Найти тему
МК в Хабаровске

Портрет Фриды Кало и Ивана Скобрева: интервью с хабаровским каллиграфом

    Портрет Фриды Кало и Ивана Скобрева: интервью с хабаровским каллиграфом Фото: Татьяна Маслова
Портрет Фриды Кало и Ивана Скобрева: интервью с хабаровским каллиграфом Фото: Татьяна Маслова

Про Татьяну Маслову я узнала, когда писала про новый проект частного «Белого театра». Она помогала артистам в составлении коллажей. Мне объяснили, что каждую букву она писала вручную. Признаюсь, была в восторге и побежала узнавать про нее все, что могла. Оказалось, что Таня профессионально занимается каллиграфией. Не могла не пообщаться с ней о ее творчестве. Вот, что она мне рассказала.

- Татьяна, расскажи, как и почему ты научилась каллиграфии, и что это такое?

- В 2019 году мне подумалось о том, что кроме чтения книг надо еще чем-то заняться. Я подумала о леттеринге - искусстве рисовать буквы, используя самые различные графические средства, материалы и техники. И вот я на курсе по каллиграфии брашпеном.

    «В процессе письма я забываю обо всем, все вокруг останавливается» Фото: Татьяна Маслова
«В процессе письма я забываю обо всем, все вокруг останавливается» Фото: Татьяна Маслова

«В процессе письма я забываю обо всем, все вокруг останавливается» Фото: Татьяна Маслова

- Что такое брашпен?

- Это довольно новый материал. В продаже он появился относительно недавно. Он прост в использовании и позволяет создавать динамичные контрастные скетчи, работая в быстрой манере. Этим инструментом можно создавать как портреты, так и, к примеру, архитектурные зарисовки. Все из-за его главной особенности - возможности изменять толщину линии в очень широких пределах. Брашпен стал распространенным материалом в каллиграфии. Он объединяет в себе восточные техники изображения знаков тушью с современным удобством. Кисть-ручка используется во многих стилях изображения надписей и шрифтов. Классический брашпен представляет собой нечто, по форме напоминающее маркер. Он состоит из кистевого стержня, накопителя чернил и резервуара с чернилами.

    Фото: Татьяна Маслова
Фото: Татьяна Маслова

Фото: Татьяна Маслова

- Что было дальше? Очень интересно узнать, как развивалось твое творчество.

- После окончания курса начала смотреть в соцсетях страницы других мастеров и поняла, что мне хочется чего-то тонкого и изящного. Так я пришла к обучению каллиграфии тонким пером. Был курс в Хабаровске и два онлайн-курса у каллиграфа Варвары Пантелеевой из Москвы. Каллиграфия от греческого καλλιγραφία - «красивое письмо». То есть у меня нет художественного образования, я не связана с миром искусства. По диплому я секретарь-референт, менеджер. И, кстати, мой почерк никак не изменился. Поэтому в каллиграфию может прийти абсолютно любой человек.

- Почему именно каллиграфия, а не, например, танцы, музыка?

- Танцами и музыкой я успела позаниматься в школьные годы. Поэтому мое хобби должно было быть для меня новым.

    Фото: Татьяна Маслова
Фото: Татьяна Маслова

Фото: Татьяна Маслова

- Где черпаешь вдохновение?

- Сейчас всем нам очень помогает всемирная паутина. Границ не существует - можно наблюдать за работой различных мастеров из разных стран. А еще вдохновляют люди, которые меня окружают. Их слова, их действия, их мысли приводят мои мысли в движение, и хочется найти какую-то фразу, хочется красиво ее написать, хочется иметь какое-то высказывание всегда перед глазами и показать это миру.

- Какие эмоции ты испытываешь, когда выводишь линии?

- Наверное, это наслаждение. Наслаждение от замедления. В процессе письма я забываю обо всем, все вокруг останавливается. Дыхание ровное, замедленное. Вдох… Выдох… Гордость за то, что я иду этот путь. Восхищение результатом своей работы.

    Фото: Татьяна Маслова
Фото: Татьяна Маслова

Фото: Татьяна Маслова

- Ты так интересно рассказываешь о самом процессе. А какой у тебя стиль?

- Сейчас в моем арсенале два вида шрифта: Copperplate и Spencerian. Пробую Modern. Вязь - очень интересное направление, но там еще непаханое поле. Вязь - это особое декоративное письмо, применявшееся с XV века для оформления заглавий в славянских рукописных и старопечатных книгах.

    Фото: Татьяна Маслова
Фото: Татьяна Маслова

Фото: Татьяна Маслова

- В какой атмосфере предпочитаешь работать?

- Я люблю работать одна. Когда могу писать в своем темпе, с перерывами, когда мне нужно. Включаю медленную музыку, желательно без слов, так как мозг отвлекается на слова и можно сбиться.

- У тебя есть любимые работы?

- Когда я уже стала приверженцем острого пера, была очарована каллиграфическими портретами. Это было что-то из области фантастики. Первой такой работой был портрет Ивана Скобрева - хабаровчанин, российский конькобежец. А затем была работа уже на большем формате (А2), это портрет Фриды Кало, мексиканской художницы.

- Как часто ты занимаешься каллиграфией?

- Пока не работала, могла писать каждый день. Сейчас у меня есть основное место работы, поэтому остаются только выходные. Но теперь мое время забирают еще и другие увлечения. Ручной переплет и бумага ручного отлива. Оба эти увлечения естественно вылились из увлечения каллиграфией. Они взаимосвязаны.

    «Либо ты попробуешь и поймешь, что тебе это не нужно».
«Либо ты попробуешь и поймешь, что тебе это не нужно».

«Либо ты попробуешь и поймешь, что тебе это не нужно».

- Есть ли у тебя рецепт борьбы с творческим застоем?

- Не вижу смысла в борьбе. Мне кажется, здесь надо разбираться - по какой причине происходит застой. Может быть, просто уже это увлечение тебя не трогает, и надо оставить его, это просто пройденный этап. Он был в жизни, и это было прекрасное время. Возможно, пришла пора идти во что-то другое. В мире еще так много интересного. И, возможно, когда-то ты вернешься к своему прошлому занятию.

- Есть ли в Хабаровске еще каллиграфы?

- Самый главный мой каллиграф, это мой первый учитель - Инна Зосимова. Именно она вложила любовь и теплое отношение к буквам и красивым строкам. Теперь мы с Инной уже коллеги. С ней мы принимаем участие в каллиграфических фестивалях. В 2021 году отправляли работы на «Ё-Фест» в Тулу. А в этом году принимали участие в международном каллиграфическом фестивале Calligrafest в Санкт-Петербурге. Инна продолжает заниматься обучением каллиграфии хабаровчан, проводит мастер-классы и обучающие курсы. В этом году мы создали каллиграфическое сообщество Хабаровска, объединяем людей - тех, кто тем или иным образом связан с буквами. В последние годы каллиграфия набирает обороты. Поэтому мы хотим, чтобы и в Хабаровске, и на Дальнем Востоке искусство красивого письма развивалось. Мечтаем о выставке каллиграфических работ.

    Фото: Татьяна Маслова
Фото: Татьяна Маслова

Фото: Татьяна Маслова

- Какие ошибки совершают начинающие каллиграфы?

- Могу сказать лишь про свои ошибки. Наверное, главная ошибка - это желание писать сразу красиво. И вот здесь может наступить разочарование и полная остановка, но нет волшебной палочки. Каллиграфия, красивые буквы - это часы тренировок и даже годы. Красивое письмо - это навык, который формируется только путем многократных повторений и доводимый до автоматизма.

- Как думаешь, зачем искусство миру?

- Люди испокон веков занимались искусством. Начиная с рисунков в пещерах, вышиванием, прядением по вечерам и заканчивая всем тем многообразием творческих направлений, которые есть сейчас в мире. Искусство - это всегда созидание, создание прекрасного на благо.

- Ты проделала долгий путь. Что посоветуешь тем, кто ищет себя сейчас?

- Не бояться, не стесняться. Не важно, какое у тебя образование, не важно, сколько тебе лет. Бери и пробуй. Не с кем идти? Иди одна или один. Там ты найдешь новых людей по интересам. Либо ты попробуешь и поймешь, что тебе это не нужно. Но пока не попробуешь, не поймешь.

    В процессе письма я забываю обо всем Фото: Татьяна Маслова
В процессе письма я забываю обо всем Фото: Татьяна Маслова

В процессе письма я забываю обо всем Фото: Татьяна Маслова

- Какие у тебя дальнейшие планы?

- Сейчас у меня обучение по изготовлению бумаги. Хочется научиться делать бумагу из растительных волокон. В дальнейшем применение данной бумаги для своей каллиграфии. А еще в планах плоское перо. Наши исконно русские стили письма: устав, полуустав, скоропись, вязь. Это еще такой огромный пласт знаний, умений и творчества. Там такая особая красота!!! Но это уже будет другая история.

Автор: Ольга Григорьева