Найти тему

Итоговое сочинение. Рассказ К.Г. Паустовского «Снег»

За месяц до экзамена можно что-то повторить, перечитать, чтобы освежить в памяти отдельные эпизоды, а можно прочитать несколько рассказов – небольших по объему, но содержательных. Один из таких рассказов – «Снег» К. Паустовского.

Написан он в 1943 году – тяжелое время для нашей страны. Великая Отечественная война, ее середина. Уже многие погибли, многие лишились дома, а впереди еще два года войны – значит, еще много лишений и страданий.

Перечитаем начало рассказа.

«Старик  Потапов  умер через  месяц  после  того,  как  Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью  Варей  и старухой нянькой».

Какую информацию мы можем почерпнуть из первых двух предложений? (Хозяин дома, куда заселилась семья, эвакуированная из Москвы – об этом мы узнаем чуть позже, - умер от старости).

Почему же одно из первых слов именно «умер»? (Смерть словно сопровождает людей в военное время)

Что мы узнаем о Татьяне Петровне из этих же предложений? Почему, если у нее есть дочка, автор подчеркивает, что она осталась ОДНА? Когда человек ощущает своё одиночество? (Татьяна Петровна внутренне одинока, рядом нет близкого человека, на которого она может опереться в сложное время)

Перечитаем следующий абзац.

«Маленький дом  - всего  в три  комнаты  - стоял на  горе,  над северной рекой,  на самом  выезде из городка. За домом,  за  облетевшим садом, белела березовая роща.  В ней с утра до сумерек  кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье».

Так в рассказе появляется еще один герой – дом Потаповых. Однако пока мы видим его как бы не изнутри, а на фоне природы. Каков пейзаж? Выпишите детали: «облетевший сад», «березовая роща», крики галок «над голыми вершинами». Какое настроение? Чье это настроение? (Писатель так подчеркивает внутреннее одиночество героини: она испытывает чувство безысходности)

Какой он, сам дом? Что его отличает? Чьими глазами мы его видим?

«Татьяна  Петровна  привыкла и  к  городку и к  чужому дому. Привыкла  к расстроенному  роялю,  к  пожелтевшим  фотографиям  на стенах,  изображавшим неуклюжие  броненосцы  береговой  обороны.  Старик  Потапов  был  в  прошлом корабельным механиком.  На его письменном  столе с выцветшим  зеленым сукном стояла  модель  крейсера "Громобой", на котором он плавал. Варе не позволяли трогать эту модель. И вообще не позволяли ничего трогать».

Казалось бы, ничего необычного в описании нет. Но чувствуется: здесь жила СЕМЬЯ, люди, которые любили друг друга, любили этот дом.

Когда Татьяна Петровна изменила свое отношение к городку и дому? (Она стала выступать в госпиталях – почувствовала, что нужна людям, значит, не так и одинока. Она прочитала письма сына старика Потапова – поняла, что герою необходимо ощущать свой дом, чтобы воевать дальше)

Что именно в письмах сына Потапова заставило Татьяну Петровну «возродиться»? (Ее поразили близкие отношения между отцом и сыном. Письма наполнены теплом, о чем говорит обращение «милый мой старик», взрослый человек называет отца «папой»; сын, воюя, переживает за отца: «не волнуйся», «не кури папиросу за папиросой». Она осознает, что родной человек и дом, с которым связаны воспоминания детства,  - это то, что поддерживает молодого офицера.

Каким помнит дом герой?

«Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка  к  старой  беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени  все  в инее.  В комнатах трещат  печи.  Пахнет  березовым  дымом.  Рояль,  наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи - те,  что я привез из Ленинграда.  И  те же ноты лежат на рояле:  увертюра  к "Пиковой  даме" и романс  "Для берегов отчизны дальней". Звонит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его  починить».

Почему герои по-разному воспринимают одно и то же жилище? В чем разница? (Для Татьяны Петровны дом чужой, для Потапова – свой. Причем дом – это не просто воспоминание, это своего рода якорь, который помогает ему: «Я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не  только всю страну, но и вот этот  ее маленький и самый милый  для меня уголок - и  тебя, и наш сад, и  вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи  за рекой,  и даже  кота  Архипа».

Поэтому героиня принимает решение привести дом в порядок к приезду молодого хозяина.

Как вы думаете, почему преобразование дома, наведение порядка в нем, Татьяна Петровна начинает с того, что настраивает рояль? Музыка, искусство вечны, они противостоят войне. Недаром Паустовский подчеркивает, как изменился дом, когда в нем зазвучала музыка:

«Вечером  она  зажгла свечи,  села к  роялю,  и  дом наполнился звоном. Когда  Татьяна Петровна  перестала  играть и погасила свечи, в комнатах запахло сладким дымом, как бывает на елке».

Как вы думаете, почему сравнение именно с новогодней елкой? (Новый год семейный праздник, объединяющий всех близких, недаром праздник считается «волшебным»)

Занимаясь домом, и сама Татьяна Петровна преображается: перед нами «румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами» молодая женщина.

А какой видит в этот момент мать дочь Варя?

«Она вся  как будто светилась и была больше  похожа  на  ту  девушку с золотыми волосами,  которая  потеряла хрустальную  туфлю  во  дворце».

Татьяна Петровна превращается в Золушку – вот и возможное чудо.

Что испытывает Николай Потапов, когда узнает о смерти отца?

«Мысль  о  том, что  в отцовском  доме  живут  чужие,  равнодушные люди, была

невыносима. Лучше  ничего не видеть,  не растравлять себе  сердце,  уехать и

забыть о прошлом!  "Ну что же, - подумал Потапов,  - с каждым днем делаешься взрослее, все строже смотришь вокруг".

Почему он решается все-таки заглянуть в свой двор? (Его ведут воспоминания)

Каким он находит свой дом? И какие чувства испытывает теперь?

«Он  вошел  в дом,  что-то  смущенно бормоча,  снял в  прихожей  шинель,
почувствовал слабый  запах березового дыма  и увидел Архипа. Архип сидел  на
диване и зевал. Около дивана стояла девочка с косичками и радостными глазами
смотрела на Потапова, но не на его лицо, а на золотые нашивки на рукаве.
- Пойдемте! - сказала Татьяна Петровна и провела Потапова в кухню.
Там в кувшине стояла холодная колодезная вода,  висело знакомое льняное
полотенце с вышитыми дубовыми листьями. … Все в доме было таким,  каким он хотел его  видеть. Те  же  ноты  лежали  на  рояле,  те  же  витые  свечи  горели, потрескивая,  и освещали  маленький отцовский кабинет. Даже на столе  лежали его письма  из  госпиталя - лежали под  тем же старым компасом,  под который отец всегда клал письма».

Татьяна Петровна сумела сохранить его воспоминания и наполнила дом своим теплом.

Обратите внимание на предложение: «Потапов весь  вечер не мог избавиться  от странного  ощущения, будто он живет в легком, но очень прочном сне». Используя оксюморон, Паустовский раскрывает состояние героя.

Кем герои становятся друг для друга? Можно ли сказать, что между ними возникает чувство привязанности, которое может перейти в любовь?

Перечитайте письмо Потапова, которое он пишет уже не отцу – ей.

«Я вспомнил, конечно,  где  мы  встречались, -  писал Потапов, - но  не хотел говорить вам об  этом там, дома. Помните  Крым в двадцать седьмом году Осень.  Старые платаны в Ливадийском  парке. Меркнущее небо, бледное море. Я шел по тропе в Ореанду. На  скамейке около тропы  сидела девушка.  Ей  было, должно  быть, лет шестнадцать. Она увидела меня,  встала  и пошла навстречу. Когда мы поравнялись, я взглянул на нее. Она прошла мимо меня быстро, легко, держа в руке раскрытую книгу Я остановился, долго  смотрел  ей  вслед.  Этой девушкой были вы.  Я не  мог ошибиться. Я  смотрел  вам вслед и почувствовал тогда, что  мимо меня прошла  женщина, которая могла бы и разрушить всю  мою жизнь и дать мне огромное счастье. Я понял, что могу полюбить эту женщину до полного отречения  от себя. Тогда  я уже знал, что должен найти вас, чего бы это ни стоило. Так я думал тогда, но все же не двинулся с места. Почему - не знаю. С тех пор я полюбил Крым и эту тропу, где я видел вас только мгновение и потерял навсегда. Но жизнь оказалась милостивой  ко мне, я встретил вас. И если все окончится хорошо и  вам понадобится моя жизнь, она, конечно,  будет ваша».

Почему Татьяна Петровна вызвала в Николае такие чувства и заставила вспомнить давнишнюю встречу?

Как реагирует на это письмо героиня? Почему она не собирается признаваться, что никогда не была в Крыму?

Как вы думаете, почему Паустовский оставляет финал открытым – мы не знаем, какая ждет героев судьба?

Обратимся теперь к названию.

Снег – тоже своеобразный герой произведения. Для самого Паустовского пейзаж – важный элемент любого произведения. Он писал: «Пейзаж очищает человека во всех его проявлениях».

Выпишем всё, что имеет отношение к снегу.

«Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима  и  завалила его снегом».

«Татьяна Петровна накинула халат, пошла в кабинет к Потапову, постояла
окна. С  дерева беззвучно сорвалась  птица, стряхнула снег.  Он долго  сыпал белой пылью, запорошил стекла».

«Однажды ночью она  проснулась.  Снега  тускло  светили в окна».

«Потапов прошел через город,  к реке.  Над ней  висело сизое небо. Между небом  и  землей наискось летел редкий снежок. По унавоженной дороге  ходили галки».

«Кто-то  осторожно тронул Потапова за плечо. Он'  оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными  внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток».

Снег словно очищает всё и вся, позволяет героям по-новому взглянуть на свою жизнь – на прошлое и настоящее, дарит надежду и на будущее, ведь снег – это чистота.

Вместе с тем, снег в рассказе – это олицетворение холодности, суровости тяжёлого военного времени. Таким образом, снег имеет два значения, соответствующие двум частям рассказа.

1 часть – до приезда Потапова. Снег – это одиночество, потери, грусть, война.

Вторая часть – встреча героев. Снег – дом, радость, воспоминания. Недаром у лейтенанта Потапова лучшие воспоминания о родном доме связаны именно с зимним пейзажем: «Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее».

Во второй части рассказа именно снег помогает героям встретиться, именно снег помогает нарисовать картину без войны: «Туманная луна поднялась уже высоко. В ее свете слабо светились березы, бросали на снег легкие тени»

«Писатель создаёт не только атмосферу тепла родного дома, но и тепла в душе героев. В рассказе «Снег» К.Паустовский представил нам маленькое чудо любви, что выпало тогда немногим, но было желанным для всех. Действие происходит в маленьком пустынном городке. Паустовский так нарисовал этот уголок России, что, наверное, каждый мог узнать свой родной дом. Писатель сумел увидеть нравственные качества своих героев. В их душах нет корысти, жизненного отчаяния, а есть вера в будущее, которое неразрывно связано с ушедшим прошлым».

Обратимся теперь к Открытому банку и определим, какие темы можно раскрыть на примере рассказа Паустовского «Снег».

Раздел 1

Почему в жизни важно всегда надеяться на лучшее?

Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

Что является опорой человека в минуту отчаяния?

Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?

Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?

Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?

Помощь другим – право или обязанность?

Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?

Ради чего стоит жить?

Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

В чём проявляется любовь к жизни?

Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»?

Раздел 2

Что значит в жизни человека родительский дом?

Может ли человек прожить без Дома?

В какой дом хочется приходить снова и снова?

Устарело ли понятие «домашнего очага»?

Что такое чувство дома?

Когда Дом становится нравственной опорой человека?

Когда Дом нуждается в защите?

Почему так важна связь человека с семьёй и домом?

Когда жилище становится Домом?

Дом – это место или состояние души?

Дом – это место или люди?

Раздел 3

Почему картины зимы так интересны писателям?

Как природа помогает понять мир человеческих чувств?

Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?

Книга, которая может спасти от отчаяния.

Почему тема войны не уходит из литературы?

Как история отражается в литературном произведении?