За месяц до экзамена можно что-то повторить, перечитать, чтобы освежить в памяти отдельные эпизоды, а можно прочитать несколько рассказов – небольших по объему, но содержательных. Один из таких рассказов – «Снег» К. Паустовского.
Написан он в 1943 году – тяжелое время для нашей страны. Великая Отечественная война, ее середина. Уже многие погибли, многие лишились дома, а впереди еще два года войны – значит, еще много лишений и страданий.
Перечитаем начало рассказа.
«Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой».
Какую информацию мы можем почерпнуть из первых двух предложений? (Хозяин дома, куда заселилась семья, эвакуированная из Москвы – об этом мы узнаем чуть позже, - умер от старости).
Почему же одно из первых слов именно «умер»? (Смерть словно сопровождает людей в военное время)
Что мы узнаем о Татьяне Петровне из этих же предложений? Почему, если у нее есть дочка, автор подчеркивает, что она осталась ОДНА? Когда человек ощущает своё одиночество? (Татьяна Петровна внутренне одинока, рядом нет близкого человека, на которого она может опереться в сложное время)
Перечитаем следующий абзац.
«Маленький дом - всего в три комнаты - стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка. За домом, за облетевшим садом, белела березовая роща. В ней с утра до сумерек кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье».
Так в рассказе появляется еще один герой – дом Потаповых. Однако пока мы видим его как бы не изнутри, а на фоне природы. Каков пейзаж? Выпишите детали: «облетевший сад», «березовая роща», крики галок «над голыми вершинами». Какое настроение? Чье это настроение? (Писатель так подчеркивает внутреннее одиночество героини: она испытывает чувство безысходности)
Какой он, сам дом? Что его отличает? Чьими глазами мы его видим?
«Татьяна Петровна привыкла и к городку и к чужому дому. Привыкла к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны. Старик Потапов был в прошлом корабельным механиком. На его письменном столе с выцветшим зеленым сукном стояла модель крейсера "Громобой", на котором он плавал. Варе не позволяли трогать эту модель. И вообще не позволяли ничего трогать».
Казалось бы, ничего необычного в описании нет. Но чувствуется: здесь жила СЕМЬЯ, люди, которые любили друг друга, любили этот дом.
Когда Татьяна Петровна изменила свое отношение к городку и дому? (Она стала выступать в госпиталях – почувствовала, что нужна людям, значит, не так и одинока. Она прочитала письма сына старика Потапова – поняла, что герою необходимо ощущать свой дом, чтобы воевать дальше)
Что именно в письмах сына Потапова заставило Татьяну Петровну «возродиться»? (Ее поразили близкие отношения между отцом и сыном. Письма наполнены теплом, о чем говорит обращение «милый мой старик», взрослый человек называет отца «папой»; сын, воюя, переживает за отца: «не волнуйся», «не кури папиросу за папиросой». Она осознает, что родной человек и дом, с которым связаны воспоминания детства, - это то, что поддерживает молодого офицера.
Каким помнит дом герой?
«Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи. Пахнет березовым дымом. Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи - те, что я привез из Ленинграда. И те же ноты лежат на рояле: увертюра к "Пиковой даме" и романс "Для берегов отчизны дальней". Звонит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его починить».
Почему герои по-разному воспринимают одно и то же жилище? В чем разница? (Для Татьяны Петровны дом чужой, для Потапова – свой. Причем дом – это не просто воспоминание, это своего рода якорь, который помогает ему: «Я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок - и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа».
Поэтому героиня принимает решение привести дом в порядок к приезду молодого хозяина.
Как вы думаете, почему преобразование дома, наведение порядка в нем, Татьяна Петровна начинает с того, что настраивает рояль? Музыка, искусство вечны, они противостоят войне. Недаром Паустовский подчеркивает, как изменился дом, когда в нем зазвучала музыка:
«Вечером она зажгла свечи, села к роялю, и дом наполнился звоном. Когда Татьяна Петровна перестала играть и погасила свечи, в комнатах запахло сладким дымом, как бывает на елке».
Как вы думаете, почему сравнение именно с новогодней елкой? (Новый год семейный праздник, объединяющий всех близких, недаром праздник считается «волшебным»)
Занимаясь домом, и сама Татьяна Петровна преображается: перед нами «румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами» молодая женщина.
А какой видит в этот момент мать дочь Варя?
«Она вся как будто светилась и была больше похожа на ту девушку с золотыми волосами, которая потеряла хрустальную туфлю во дворце».
Татьяна Петровна превращается в Золушку – вот и возможное чудо.
Что испытывает Николай Потапов, когда узнает о смерти отца?
«Мысль о том, что в отцовском доме живут чужие, равнодушные люди, была
невыносима. Лучше ничего не видеть, не растравлять себе сердце, уехать и
забыть о прошлом! "Ну что же, - подумал Потапов, - с каждым днем делаешься взрослее, все строже смотришь вокруг".
Почему он решается все-таки заглянуть в свой двор? (Его ведут воспоминания)
Каким он находит свой дом? И какие чувства испытывает теперь?
«Он вошел в дом, что-то смущенно бормоча, снял в прихожей шинель,
почувствовал слабый запах березового дыма и увидел Архипа. Архип сидел на
диване и зевал. Около дивана стояла девочка с косичками и радостными глазами
смотрела на Потапова, но не на его лицо, а на золотые нашивки на рукаве.
- Пойдемте! - сказала Татьяна Петровна и провела Потапова в кухню.
Там в кувшине стояла холодная колодезная вода, висело знакомое льняное
полотенце с вышитыми дубовыми листьями. … Все в доме было таким, каким он хотел его видеть. Те же ноты лежали на рояле, те же витые свечи горели, потрескивая, и освещали маленький отцовский кабинет. Даже на столе лежали его письма из госпиталя - лежали под тем же старым компасом, под который отец всегда клал письма».
Татьяна Петровна сумела сохранить его воспоминания и наполнила дом своим теплом.
Обратите внимание на предложение: «Потапов весь вечер не мог избавиться от странного ощущения, будто он живет в легком, но очень прочном сне». Используя оксюморон, Паустовский раскрывает состояние героя.
Кем герои становятся друг для друга? Можно ли сказать, что между ними возникает чувство привязанности, которое может перейти в любовь?
Перечитайте письмо Потапова, которое он пишет уже не отцу – ей.
«Я вспомнил, конечно, где мы встречались, - писал Потапов, - но не хотел говорить вам об этом там, дома. Помните Крым в двадцать седьмом году Осень. Старые платаны в Ливадийском парке. Меркнущее небо, бледное море. Я шел по тропе в Ореанду. На скамейке около тропы сидела девушка. Ей было, должно быть, лет шестнадцать. Она увидела меня, встала и пошла навстречу. Когда мы поравнялись, я взглянул на нее. Она прошла мимо меня быстро, легко, держа в руке раскрытую книгу Я остановился, долго смотрел ей вслед. Этой девушкой были вы. Я не мог ошибиться. Я смотрел вам вслед и почувствовал тогда, что мимо меня прошла женщина, которая могла бы и разрушить всю мою жизнь и дать мне огромное счастье. Я понял, что могу полюбить эту женщину до полного отречения от себя. Тогда я уже знал, что должен найти вас, чего бы это ни стоило. Так я думал тогда, но все же не двинулся с места. Почему - не знаю. С тех пор я полюбил Крым и эту тропу, где я видел вас только мгновение и потерял навсегда. Но жизнь оказалась милостивой ко мне, я встретил вас. И если все окончится хорошо и вам понадобится моя жизнь, она, конечно, будет ваша».
Почему Татьяна Петровна вызвала в Николае такие чувства и заставила вспомнить давнишнюю встречу?
Как реагирует на это письмо героиня? Почему она не собирается признаваться, что никогда не была в Крыму?
Как вы думаете, почему Паустовский оставляет финал открытым – мы не знаем, какая ждет героев судьба?
Обратимся теперь к названию.
Снег – тоже своеобразный герой произведения. Для самого Паустовского пейзаж – важный элемент любого произведения. Он писал: «Пейзаж очищает человека во всех его проявлениях».
Выпишем всё, что имеет отношение к снегу.
«Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила его снегом».
«Татьяна Петровна накинула халат, пошла в кабинет к Потапову, постояла
окна. С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег. Он долго сыпал белой пылью, запорошил стекла».
«Однажды ночью она проснулась. Снега тускло светили в окна».
«Потапов прошел через город, к реке. Над ней висело сизое небо. Между небом и землей наискось летел редкий снежок. По унавоженной дороге ходили галки».
«Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он' оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток».
Снег словно очищает всё и вся, позволяет героям по-новому взглянуть на свою жизнь – на прошлое и настоящее, дарит надежду и на будущее, ведь снег – это чистота.
Вместе с тем, снег в рассказе – это олицетворение холодности, суровости тяжёлого военного времени. Таким образом, снег имеет два значения, соответствующие двум частям рассказа.
1 часть – до приезда Потапова. Снег – это одиночество, потери, грусть, война.
Вторая часть – встреча героев. Снег – дом, радость, воспоминания. Недаром у лейтенанта Потапова лучшие воспоминания о родном доме связаны именно с зимним пейзажем: «Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее».
Во второй части рассказа именно снег помогает героям встретиться, именно снег помогает нарисовать картину без войны: «Туманная луна поднялась уже высоко. В ее свете слабо светились березы, бросали на снег легкие тени»
«Писатель создаёт не только атмосферу тепла родного дома, но и тепла в душе героев. В рассказе «Снег» К.Паустовский представил нам маленькое чудо любви, что выпало тогда немногим, но было желанным для всех. Действие происходит в маленьком пустынном городке. Паустовский так нарисовал этот уголок России, что, наверное, каждый мог узнать свой родной дом. Писатель сумел увидеть нравственные качества своих героев. В их душах нет корысти, жизненного отчаяния, а есть вера в будущее, которое неразрывно связано с ушедшим прошлым».
Обратимся теперь к Открытому банку и определим, какие темы можно раскрыть на примере рассказа Паустовского «Снег».
Раздел 1
Почему в жизни важно всегда надеяться на лучшее?
Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
Что является опорой человека в минуту отчаяния?
Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?
Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
Помощь другим – право или обязанность?
Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
Ради чего стоит жить?
Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
В чём проявляется любовь к жизни?
Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»?
Раздел 2
Что значит в жизни человека родительский дом?
Может ли человек прожить без Дома?
В какой дом хочется приходить снова и снова?
Устарело ли понятие «домашнего очага»?
Что такое чувство дома?
Когда Дом становится нравственной опорой человека?
Когда Дом нуждается в защите?
Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
Когда жилище становится Домом?
Дом – это место или состояние души?
Дом – это место или люди?
Раздел 3
Почему картины зимы так интересны писателям?
Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
Книга, которая может спасти от отчаяния.
Почему тема войны не уходит из литературы?
Как история отражается в литературном произведении?