Найти тему
Цивилизация техно

Мотоцикл Тула - необычный советский трансформер

Советское мотоциклетостроение вплоть до 1985 года не баловало своих потребителей разнообразием, все дорожные мотоциклы конструктивно были устроены практически идентично и отличались лишь размерами, массой, мощностью двигателей. Все советские мотоциклы имели схожие рамы, задние маятниковые подвески, передние вилки, спицованные колеса, разве что у мотоциклов Урал был четырехтактный оппозитный двигатель и карданный привод на заднее колесо, в остальном и они имели вполне классическую конструкцию. Были еще мотороллеры, как двухколесные ("Вятка", "Тулица"), так и трехколесные с грузовой платформой ("Муравей").

В 1985 году мотозаводы попытались хоть как-то разнообразить свой ассортимент — выпустили некий гибрид мотоцикла и мотороллера, мотоцикл Тула ТМЗ-5.951. От мотоцикла у него только общая компоновка и вполне классическая маятниковая подвеска сзади и передняя вилка. В остальном он разительно отличался от всех остальных советских мотоциклов: впервые для мотоцикла малого класса (объем двигателя 200 см3) получил дуплексную раму, мотороллерный двигатель с лепестковым клапаном, с принудительным охлаждением и электро-стартером, S-образную выпускную систему с компактным глушителем под баком, колеса малого диаметра на штампованных разъемных дисках и широкопрофильными шинами с внедорожным рисунком протектора, так же мотоцикл впервые (среди отечественных) получил пластмассовые элементы облицовки, крылья и в целом имел вполне современный дизайн. По замыслу конструкторов мотоцикл в первую очередь предназначался для жителей села, с завидной проходимостью, но относительно небольшой максимальной скоростью - всего 85 км/ч. Мотороллерный двигатель, с впервые внедренным в отечественной практике на серийном мотоцикле лепестковым клапаном, обладал хорошими для своего класса тяговыми свойствами на "низах" и благодаря принудительному охлаждению мог продолжительное время двигаться на 1-й передаче без перегревов, что в сельской местности крайне важно. В 1990 году мотоцикл слегка модернизировали, усилили раму, изменили бензобак, изменили настройки двигателя, после чего он немного (на 0,5 л.с.) прибавил в мощности и обеспечивал чуть большую максимальную скорость - до 90 км/ч.

Одновременно с модернизацией мотоцикла "Тула" ТМЗ-5.952 на его базе с использованием заднего моста мотороллера "Муравей" выпустили трицикл — TM3-5.971. Причем задний мост сделали в виде съемного модуля, который продавался и отдельно, превращая стандартный мотоцикл Тула в трицикл. Задний мост, позаимствованный от грузового мотороллера "Муравей", имел помимо дифференциала также реверс-редуктор, обеспечивающий задний ход с 4 передачами, как и вперед. Подвески были конструктивно такие же как и на мотороллере - одинарные поперечные рычаги (балансиры) с соосной им ступицей, на цилиндрических пружинах с амортизаторами. Передача от редуктора к задним колесам — полуосями с резинометаллическими шарнирами. Т.к. задний мост был взят от мотороллера, то при установке его на мотоцикл из-за разницы в компоновке колея задних колес получилась немного несимметрична относительно продольной оси, хотя визуально это практически незаметно и на эксплуатации никак не сказывается. На съемный модуль сверху приварили объемный трубчатый багажник грузоподъемностью 120 кг (без пассажира) и 90 кг с пассажиром. Также имелось сцепное устройство для буксировки прицепа ТМЗ-9.601 грузоподъемностью 100 кг, выпускавшегося этим же заводом.

Для того чтобы переоборудовать стандартный мотоцикл Тула ТМЗ-5.951 или ТМЗ-5.952 в трицикл, достаточно было купить съемный модуль и без дополнительных переделок в течение пары часов присоединить его к мотоциклу. Максимальная скорость трицикла из-за возросшей массы и большего общего передаточного отношения - 70 км/ч, с прицепом - 40 км/ч. Расход топлива - 6 л. на 100 км, с прицепом - 6,5 л.