Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Почему фильм "Криминальное чтиво" (1994) является жемчужиной кинематографа

Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Многие режиссёры, начавшие свою карьеру в эпоху инди-бума 90-х, уже отошли на второй план, но успех фильма “Однажды в Голливуде” доказал, что Квентин Тарантино всё так же популярен среди современных кинозрителей, как и в 1992-м году, когда он ворвался на фестивальную арену с фильмом “Бешеные псы”.

Отчасти долголетие карьеры Тарантино можно объяснить тем, что его второй фильм, “Криминальное чтиво” 1994-го года, превзошёл первый. Являясь культурной вехой постмодернистского движения, “Криминальное чтиво” и по сей день остаётся жемчужиной кинематографа. Ниже мы разберём, почему. Итак, поехали.

Уморительные беседы Сэмюэла Л. Джексона и Джона Траволты

-2

Сцена в закусочной, открывающая фильм “Бешеные псы”, положила начало стилю Тарантино “очеловечивать” своих персонажей повседневными разговорами о Мадонне и культуре чаевых. Впрочем, пика этот режиссёрский стиль достиг в “Криминальном чтиве” вместе с истеричной игрой Сэмюэла Л. Джексона и Джона Траволты в роли двух киллеров мафии, которые то и дело препираются между собой.

“Криминальное чтиво” – редкий пример гангстерского фильма, в котором диалоговые сцены гораздо убедительнее, чем боевые. Джулс и Винсент куда более интересны, когда сравнивают американские и европейские “Макдоналдсы”, нежели убивают людей.

Нелинейное повествование

-3

Как и дебютный фильм Тарантино “Бешеные псы”, “Криминальное чтиво” имеет нелинейную структуру повествования. Правда, в отличие от “Псов”, “Чтиво” использует структуру антологии и три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом.

Сценарием “Криминального чтива” Тарантино нарушил все правила сценарного мастерства. К примеру, в одной сцене Винсента хладнокровно застрелили, а через несколько сцен он "воскрес" (будучи в прошлом).

Потрясающий набор саундтреков

-4

Танцевальный конкурс в ресторане “Джек Рэббит Слимс” славится своими саундтреками. После того, как сцена “Stuck in the Middle with You” в “Бешеных Псах” стала одной из самых любимых в истории кино, фильм “Криминальное чтиво” наполнился золотыми хитами.

Такие песни, как “You Never Can Tell” Чака Берри и “Son of a Preacher Man” Дасти Спрингфилд по сей день радуют слух.

Превосходная операторская работа Анджея Секулы

-5

Для работы над “Криминальным чтивом” Тарантино вернул кинооператора Анджея Секулу, который ранее снимал “Бешеных псов”. Как бы блестяще ни были сняты “Псы”, операторская работа Секулы в “Криминальном чтиве” впечатляет ещё сильнее.

В фильме присутствует бесчисленное множество запоминающихся кадров, начиная с того, как Джулс и Винсент достают оружие из багажника машины (при этом камера снимает изнутри багажника), и заканчивая длинным кадром слежения за Винсентом через экстравагантно сделанную декорацию ресторана “Джек Рэббит Слимс”.

Монолог Кристофера Уокена о золотых часах

-6

Кристофер Уокен появляется только в одной сцене в фильме “Криминальное чтиво”, и сразу же даёт незабываемое представление. Он играет старого военного приятеля отца Бутча, который дарит будущему боксёру фамильную реликвию (эпизод “Золотые часы”).

Монолог Уокена о том, через что пришлось пройти отцу Бутча, чтобы сохранить часы во время его пребывания в лагере для военнопленных во Вьетнаме, бесконечно интересен. Он явно соперничает с речью Сэмюэла Л. Джексона “Иезекиль 25:17” за звание величайшего монолога “Криминального чтива”.

Бесшовный монтаж Салли Менке

-7

Салли Менке редактировала все фильмы Тарантино, начиная с “Бешеных псов” вплоть до своей безвременной кончины в 2010-м году. После “Бесславных ублюдков”, последней работы Менке с Тарантино, её помощник Фред Раскин взял на себя обязанности по монтажу фильмов К.Т.

Сценарий “Криминального чтива” “прыгает” по всей линии повествования. В руках менее опытного редактора он мог бы превратиться в путаницу. Благодаря грамотному монтажу Менке зрители никогда не теряются, и за запутанной структурой легко следить.

Запоминающиеся диалоги

-8

Уникальный стиль диалогов Тарантино впервые появился в фильме “Бешеные псы”, но ещё более чарующим он стал в “Криминальном чтиве”. Легче назвать цитаты из “Криминального чтива”, которые не являются культовыми, чем те, которые ими являются.

Ума Турман в роли Мии Уоллес

-9

Ума Турман была относительно неизвестной актрисой до того, как получила роль Мии Уоллес в фильме “Криминальное чтиво”.

Роль Мии, которая полна глубоких размышлений о “неудобном молчании” и “скучной болтовне для знакомства”, в одночасье сделала Турман суперзвездой. И героиня, и сама Турман стали киноиконами 90-х годов.

Переосмысление заезженных криминальных историй

-10

Создавая сценарий “Криминального чтива”, Тарантино взял хорошо известные криминальные истории и переосмыслил их с неожиданной для зрителя концовкой. Например, боксёр Бутч берёт взятку у босса мафии, чтобы слить бой, но на самом деле речь идёт о его часах, и в итоге он оказывается связанным в подвале ломбарда с кляпом во рту.

В эпизоде “Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса” сексуальное напряжение разделяет гангстера и вторую половину его безжалостного босса. Однако сюжет принимает неожиданный оборот, когда Мия рискует умереть от передозировки.

Удивительные перевороты избитых историй и сегодня не теряют своей актуальности.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. До новых встреч!

Другие статьи по теме:

Глупые моменты в фильмах Квентина Тарантино, которые до сих пор не дают покоя многим зрителям

10 харизматичных персонажей второго плана Квентина Тарантино