Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Многие режиссёры, начавшие свою карьеру в эпоху инди-бума 90-х, уже отошли на второй план, но успех фильма “Однажды в Голливуде” доказал, что Квентин Тарантино всё так же популярен среди современных кинозрителей, как и в 1992-м году, когда он ворвался на фестивальную арену с фильмом “Бешеные псы”.
Отчасти долголетие карьеры Тарантино можно объяснить тем, что его второй фильм, “Криминальное чтиво” 1994-го года, превзошёл первый. Являясь культурной вехой постмодернистского движения, “Криминальное чтиво” и по сей день остаётся жемчужиной кинематографа. Ниже мы разберём, почему. Итак, поехали.
Уморительные беседы Сэмюэла Л. Джексона и Джона Траволты
Сцена в закусочной, открывающая фильм “Бешеные псы”, положила начало стилю Тарантино “очеловечивать” своих персонажей повседневными разговорами о Мадонне и культуре чаевых. Впрочем, пика этот режиссёрский стиль достиг в “Криминальном чтиве” вместе с истеричной игрой Сэмюэла Л. Джексона и Джона Траволты в роли двух киллеров мафии, которые то и дело препираются между собой.
“Криминальное чтиво” – редкий пример гангстерского фильма, в котором диалоговые сцены гораздо убедительнее, чем боевые. Джулс и Винсент куда более интересны, когда сравнивают американские и европейские “Макдоналдсы”, нежели убивают людей.
Нелинейное повествование
Как и дебютный фильм Тарантино “Бешеные псы”, “Криминальное чтиво” имеет нелинейную структуру повествования. Правда, в отличие от “Псов”, “Чтиво” использует структуру антологии и три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом.
Сценарием “Криминального чтива” Тарантино нарушил все правила сценарного мастерства. К примеру, в одной сцене Винсента хладнокровно застрелили, а через несколько сцен он "воскрес" (будучи в прошлом).
Потрясающий набор саундтреков
Танцевальный конкурс в ресторане “Джек Рэббит Слимс” славится своими саундтреками. После того, как сцена “Stuck in the Middle with You” в “Бешеных Псах” стала одной из самых любимых в истории кино, фильм “Криминальное чтиво” наполнился золотыми хитами.
Такие песни, как “You Never Can Tell” Чака Берри и “Son of a Preacher Man” Дасти Спрингфилд по сей день радуют слух.
Превосходная операторская работа Анджея Секулы
Для работы над “Криминальным чтивом” Тарантино вернул кинооператора Анджея Секулу, который ранее снимал “Бешеных псов”. Как бы блестяще ни были сняты “Псы”, операторская работа Секулы в “Криминальном чтиве” впечатляет ещё сильнее.
В фильме присутствует бесчисленное множество запоминающихся кадров, начиная с того, как Джулс и Винсент достают оружие из багажника машины (при этом камера снимает изнутри багажника), и заканчивая длинным кадром слежения за Винсентом через экстравагантно сделанную декорацию ресторана “Джек Рэббит Слимс”.
Монолог Кристофера Уокена о золотых часах
Кристофер Уокен появляется только в одной сцене в фильме “Криминальное чтиво”, и сразу же даёт незабываемое представление. Он играет старого военного приятеля отца Бутча, который дарит будущему боксёру фамильную реликвию (эпизод “Золотые часы”).
Монолог Уокена о том, через что пришлось пройти отцу Бутча, чтобы сохранить часы во время его пребывания в лагере для военнопленных во Вьетнаме, бесконечно интересен. Он явно соперничает с речью Сэмюэла Л. Джексона “Иезекиль 25:17” за звание величайшего монолога “Криминального чтива”.
Бесшовный монтаж Салли Менке
Салли Менке редактировала все фильмы Тарантино, начиная с “Бешеных псов” вплоть до своей безвременной кончины в 2010-м году. После “Бесславных ублюдков”, последней работы Менке с Тарантино, её помощник Фред Раскин взял на себя обязанности по монтажу фильмов К.Т.
Сценарий “Криминального чтива” “прыгает” по всей линии повествования. В руках менее опытного редактора он мог бы превратиться в путаницу. Благодаря грамотному монтажу Менке зрители никогда не теряются, и за запутанной структурой легко следить.
Запоминающиеся диалоги
Уникальный стиль диалогов Тарантино впервые появился в фильме “Бешеные псы”, но ещё более чарующим он стал в “Криминальном чтиве”. Легче назвать цитаты из “Криминального чтива”, которые не являются культовыми, чем те, которые ими являются.
Ума Турман в роли Мии Уоллес
Ума Турман была относительно неизвестной актрисой до того, как получила роль Мии Уоллес в фильме “Криминальное чтиво”.
Роль Мии, которая полна глубоких размышлений о “неудобном молчании” и “скучной болтовне для знакомства”, в одночасье сделала Турман суперзвездой. И героиня, и сама Турман стали киноиконами 90-х годов.
Переосмысление заезженных криминальных историй
Создавая сценарий “Криминального чтива”, Тарантино взял хорошо известные криминальные истории и переосмыслил их с неожиданной для зрителя концовкой. Например, боксёр Бутч берёт взятку у босса мафии, чтобы слить бой, но на самом деле речь идёт о его часах, и в итоге он оказывается связанным в подвале ломбарда с кляпом во рту.
В эпизоде “Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса” сексуальное напряжение разделяет гангстера и вторую половину его безжалостного босса. Однако сюжет принимает неожиданный оборот, когда Мия рискует умереть от передозировки.
Удивительные перевороты избитых историй и сегодня не теряют своей актуальности.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. До новых встреч!
Другие статьи по теме:
Глупые моменты в фильмах Квентина Тарантино, которые до сих пор не дают покоя многим зрителям
10 харизматичных персонажей второго плана Квентина Тарантино