Татарстан – это единственный регион России, на территории которого расположено три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО: Казанский Кремль, Успенский собор (Свияжск) и Древний город Болгар. На всех объектах в последние годы были проведены крупномасштабные археологические и исследовательские работы, подтвердившие выдающуюся универсальную ценность объектов.
В 1998 году представители Татарстана подали сразу три заявки в центр Всемирного наследия. В заявке значились: Казанский Кремль, Великий Болгар и остров-град Свияжск. В тот момент вопрос курировал лично Минтимер Шаймиев, первый президент Татарстана (ныне – государственный советник главы республики). Как правило, заявки обрабатываются в течение нескольких лет, и вот уже 2 декабря 2000 года Список всемирного наследия ЮНЕСКО пополнил Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля. Критерии выдающейся универсальной ценности – ii, iii, iv. Территория объекта – 13,45 га, территория буферной зоны – 115 га.
Возникший на обитаемой с очень давних времён территории Казанский Кремль ведёт свою историю с эпохи Золотой Орды (XIII–XV вв.) и Казанского ханства (XV–XVI вв.). В 1552 г. Казань была завоёвана Иваном Грозным и стала оплотом православия в Поволжье. На огороженной белокаменными стенами территории Кремля соседствуют христианские и мусульманские святыни. Среди них: «падающая» башня Сююмбике (предположительно XVI–XVII в.), Президентский дворец (1840-е гг.), мечеть Кул-Шариф (1996–2005 гг.) и Благовещенский собор, изначально построенный в XVI в. псковскими мастерами, но значительно изменивший свой облик в XVIII–XIX вв.
Исходя из требований ЮНЕСКО, при подготовке номинационного досье для Казанского Кремля были определены три критерия, подтверждающие мировое значение этого памятника историко-культурного наследия. Прежде всего, в соответствии с критерием ii, комплекс Казанского Кремля представляет собой исключительное свидетельство исторической преемственности и сохранения культурного разнообразия на протяжении длительного периода времени. Результатом этого стал обмен ценностями различных культур, отражённый в облике памятника.
Суть критерия iii заключается в том, что объект должен являться уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла. В случае Казанского Кремля данный критерий легко определим. Ведь комплекс является исторической цитаделью, представляющей собой исключительное свидетельство существования Казанского ханства, а также является единственной сохранившейся татарской крепостью со следами изначальной градостроительной концепции, отражающей преемственное развитие средневековых булгаро-татарских государств X–XVI веков – Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Кроме того, сегодня Казанский Кремль является единственным в мире действующим центром татарской государственной культуры и государственной власти. По этим причинам закономерно, что комплекс стал своего рода визитной карточкой тюрко-татарского мира, его духовным центром.
В соответствии с культурным критерием ivКазанский Кремль является выдающимся примером архитектурного ансамбля, который иллюстрирует значимый период человеческой истории. Ни для кого не секрет, что комплекс в целом и его ключевые памятники представляют собой выдающийся пример синтеза татарского и русского влияния в архитектуре и одновременно отражения влияние ислама и христианства.
Информация и документы на сайте ЮНЕСКО: https://whc.unesco.org/en/list/980
Болгарский историко-археологический комплекс был включён в Список всемирного культурного наследия в 2014 году. Критерии выдающейся универсальной ценности – ii, vi. Территория объекта – 424 га, территория буферной зоны – 12101 га.
Болгарский историко-археологический заповедник – комплекс памятников булгаро-татарской архитектуры середины XIII–XIV вв. Столица средневековой Волжской Булгарии находилась на берегах реки Волги южнее впадения в неё Камы. Главные памятники ансамбля: Соборная мечеть (XIII в.), Малый минарет и Ханская усыпальница (XII в.), мавзолеи XIV в. Среди значимых современных построек: Белая мечеть и Памятный знак «Принятие ислама», символ принятия в 922 г. волжскими булгарами мусульманства. В здании Памятного знака находится самый большой печатный Коран в мире.
Болгарский историко-археологический комплекс был включён в Список всемирного наследия по двум критериям, что свидетельствует о выдающейся универсальной ценности этого объекта сразу в нескольких аспектах. Критерий ii: Болгар отражает взаимодействие нескольких последовательных культурных традиций и взаимообмен разных цивилизаций – тюркских, финно-угорских, славянских и пр. О высоком уровне развития в Болгаре материальной культуры в XIII–XIV вв. свидетельствует нахождение археологами множества орудий труда, монет, предметов быта, украшений, остатков домов, гончарных, сыродутных и чугуноплавильных горнов, дренажных сооружений, а о торговых контактах того периода – найденные изделия из Средней Азии, Крыма, Закавказья, Северо-Востока Руси. Высокое развитие булгарской строительной культуры в XIV в. подтверждают фрагменты каменных зданий, украшенных мозаикой и майоликой, а также сложные отопительные системы в общественных банях, обнаруженные при исследовании Красной палаты. Критерий vi: Болгар связан с событиями, живыми традициями, идеями и верованиями, он служит выдающимся примером средневековой исламской культуры, является свидетельством раннего и самого северного мусульманского анклава и связан с официальным принятием ислама волжскими болгарами в качестве государственной религии в 922 г. н.э. Кроме того, Болгарский комплекс всегда демонстрировал мирное сосуществование разных конфессий.
Информация и документы на сайте ЮНЕСКО: https://whc.unesco.org/en/list/981
В 2017 году в Список всемирного культурного наследия был включён Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска. Критерии выдающейся универсальной ценности – ii, iv. Территория объекта – 3,25 га, территория буферной зоны – 11563,9 га.
Свияжск, расположенный в месте слияния рек Волги, Свияги и Щуки, был основан Иваном Грозным в 1551 г. Он стал форпостом для завоевания русскими войсками Казани. В 1555 г. был заложен Богородице-Успенский мужской монастырь Свияжска, ставший духовно-просветительским центром миссионерской программы, разработанной царём. Ансамбль обители не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы – Успенский собор (1561 г.), один из двух в России, где сохранился полный цикл фресок эпохи Ивана Грозного, и Никольская трапезная церковь (1556 г.) с колокольней.
Критерий ii: Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска – выдающийся пример пространства, где предельно сконцентрировано многообразие самобытных культур. Объект является уникальным свидетельством общей исторической, этнической, культурно-духовной, конфессиональной эволюции народов Евразии на протяжении длительного времени. В процессе создания и эволюции Успенского собора шёл активный синтез культурных христианских и мусульманских традиций, значительное взаимовлияние человеческих ценностей и взаимообогащение культур. Уникальный стиль росписи стен и иконостаса Успенского собора стал результатом синтеза художественных традиций Новгорода, Пскова, Москвы, Ростовской и Суздальской земель.
Критерий iv: фрески Успенского собора ярко иллюстрируют феномен культурной эволюции Московского царства, демонстрируя прямую связь между событиями второй половины XVI в. – начала XVII в. и культурной жизнью эпохи, занимают одно из важнейших мест в истории христианского искусства этого периода. Архитектурный и фресковый ансамбли собора являются новым направлением в русском искусстве, отражают амбициозную культурно-цивилизационную идеологию Российского государства в XVI–XVII вв., иллюстрируют значимый период мировой человеческой истории.
Информация и документы на сайте ЮНЕСКО: https://whc.unesco.org/en/list/1525
Материал подготовлен Аглиуллиой Л.Т.,
заведующей отделом ЮНЕСКО
ГИАХМЗ «Остров-град Свияжск»