Найти тему
СовКино

Американские фильмы, просочившиеся сквозь "железный занавес" во времена СССР

Когда я была ещё совсем мала, то вокруг, куда ни глянь, расстилался Советский Союз. СССР сформировал меня, он сделал - сразу во всех смыслах - моё детство, отрочество; захватил и юность.

И выросло моё поколение на советских фильмах, большинство из которых было настолько великолепного качества, что частенько пересматриваем их и сейчас. Но, к сожалению, возможности лицезреть хорошее зарубежное кино мы были, в сущности, лишены.

Мои ровесники и люди постарше прекрасно знают, что означает выражение "железный занавес". Для более младших читателей поясню. Когда говорят "железный занавес", имеют в виду отнюдь не алюминиевые жалюзи. Аллегорически, речь идёт о «стене», культурной и идеологической, которая разделяла страны Запада и так называемый «соцлагерь» под предводительством СССР.

Мы не знали, что творится за рубежами нашей необъятной, а знать об этом ужасно хотелось. Но все сведения о "загнивающем Западе" мы могли почерпнуть лишь из нашего родного советского телевизора и советских же газет, чтение которые, по утверждению профессора Преображенского, могло лишь навредить пищеварению.

Впрочем, некоторые киноленты все же попадали на экраны страны. Теперь я понимаю, что список их был тщательно выверен: не дай бог, посмотрев их, советский человек мог составить ложное представление и заподозрить, что на Западе -- райская жизнь. Основной посыл всех зарубежных фильмов, которые демонстрировались в кинотеатрах Советского Союза, был созвучен репортажам корреспондентов первого (и единственного) канала. Помните? Выходит какой-нибудь Фарид Сейфуль-Мулюков и начинает вещать: "Улицы Парижа в праздничном убранстве, но не веселы лица простых парижан" и прочий "звериный оскал капитализма". В этом же духе было и кино, завозимое к нам в тот период времени. Три названия пришли в голову прямо сейчас.

1. "ЗАГНАННЫХ ЛОШАДЕЙ ПРИСТРЕЛИВАЮТ, НЕ ПРАВДА ЛИ?" (1969). Режиссер Сидни Поллак.

Великая Депрессия заставляла американцев хвататься за любые заработки, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. Голод, безработица, инфляция толкали людей участвовать в очень сомнительных мероприятиях, и всё ради куска хлеба.

Главные герои фильма "Загнанных лошадей..." решились участвовать в танцевальном марафоне. Танцы сутками напролёт, почти без сна и отдыха. Выживут - сильнейшие, те, кто из последних сил могут держаться на ногах. И танцевать, танцевать. Они-то и станут победителями, и возьмут награду - 1500 долларов. Остальные же лишатся единственного, что у них было - Жизни.

-2

А богатые устроители этого смертельного шоу, в котором не было победителей и побежденных, а были лишь обреченные, тем временем набивают свои карманы прибылью.

Джейн Фонда в фильме "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"
Джейн Фонда в фильме "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"

В главной женской роли снялась Джейн Фонда. Это была ее первая серьезная киноработа. Кстати, именно Фонда уже после выхода фильма заявила, что фильм был "очень резким осуждением капиталистической системы".

2. "ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" (1975). Режиссер Милош Форман.

Джек Николсон в фильме "Пролетая над гнездом кукушки"
Джек Николсон в фильме "Пролетая над гнездом кукушки"

На самом деле, конечно, Рендл Макмёрфи, мастерски сыгранный Джеком Николсоном, не был революционером. Он являлся преступником и бунтарём, переведенным из тюрьмы в психушку. Но настолько обаятельным бунтарём, что симпатии зрителей сразу оказывались на его стороне, а жестокая и холодная медсестра Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер), которая подавляла и третировала Макмёрфи, как бы олицетворяла тот самый "жестокий оскал капитализма".

Луиза Флетчер в фильме "Пролетая над гнездом кукушки"
Луиза Флетчер в фильме "Пролетая над гнездом кукушки"

И поэтому мы автоматически причисляли персонажа Николсона к народным героям, борцам за справедливость... В чём-то он таковым и являлся, но всё же нужно учить матчасть...

-6

Оставлю его здесь.

3. "ФРЭНСИС" (1982). Режиссер Грэм Клиффорд.

Ещё одна лента о человеке, которого перемолола и выплюнула система.

-7

16-летняя Фрэнсис Фармер написала сочинение, в котором опровергла существование бога. С этим опусом девушка выигрывает главный приз всеамериканского конкурса - поездку в СССР, за что потом общественность заклеймила её как атеистку и коммунистку.

Джессика Лэнг в фильме "Фрэнсис"
Джессика Лэнг в фильме "Фрэнсис"

Фрэнсис не была таковой, просто ей нравилось бунтовать против того, как всё устроено. Что она и продолжала делать -- сначала в Голливуде (вообще, я забыла уточнить, что фильм этот биографический, и актриса Фрэнсис Фармер была довольно известна в 30-х годах прошлого века), а потом во многих психиатрических клиниках, в которые то и дело попадала благодаря своему буйному нраву.

-9

Конечно, будучи подростком, я толком не могла понять, против чего именно бунтует эта красивая женщина, блестяще сыгранная Джессикой Лэнг (которую я изо всех сил полюбила именно тогда, обожаю и по сей день). Но в голове отложилось, что она, конечно же, революционерка, так как  идёт против капиталистической системы и страдает за идеалы, значит, наша...

-10

В заключение, хочу донести очень важную мысль: все три фильма, о которых сегодня шла речь, являются образцами первоклассного кинематографа, это шедевры. Они очень тяжёлые, но смотреть их нужно обязательно...

Сова рекомендует. И ещё - Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается находить для вас интересные фильмы и слова, чтобы написать о них. Спасибо, что дочитали до конца.