы Ахеджакова даже обиделась на Гафта. Ахеджакову Гафт, конечно, не считал плохой актрисой. И уж тем более не считал, что она везде играет одинаково. Он просто пошутил. К тому же его эпиграмма на Ахеджакову имеет продолжение:
Великолепно! В самом деле
Везде играет на пределе.
Действительно, нельзя сказать, что Лия Ахеджакова везде играла одинаково. Это не так. Но вот что касается Чулпан Хаматовой...
Хаматова может и не везде играет одинаково, но очень часто её героини походят друг на друга. Ей хорошо даются роли вроде "медсестёр" или гламурных ухоженных городских девушек, но представить Хаматову в каких-нибудь "жирных" и "сочных" ролях вроде Солохи Гоголя или Вассы Железновой Горького, да чтобы это ещё выглядело убедительно, мне лично сложно. В истории российского кинематографа уже есть провальные фильмы, в которых на главную "жирную" роль брали неподходящих актрис, и они эти роли проваливали. Одним из примеров является сериал про Салтычиху, который мне не понравился именно из-за актрисы, подобранной на главную роль. Но вернёмся к Хаматовой.
Хлопающие реснички с широко распахнутыми глазками актрисы Хаматовой, её скупость и бедность на эмоции, недостаток которых при игре она постоянно пытается компенсировать таким образом, на мой взгляд, мне точно не импонируют. Соответственно, Хаматовой зачастую не хватает, как это говорил актёр Владимир Абрамович Этуш, темперамента. (Этуш это говорил про актёра Юрия Яковлева, но Хаматовой тоже подходит).
В отличие от прямолинейного Этуша, который рубил правду-матку актёрам прямо в лицо, многие актёры предпочитают, как правило, говорить друг о друге на публику только в позитивном ключе, нахваливая друг друга, даже если они иного мнения друг о друге и считают кого-то бездарностью. Сказывается "корпоративная этика". В актёрской среде не принято критиковать друг друга на публику. Но бывают и исключения. Одним из таких исключений является известная актриса Татьяна Васильева, которая не стесняясь в выражениях, высказала своё лаконичное мнение о Чулпан Хаматовой, назвав её резким словом на букву "д". Правда, опять не совсем понятно, что именно подразумевала Васильева, игру Хаматовой или её взгляды.
Какой актрисой является Чулпан Хаматова можно также проанализировать, если сравнить её игру с игрой великих актрис. Например, с Татьяной Дорониной, которую я считаю высшим пилотажем в актерской игре и гением. Просто посмотрите, как играет Доронина и как играет Хаматова. Доронина всегда интонирует, играет с ярко выраженными эмоциями, на которые точно не скупится, произносит речь с придыханиями, а как она читает стихи! Слышали? А как читает стихи Хаматова, слышали? Если сравнить прочтение стихов Дорониной с прочтением стихов Хаматовой, это будет всё равно, что сравнить рычание тигра с писком кролика, на мой взгляд. На фоне гениальной Раневской Хаматова и того пуще выглядит немного по-детски. В фигуральном смысле этого сравнения. Если бы в фильме Глеба Панфилова "Васса" (Васса Железнова) вместо Инны Чуриковой сыграла бы Чулпан Хаматова, то тоже, полагаю, вряд ли бы меня смог задержать у экрана этот фильм. Ну какая из Хаматовой Железнова? Железнова — это не только "железо" в голосе и лице, но и человек со сложной судьбой, с огромным жизненным опытом, она и аристократка, и владелица пароходной компании, и любящая мать. Это целый набор довольно сложных для игры эмоций и хитросплетений. Железнову не сыграешь "одним фоном". Не дотягивает Хаматова и до Гурченко, и до Гундаревой.
До целого ряда реально сильных и талантливых российских актрис, на мой взгляд. Не понимаю, почему некоторые ценители кино её так превозносят. Неужели игра Чулпан Хаматовой это и вправду лучшее, что есть в российском кинематографе? Лучше Дорониной? Сильнее и талантливее Раневской, Чуриковой, Гундаревой, Гурченко, Тереховой, Мордюковой, Фатеевой, Неёловой, Крючковой, Остроумовой, Алентовой, Фрейндлих, Вертинской? Иной раз мне кажется, что почитатели творчества Хаматовой просто не видели игры перечисленных актрис.
Ну, а как актриса "средней руки", тем паче на фоне других современных молодых актрис, Хаматова вполне ничего. Например, она легко может конкурировать с Ходченковой или со Снигирь. Но я лично современное российское кино смотреть не люблю. То, что оно заметно просело в сравнении с советским кинематографом и превратилось в низкосортную "сериальщину", это заметил и подчеркнул даже президент. Что ещё можно добавить к вышесказанному? Смотрите советские фильмы. Особенно те, которые вы ещё не смотрели. Да, среди них есть и неудачные картины, но зачастую и в общей массе своей они на уровень выше современных российских фильмов с их современными актёрами и актрисами. Всем добра.