Найти тему
РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕМ

Иван Никульча. РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕМ.

Наверное, ни один московский театр не может похвастаться таким огромным количеством букетов на поклонах, какое получают артисты театра Романа Виктюка. Сколько раз там ни была – ну просто вереница поклонниц с цветами, особенно, на легендарном спектакле «Служанки», который в следующем году отметит 35-летний юбилей. Не так давно я общалась со стилистом Романа Григорьевича и мы, как раз, коснулись темы «Служанок». Оба единодушно сошлись в том, что нынешний состав спектакля – самый красивый! Вот и ответ, почему такая сумасшедшая армия поклонниц! И в начале нового театрального сезона я решила поговорить с самым красивым актёром Театра Романа Виктюка Иваном Никульчей.

-----

- Иван, Вы уже почти 20 лет играете в спектаклях Романа Григорьевича Виктюка. Как поменялось Ваше сознание за годы работы с ним, Ваше ощущение себя?

- Если честно, к актёрству я не очень серьёзно относился, я ведь окончил режиссёрский факультет. А Роман Григорьевич ещё в институте, практически ребёнком, пригласил меня к себе: мол, давай, попрыгай, поиграй – красивый, рослый, фактурный… Ну я подумал – почему бы и нет! И за эти почти 20 лет у меня произошло становление, взросление не просто как артиста, а как человека. Роман Григорьевич дал мне понимание искусства, театра, творчества, что главное, что не главное. Он был настолько убедителен в том, что он делает, что это впитывается, становится фундаментом твоего творческого начала и остаётся на всю жизнь.

- С уходом Мастера появились какие-то страхи?

- Скорее, наоборот. Они улетучились. Страхи были где-то в середине моего творческого пути. Как-то мы играли спектакль, и у меня было очень тяжёлое душевное состояние из-за творческих переживаний. Я подошёл к Роману Григорьевичу и спросил: «Что мне дальше делать? Как существовать?» Он мне ответил: «Ваня, нужно просто быть! Делать своё дело и не отчаиваться!» У него вообще была такая позиция: грех отчаиваться! Мы, конечно, все остро переживали его уход, но вера в себя и в искусство только укрепилась.

- Когда начались репетиции спектакля «ПИР» нового режиссёра Дениса Азарова, возглавившего Театр Романа Виктюка, было ли ощущение, что эстетика и традиции театра сохраняются, или всё же выбран новый вектор?

- Денис сразу, как пришёл, стал мне очень симпатичен – он очень энергичный, заразительный. Конечно, это не эстетика Романа Григорьевича. Конечно, это другой мир. Их нельзя сравнивать. Роман Григорьевич, как большой художник, был единственным и неповторимым, и об этом все прекрасно знали, и Денис это прекрасно знал, и никто не стремился быть таким, как Виктюк. Если бы Денис стремился быть как Роман Григорьевич, это бы пошло в неправильную сторону. А у Дениса свой путь, свой взгляд на мир, на искусство. И это замечательно. Денис даёт свободу творчества в репетициях. Лично мне он давал пространство проявлять себя, фантазировать. Мне очень понравилось с ним работать – у нас было взаимодействие как художника с художником. Поэтому в свою роль – роль фокусника-неудачника в спектакле «ПИР» - я внёс что-то своё, плюс что-то из предыдущих спектаклей Романа Григорьевича. В частности, из «Служанок» я кое-что взял из образа Месье, но решил над этим образом немного посмеяться. В итоге получился достаточно яркий персонаж. Думаю, Роману Григорьевичу понравилось бы.

- У Вас когда-либо за столько лет служения одному театру возникало желание уйти?

- Нет. Ни разу. Роман Григорьевич так оберегал нас от всего прозаичного мира, что мне казалось, будто мы находимся в каком-то детском лагере. Он нас так любил! Всех без исключения. Интересовался нашими проблемами. Не было такого отношения типа «я – начальник, а ты – подчинённый». Всех нас он называл детьми. Была очень комфортная любящая атмосфера. Это был вечный праздник творчества!

- А у Вас когда-нибудь были нелюбимые роли, вот чтоб прямо приходилось себя ломать?

- Да. Роман Григорьевич ставил спектакль «Мелкий бес». Мне была отведена роль очень гадкого персонажа - Рутилова. Роман Григорьевич пришёл и говорит мне: «Ты участвуешь!» А я ему: «Роман Григорьевич, пожалуйста, можно я не буду участвовать?» Он мне: «Да пошёл ты к чёртовой матери!!! Раз не хочешь, я возьму другого артиста!» Другой артист репетирует – и буквально за неделю до выпуска рвёт связки в колене. И мне Роман Григорьевич: «Ну что, давай, возвращайся!» И вот мне этот персонаж как тогда не нравился своей чёрной энергетикой, так и сейчас, что после спектакля мне всегда хочется пойти и принять душ. Каждый раз, когда этот спектакль заканчивается, думаешь: «Слава Тебе, Господи!» (смеётся)

- Помимо актёрской профессии, Вы ещё и серьёзно занимаетесь фотографией. Как это увлечение зародилось? Пересекается ли эта деятельность с театром или существует параллельно?

- Наш театр, наверное, больше других гастролировал по миру. Я всегда брал с собой фотоаппарат и снимал репортажи с улиц, снимал людей. Потом я стал снимать наши спектакли. Большая часть фотографий, висящих в нашем фойе, это моя работа. Я даже умудрился снять наш спектакль «Служанки» – выбегал незаметно в зрительный зал и снимал.

- Я узнала из Ваших соцсетей, что Вы проводите актёрские тренинги. Расскажите немного об этом.

- Как говорил, Роман Григорьевич, миссия творческого человека – делиться тем, что в тебе есть. И мне есть, чем поделиться, и есть огромное желание этим поделиться. На тренинги, в основном, ведь приходят люди, которые не имеют отношения к актёрству вообще. И эти люди бывают гораздо ярче, богаче внутренне и более одарены, чем многие артисты. У нас есть такое упражнение – «Ты в предлагаемых обстоятельствах». И тут у людей открывается чувствительность к себе. Человек начинает раскрываться, становиться более правдивым по отношению к себе, чем в реальной жизни. Как это ни парадоксально, но в воображаемом мире нет вранья. На тренинге ты можешь быть самим собой. Он так и называется - «БЫТЬ».

- Какие-то метаморфозы происходят с людьми за время тренинга?

- Мы иногда порой зажаты, не показываем свои эмоции, чувства, как коркой какой-то покрыты. А тренинг очень бережно эту корочку срезает так, чтобы не навредить ядру. Происходит прорыв энергии. А с помощью ряда упражнений выплеск отрицательной ненужной энергии мы переводим в позитивное русло. Сглаживается внутренний негатив человека, прежде всего, по отношению к себе. А это самое главное.

- А когда Вы сами поступали в вуз, у Вас были какие-то другие варианты при выборе профессии, не связанные с театром?

- Да, были. Мало того, я уже поступил на «международный туризм» в институт культуры и искусств, поскольку имел склонность к языкам, но встретил в коридоре института знакомую народную артистку, и она предложила мне попробоваться к ним. Дала мне прочитать Лермонтова «Мцыри». Я пришёл на экзамен и просто разнёс аудиторию! Меня зачислили.

- А если бы там попросили показать какое-нибудь животное, кого бы Вы лучше всего смогли изобразить?

- У меня в детстве была собака – восточно-европейская овчарка, я был к ней очень привязан. Поэтому, наверное, собаку. Или волка.

- А Вы влюбчивый?

- Да. Я ужасно влюбчивый!

- А какие качества в женщине для Вас наиболее ценны?

- Преданность. Всё.

- Есть ли что-то, о чём Вы серьёзно сожалеете?

- Да, есть. Это всё ерунда, когда говорят: «Никогда ни о чём не жалейте!» А ведь люди уходят – и ты думаешь: «Я ведь что-то не сказал, не сделал…» Вот, Роман Григорьевич… Я ведь со многих постановок линял, хотел отдохнуть. А сейчас жалею. Не из-за того, что чего-то не сыграл, а из-за того, что мог бы с ним ещё побыть вместе, послушать его, пообщаться с ним… И я сожалею, что этого не вернуть. Всегда можно что-то исправить, а если человек ушёл, то уже ничего не исправишь.

- Можете сказать, какая у Вас мечта?

- У меня сейчас мечта иметь большую, дружную, счастливую семью. Уже пора!

------

На вопросе о мечте мы закончили наш разговор с Иваном. А свой пост я хочу закончить словами Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Добавлю от себя: «…так же прекрасно, как в Иване Никульче!»

#иванникульча #виктюк #романвиктюк #домсвета #служанки #театрвиктюка