Найти тему
Истории любви и жизни.

Громкий роман ХХ века

Когда-то в годы эпохи строительства социализма, моя мама любила излишне пафосно повторять, что мол только РУССКИЕ мужики - Есенин и Высоцкий смогли отхватить себе знаменитых иностранных красоток и жениться на них.

Следуя маминой логике, никто в мире не смог повторить сей подвиг, или попросту больше не народилось "настоящих" мужиков.

Ну да... Где-то она права. Сие означенные особы, действительно, были личностями амбициозными и честолюбивыми, и хотели достигать вершин, простыми людьми недосягаемыми.

Если Есенину это в какой-то мере было проще сделать, то Высоцкому, конечно, пришлось постараться - железный занавес и прочие радости соц. реализма.

Но речь сегодня не о нем, а о Есенине и его знаменитой женушке - Айседоре Дункан.

Есенин, по сути деревенский мужик, волею обстоятельства попавший в столицу. И отношение к женщинам у него было соответствующее - потребительское. Ну как к крестьянке, работнице - подай, принеси...

Не знаю, любил ли он их с той страстностью, как Гумилев, например. Но иметь в своей копилке хотел, правда не каждую, а тех которых уже кто-то из писательской братии любил или боготворил.

Вот как раз показателен эпизод с Ларисой Рейснер. После вечера, где Лариса бешено аплодировала не совсем приличным Есенинским частушкам, он догонит её на улице и окрыленный успехом бросит: "Я вас люблю лапочка! Мы поженимся..."

Но зеленоглазая, знавшая себе цену красавица огреет его-по городскому. Пожмет плечиком: "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань..."

Правда трепетной ланью Рейснер тоже не была, что и доказала будучи комиссаром Морского генерального штаба РСФСР. Отдельную стать про эту ярую революционерку смотрите на канале.

Но Лариса исключение из того потока женщин, которые действительно любили, а некоторые в буквальном смысле готовы были за него умереть. Есенин, конечно же, обладал каким-то магнетизмом, который несомненно притягивал женщин.

А скорее всего это не магнетизм, а просто обыкновенная грубость в отношениях с ними. Ухаживать он не умел, да и не хотел утруждать себя этими глупостями.

Вот это все вкупе, ну и ещё, конечно, внешность, и привлекало повышенное внимание к поэту.

-2

С Айседорой Дункан Сергей встретится в 1922 году и проживёт с ней в браке до 1924 года. Она была на 18 лет старше. С фотографий тех лет на нас смотрит женщина далеко не юная, уже в возрасте, располневшая, да и, надо сказать, не красавица.

На момент встречи с поэтом ей было 45 лет. Сто лет назад... Это сейчас, в наше время 45-летняя женщина выглядит как девушка, а сто лет назад это уже практически пожилой человек. Так что же так привлекло Есенина в этой особе, что он не раздумывая отдал ей и руку и сердце?

-3

Нужно сказать, что поэт вообще с лёгкостью относился к браку. Он был женат четыре раза. И доведись ему прожить дольше, наверное, и это было бы не пределом. Всех своих жён он очень удобно использовал и в пору начала своего литературного поприща (Изряднова, Райх) и когда стал известным (брак с Дункан, ну чем не изящный маркетинговый ход?). А женитьба на внучке Льва Толстого - Софье, апогей честолюбия! Породниться с самим "Зеркалом русской революции"!

Так кто-же такая Айседора? Что привело её в такое непростое время в нашу страну, и зачем все-таки она нужна была поэту?

Айседора Дункан была танцовщицей, и надо сказать знаменитой танцовщицей. Танцовщица - новатор, основоположница свободного танца.
Проще сказать - босая, в свободном балахоне, похожим на греческий хитон, крутилась и прыгала по сцене, как бог на душу положит. Мне кажется, все маленькие девочки так скачут, я так точно. Кричала: "Мам, смотри!"... И под свое ля-ля старалась что-то изобразить. Примерно то же самое и Дункан. Её прозвали босоножкой.

-4

Ну, конечно же, я предвзято описала её творчество. Мы же не видели его, а оно видимо все же граничило с искусством, раз сам Луначарский позвал её в 1921 году открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку.

Сама же танцовщица не раздумывая бросилась в эту авантюру и, переполненная планами и идеями, отправилась в эту новую, свободную от предрассудков и отметающей все старое, страну большевиков.

В 1921 году она встречает Есенина и безоговорочно отдаёт ему свое сердце и как мать, и как любящая женщина.

В 1913 году трагически погибли её двое маленьких детей, и всю силу нерастраченной материнской любви она отдаёт поэту.

Несомненно, она видела в нем и ребёнка, и мужчину. Что он в ней видел?

К тому времени поэт набирает известность русского стихотворца, но до сих пор не может избавиться от несколько унизительного статуса "крестьянского самородка".

И эта связь даёт ему некое освобождение из его "пастушества, из мужичка, из поддевки с гармошкой...", - как зло и точно заметит Сергей Городецкий - друг Николая Гумилева.

Вообще об этой связи судачили много и не всегда благожелательно. Благо сама супружеская чета давала для этого все больше и больше поводов.

Есенина совсем не заботит, что говорят об их разнице в возрасте: "Она стара... ну, если уж... Но мне интересно жить с ней и мне это нравится... Она иногда совсем молодая. Она удовлетворяет меня, любит и живёт по-молодому".

После зрелой и опытной Дункан девушки казались ему "скучными" . Вот тебе и 45 лет... Ну и, конечно же, их связывает творчество.

-5

Им интересно вдвоём, им есть о чем поговорить, поспорить, подискутировать, хотя Есенин ни слова не знает по-английски, а Дункан знает от силы десять, пятнадцать слов по-русски.

"Он читал мне свои стихи, я ничего не поняла. Но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!" - говорила она.

Московская жизнь Дункан, связанная со школой, перестала складываться. Её стали звать на гастроли в США и она уезжает из страны Советов вместе с Есениным.

Проведя несколько счастливых месяцев в Европе, супруги отправляются в Штаты, где их отношения постепенно начинают портиться. И на родине то Есенин с женитьбой не очень себя в чем-либо ограничивал. Также таскался по кабакам, напивался, устраивал дома скандалы и порой поднимал руку на свою новоявленную супругу.

-6

Она терпела, хотя такое бурное проявление чувств русской души было для неё делом непривычным. А в путешествии и на гастролях это все усугубилось. Здесь поэта никто не знал и чаще всего его представляли как "русского мужика, мужа несравненной, знаменитой, очаровательной Айседоры Дункан танцовщицы, бессмертный талант которой..." и т. д. и т. п...

Нужно ли говорить, как больно это било по самолюбию поэта. Если дома он был величиной, то здесь просто приложением к престарелой бабе!

И вся эта ненависть постепенно стала переходить на Дункан. Её он стал винить во всем, все чаще пить и устраивать скандалы. Газеты захлебывались в восторге! Они не уставали описывать выходки эксцентричного мужа несравненной Айседоры.

В конце концов, дошло до того, что Дункан пришлось вызвать полицию. И Есенин оказался в психиатрической клинике. Сам поэт в письме к другу Мариенгофу жаловался на супругу: "Изадора врет хуже Ваньки. Всё её банки и замки, о которых она пела нам в России - вздор! Сидим без копеечки, ждём, когда соберём на дорогу и обратно, в Москву..."

В 1923 году они возвращаются в Россию, но брак их уже изжил себя. Дункан недолго пробыла здесь, она собирается в Париж и уезжает на этот раз одна. А вскоре получает телеграмму: " Я люблю другую. Женат и счастлив. Есенин."

Иногда он вспоминал о ней с не свойственной ему теплотой: "Вздорная баба, к тому же иностранная. Не понимает меня, ни в грош не ставит... Если будет ерепениться и морду воротить - вклейте ей комплимент позабористее по женской части. Она это любит. Сразу растает. Она ведь в сущности неплохая и даже очень милая иногда". Он как будто инструкцию кому-то даёт насчёт её.

А вот что сам Анатолий Мариенгоф писал об их отношениях: "Есенин был её повелителем, её господином. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара. И глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней".

-7

Несомненно одно, Дункан была личностью, и Есенин это понимал и ценил. И даже где-то на первых парах ему это льстило. Вспоминаются его слова: " Там, где нет личности невозможно искусство... "

Но со временем именно с этой личностью поэт и вёл жестокую войну. Вся слава должна достаться ему, только ему одному!

28 декабря 1925 года Есенин повесился в гостинице Англетер, а тремя месяцами раньше он женился в четвёртый и последний раз. Дункан не намного пережила его. Она погибла в 1927 году в Ницце. Её длинный шарф, который так красиво развевался на ветру, попал в спицу автомобиля, моментально намотался на колесо и задушил ту, которая совсем недавно пленила своими танцами три континента.

-8