...До сих пор в нашем обществе процветает стереотип о том, что учителя делят учеников на "хороших" и "плохих". Звучит это примитивно и глупо и не соответствует реалиям. Однако, как говорится: "Нет дым без огня!"
✅ Пара секретов Педагогической кухни...
Вряд ли кто из моих коллег-педагогов станет отрицать тот факт, что сознательно или подсознательно мы выделяем для себя "удобных" и "неудобных" мальчишек и девчонок. Ну и, коль уж я начал делиться с вами, уважаемые читатели, тайнами педагогической кухни, то открою вам ещё один секрет.
С иными "неудобными" учениками/воспитанниками нам во сто крат бывает интереснее, чем с большинством "удобных". Почему? Да потому что среди таких ребят немало очень талантливых, неординарно-мыслящих ребят, которые попросту опережают в развитии своих сверстников, в том числе и в интеллектуальном. Другое дело, что при этом у них могут быть коммуникативные или поведенческие проблемы. К тому же надо всегда делать поправку на "колючий пубертат", со всеми вытекающими отсюда не самыми весёлыми перспективами.
Но нет ребёнка, к сердцу которого невозможно подобрать ключик. И если у взрослого есть необходимые: знания, определённый опыт, время, но прежде всего желание увидеть, услышать, понять и принять того или иного "шалопая", то у него точно всё получится!
✅ Когда ребёнок/подросток готов тебе открыться?
Но ничего не бывает без начала, всё начинается с дороги! Очень важно знать те самые кнопочки, нажимая на которые, ребёнок обратит на тебя внимание как на своего союзника, а возможно и начнёт сотрудничать Поделюсь собственными мыслями на этот счёт... Итак, шансы взрослых увеличиваются:
- во-первых, когда мы остаёмся с ним один на один;
- во-вторых, когда мы с ним общаемся на его языке (переходим на его IQ);
- в-третьих, когда мы обсуждаем с ним проблемы, которые его беспокоят, или темы, в которых он сечёт (которые ему безумно интересны);
- в-четвёртых, когда перед ним ставятся неординарные творческие задания;
- в-пятых, когда под него создаётся ситуация успеха, в которой его регулярно подхваливают и поддерживают;
- наконец, в-шестых, когда он говорит, а ещё лучше занимается любимым делом!
✅ Но сегодня мы поговорим об "удобных детях"!
Но сегодня разговор пойдёт, как вы поняли из заголовка, о полярной категории наших воспитанников, т.е. о тех мальчиках и девочках, которых мы относим к категории "удобных детей".
Однако мы не станем вдаваться в подробности, пытаясь дать развёрнутый ответ на вопрос: Откуда берутся "Удобные дети"? И хорошо это или плохо быть "удобным", во-первых, для них самих, а во-вторых, для окружающих? По большому счёту, ответы на оба вопросы слишком очевидны.
В этой публикации я хочу затронуть только один аксиомный факт из жизни таких ребят. И это то, что именно на "удобных" детях мы, учителя привыкли выезжать в своей работе, особенно когда речь идёт о форс-мажорных ситуациях. Ведь именно данная категория наших учеников и воспитанников обладает таким личностно-психологическим качеством, как - БЕЗОТКАЗНОСТЬ.
✅ Я и сам рос "удобным ребёнком...
Без тени смущения признаюсь в том, что в свои школьные годы чудесные и сам был "удобным ребёнком" и не умел отказывать учителям. Однако здесь есть один небольшой нюанс. Мне чертовски нравилось принимать активное участие в жизни класса и школы. Однако если на своих любимых уроках я всегда тянул руку, то вот когда речь заходила о внеклассной движухе, я предпочитал тихонько отсиживаться за своей партой
Впрочем объяснялось это очень просто. У меня всегда хватало классных, а когда подрос, то и школьных поручений. Кроме того, с одной стороны мне всё это было интересно, но с другой стороны, я прекрасно понимал, что если я делают что-то для школы, то ценой тому будет невозможность заниматься своими любимыми хобби, которых у меня хватало. А самым любимым и тогда, и всегда оставалось и остаётся до сих пор - ЧТЕНИЕ.
Однако, всякий раз, когда возникала необходимость сделать что-то "ещё вчера", то поручалось это частенько именно мне. Отсюда оказий с моей стороны случалось немало, как-нибудь ими с вами поделюсь. Но пока о самом главном: Я НЕ ПОМНЮ, ЧТОБЫ КОГДА-НИБУДТЬ ОТВЕТИЛ ОТКАЗОМ НА ПРОСЬБУ УЧИТЕЛЯ!
✅ Почему взрослый должен помнить своё детство...
...Став педагогом, я никогда не забывал собственной истории и лишь в исключительных случаях пользовался услугами безотказных мальчишек и девчонок. И никогда не забывал про стимулирование. Ну а тех из них, кто однажды приобщался к моим спецкурсам, театральным и лидерским командам, всякий раз помогал справиться с привычкой быть удобным для всех...
Уверен, что не нужно объяснять тот факт, что дети, даже самые воспитанные, должны уметь говорить "НЕТ"! И сегодня я решил более детально остановиться на том, почему многим мальчишкам и девчонкам так сложно произносить это непростое слово из трёх, казалось бы простых букв. А уже завтра запущу статью, в которой поведаю вам о том, как помочь ребёнку побороть в себе эту "НЕТофобию".
✅ Почему так сложно сказать "НЕТ" учителю...
...Казалось бы, что может быть проще для школьника, чем, защищая собственные интересы отказать учителю в его просьбе, понимая, что ты просто физически не способен сделать то, что тебя просят. Однако сделать это, поверьте, нашим деткам порой ой как сложно! Давайте разбираться в чём же причины этой сложности.
✅ Страхи, терзающие Безотказного ребёнка...
- ...По большому счёту причин то всего две: Первая и самая основная - это СТРАХ. Наши хорошо воспитанные дети, которые с детства уверены в том, что "взрослый всегда прав", а дети должны выказывать всячески уважение не только к родителям, но и к учителям, педагогам, пожилым людям, да и вообще по отношению ко всем, кто старше их по возрасту, боятся проявить невоспитанность или обидеть более взрослого и авторитетного человека, ведь это нехорошо
- Другая причина, опять же завязанная на страхе, заключается в том, что отказ, по мнению ребёнка может привести к потери уважения того же учителя или другого авторитетного взрослого. Ведь среди детей и подростков именно так и происходит. Слышал немало переживательных историй от своих воспитанников о том, как они переживали, когда подводили нас - учителей, в том числе и меня, боясь, что потеряют доброе к ним расположение.
- Есть и ещё один момент не менее значимый. "Удобные дети", как правило заряжены родителями на хорошую, а ещё лучше отличную успеваемость. И ребёнок считает, что если он сегодня откажет учителю, то завтра тот ему непременно отомстит, снизив оценку за ответ или письменную работу, или же будет постоянно придираться к нему по мелочам, в чём также мало приятности.
Я очень часто слышу от детей фразу: "Учитель меня ненавидит и мстит за то, что я не сделал то-то и то-то..." И как бы я не старался убедить ребят в том, что учителя - люди, которые с уважением относятся к детям и очень любят свою работу, а потому они не способны детей ненавидеть, и уж тем более им мстить, лишь единицы меня слышат.
Хотя, должен признаться, знавал и таких учителей, которые действительно хорошо помнили те случаи, когда дети отказывали в их просьбе и при случае не то, чтобы мстили, но напоминалку включали. Но это редчайшие исключения. А как известно, исключение - доказывает правило!
- Есть ещё одна причина "из той же страшной оперы", когда подростки (подчёркиваю - уже не дети), будучи сами продуманами и манипуляторами, боятся сказать "нет" взрослому, потому как понимают, что Школа - это дорога с двусторонним движением, и если сегодня он/она откажет учителю, то завтра, когда ему понадобиться помощь или снисхождение учителя (например, дать шанс исправить оценку), учитель вероятнее всего ему с радостью откажет.
✅ "Желай всем нравиться!" - стратегия успеха?
...Вторая причина она не столь печальна, хотя также диагнозирует не самую высокую самооценку её носителя. И речь здесь идёт о том, что некоторым детям очень важно для осознания собственной значимости, пользоваться особой любовью/уважением учителя или иного авторитетного взрослого.
...Примерно 9 веков назад древнегреческий философ-стоик Эпиктет заметил: "Желай всем нравиться!" Не думаю, что автор призывал своих учеников угождать, лицемерить и либезить перед сильными мира сего. Скорее он просто призывал к тому, чтобы добродетельный человек старался всегда оставаться самим собой, ведь хорошие люди, которые ведут себя естественным образом пользуются успехом и уважением у окружающих.
И вот здесь важно уметь "отделять мух от котлет". Иногда наши ученики и воспитанники изо всех сил стараются заслужить уважение того наставника, в которого буквально влюблены. При этом у них и с самооценкой всё ОК, да и никаких оценочно-авторитетных выгод они не преследуют. Исключительно привязанность, любовь и желание дружить (особенно если речь идёт о молодом преподавателе)
В то же время в моей педагогической практике встречалось немало ребят, которые очень хотели, привлечь внимание и завоевать расположение к себе учителей, которые пользовались уважением у всего класса. В этом случае более ценным было признание одноклассников.
Впрочем, встречались и такие персонажи (чаще девочки), которые пытались реально угодить всем учителям в школе, да и методы для этого выбирали не самые высоконравственные. Но мы ведь договорились, что сегодня ведём речь не просто о безотказных детях, а ещё и "правильно-воспитанных" детях. Поэтому сразу же отсекаем нелицеприятную поведенческую модель льстеца-наушника.
✅ Не всё так просто или Невесёлые перспективы "удобных детей" во Взрослой жизни...
...Указанные выше факты лишь на первый взгляд кажутся мелочами, крохотными проблемами, которые в полпинка любой ребёнок может решить, если ему только чуточку подсказать и дать "волшебный пендаль" первотолчок.
Однако не всё так просто, ведь причина удобного поведения детворы лежит даже не столько в "правильном воспитании", родом из старой доброй патриархальной, советской школы, сколько в низкой ребячьей самооценке и жизненной семейной стратегии, заточенной на то, чтобы воспитать всё того же не самого счастливого "удобного для других ребёнка".
🔥 Последствия от подобной стратегии жизни довольно губительны для данной категории детворы. Только представьте, что такой ребёнок так и не запустит режим Самовоспитания и во взрослую жизнь войдёт удовлетворителем чужих прихотей.
Выстроится огромная очередь желающих злоупотреблять его безотказностью, а кто-то и вообще будет примерять к нему не только узду и седло, но и шпоры. Согласитесь - незавидная участь. А каково будет самому человеку осознавать тот факт, насколько окружающие потребительски к нему относятся?
Вряд ли он будет пользоваться искренним уважением, в лучшем случае его иллюзорной версией. И поверьте, друзья, со временем самооценка такого человека скорее всего ещё более просядет. Мотивация на жизнь сдуется, всё это отразится на психосоматике. Ну а если к эмоциональным переживаниям добавятся и физические недуги, то...
СТОП! Довольно негативистких прогнозов. Ведь если уж вы заглянули на мой канал, значит с вашими дочками-сыночками ничего подобного не случится!
Как я и обещал, уже в эти выходные я подготовлю, а в Понедельник запущу новую, довольно объёмную статью, в которой постараюсь дать ответ на вопрос: "КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЕЗОТКАЗНОСТИ", говоря по-простому, поговорим о том, как же можно научиться говорить "НЕТ!"🚀
🔥 Слово своё сдержал, ловите ссылочку на обещанную статью, которая подскажет вам, как помочь вашим дочкам-сыночкам научиться говорить "НЕТ!":
...Если тема данной публикации показалась вам актуальной, а сама статья пришлась по душе и разуму, Пожалуйста, ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК💓. Если есть горячее желание выразить собственное мнение или поделиться личным опытом или воспоминаниями в формате данной статьи, непременно сделайте это в КОММЕНАТАРИЯХ🎤.
🔔 Гостей моей Перо-Мело-Колюче-Пубертатной обители с Удовольствием приглашаю ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ📝, ведь в этом случае вы точно не упустите и обещанное Продолжение, да и другие Любопытные, но главное Полезные публикации!
🙏 С уважением, ваш Рудольф Валяев (он же Неваляшка, он же Нефритовый Фрик)
🔔 P.S. ...Ну и не забывайте, друзья, заглядывать на мой НЕФРИТОВЫЙ КАНАЛ: