Наверное, ни один московский театр не может похвастаться таким огромным количеством букетов на поклонах, какое получают артисты театра Романа Виктюка. Сколько раз там ни была – ну просто вереница поклонниц с цветами, особенно, на легендарном спектакле «Служанки», который в следующем году отметит 35-летний юбилей. Не так давно я общалась со стилистом Романа Григорьевича и мы, как раз, коснулись темы «Служанок». Оба единодушно сошлись в том, что нынешний состав спектакля – самый красивый! Вот и ответ, почему такая сумасшедшая армия поклонниц! И в начале нового театрального сезона я решила поговорить с самым красивым актёром Театра Романа Виктюка Иваном Никульчей.
-----
- Иван, Вы уже почти 20 лет играете в спектаклях Романа Григорьевича Виктюка. Как поменялось Ваше сознание за годы работы с ним, Ваше ощущение себя?
- Если честно, к актёрству я не очень серьёзно относился, я ведь окончил режиссёрский факультет. А Роман Григорьевич ещё в институте, практически ребёнком, пригласил меня к себе: мол, давай, попрыгай, поиграй – красивый, рослый, фактурный… Ну я подумал – почему бы и нет! И за эти почти 20 лет у меня произошло становление, взросление не просто как артиста, а как человека. Роман Григорьевич дал мне понимание искусства, театра, творчества, что главное, что не главное. Он был настолько убедителен в том, что он делает, что это впитывается, становится фундаментом твоего творческого начала и остаётся на всю жизнь.
- С уходом Мастера появились какие-то страхи?
- Скорее, наоборот. Они улетучились. Страхи были где-то в середине моего творческого пути. Как-то мы играли спектакль, и у меня было очень тяжёлое душевное состояние из-за творческих переживаний. Я подошёл к Роману Григорьевичу и спросил: «Что мне дальше делать? Как существовать?» Он мне ответил: «Ваня, нужно просто быть! Делать своё дело и не отчаиваться!» У него вообще была такая позиция: грех отчаиваться! Мы, конечно, все остро переживали его уход, но вера в себя и в искусство только укрепилась.
- Когда начались репетиции спектакля «ПИР» нового режиссёра Дениса Азарова, возглавившего Театр Романа Виктюка, было ли ощущение, что эстетика и традиции театра сохраняются, или всё же выбран новый вектор?
- Денис сразу, как пришёл, стал мне очень симпатичен – он очень энергичный, заразительный. Конечно, это не эстетика Романа Григорьевича. Конечно, это другой мир. Их нельзя сравнивать. Роман Григорьевич, как большой художник, был единственным и неповторимым, и об этом все прекрасно знали, и Денис это прекрасно знал, и никто не стремился быть таким, как Виктюк. Если бы Денис стремился быть как Роман Григорьевич, это бы пошло в неправильную сторону. А у Дениса свой путь, свой взгляд на мир, на искусство. И это замечательно. Денис даёт свободу творчества в репетициях. Лично мне он давал пространство проявлять себя, фантазировать. Мне очень понравилось с ним работать – у нас было взаимодействие как художника с художником. Поэтому в свою роль – роль фокусника-неудачника в спектакле «ПИР» - я внёс что-то своё, плюс что-то из предыдущих спектаклей Романа Григорьевича. В частности, из «Служанок» я кое-что взял из образа Месье, но решил над этим образом немного посмеяться. В итоге получился достаточно яркий персонаж. Думаю, Роману Григорьевичу понравилось бы.
- У Вас когда-либо за столько лет служения одному театру возникало желание уйти?
- Нет. Ни разу. Роман Григорьевич так оберегал нас от всего прозаичного мира, что мне казалось, будто мы находимся в каком-то детском лагере. Он нас так любил! Всех без исключения. Интересовался нашими проблемами. Не было такого отношения типа «я – начальник, а ты – подчинённый». Всех нас он называл детьми. Была очень комфортная любящая атмосфера. Это был вечный праздник творчества!
- А у Вас когда-нибудь были нелюбимые роли, вот чтоб прямо приходилось себя ломать?
- Да. Роман Григорьевич ставил спектакль «Мелкий бес». Мне была отведена роль очень гадкого персонажа - Рутилова. Роман Григорьевич пришёл и говорит мне: «Ты участвуешь!» А я ему: «Роман Григорьевич, пожалуйста, можно я не буду участвовать?» Он мне: «Да пошёл ты к чёртовой матери!!! Раз не хочешь, я возьму другого артиста!» Другой артист репетирует – и буквально за неделю до выпуска рвёт связки в колене. И мне Роман Григорьевич: «Ну что, давай, возвращайся!» И вот мне этот персонаж как тогда не нравился своей чёрной энергетикой, так и сейчас, что после спектакля мне всегда хочется пойти и принять душ. Каждый раз, когда этот спектакль заканчивается, думаешь: «Слава Тебе, Господи!» (смеётся)
- Помимо актёрской профессии, Вы ещё и серьёзно занимаетесь фотографией. Как это увлечение зародилось? Пересекается ли эта деятельность с театром или существует параллельно?
- Наш театр, наверное, больше других гастролировал по миру. Я всегда брал с собой фотоаппарат и снимал репортажи с улиц, снимал людей. Потом я стал снимать наши спектакли. Большая часть фотографий, висящих в нашем фойе, это моя работа. Я даже умудрился снять наш спектакль «Служанки» – выбегал незаметно в зрительный зал и снимал.
- Я узнала из Ваших соцсетей, что Вы проводите актёрские тренинги. Расскажите немного об этом.
- Как говорил, Роман Григорьевич, миссия творческого человека – делиться тем, что в тебе есть. И мне есть, чем поделиться, и есть огромное желание этим поделиться. На тренинги, в основном, ведь приходят люди, которые не имеют отношения к актёрству вообще. И эти люди бывают гораздо ярче, богаче внутренне и более одарены, чем многие артисты. У нас есть такое упражнение – «Ты в предлагаемых обстоятельствах». И тут у людей открывается чувствительность к себе. Человек начинает раскрываться, становиться более правдивым по отношению к себе, чем в реальной жизни. Как это ни парадоксально, но в воображаемом мире нет вранья. На тренинге ты можешь быть самим собой. Он так и называется - «БЫТЬ».
- Какие-то метаморфозы происходят с людьми за время тренинга?
- Мы иногда порой зажаты, не показываем свои эмоции, чувства, как коркой какой-то покрыты. А тренинг очень бережно эту корочку срезает так, чтобы не навредить ядру. Происходит прорыв энергии. А с помощью ряда упражнений выплеск отрицательной ненужной энергии мы переводим в позитивное русло. Сглаживается внутренний негатив человека, прежде всего, по отношению к себе. А это самое главное.
- А когда Вы сами поступали в вуз, у Вас были какие-то другие варианты при выборе профессии, не связанные с театром?
- Да, были. Мало того, я уже поступил на «международный туризм» в институт культуры и искусств, поскольку имел склонность к языкам, но встретил в коридоре института знакомую народную артистку, и она предложила мне попробоваться к ним. Дала мне прочитать Лермонтова «Мцыри». Я пришёл на экзамен и просто разнёс аудиторию! Меня зачислили.
- А если бы там попросили показать какое-нибудь животное, кого бы Вы лучше всего смогли изобразить?
- У меня в детстве была собака – восточно-европейская овчарка, я был к ней очень привязан. Поэтому, наверное, собаку. Или волка.
- А Вы влюбчивый?
- Да. Я ужасно влюбчивый!
- А какие качества в женщине для Вас наиболее ценны?
- Преданность. Всё.
- Есть ли что-то, о чём Вы серьёзно сожалеете?
- Да, есть. Это всё ерунда, когда говорят: «Никогда ни о чём не жалейте!» А ведь люди уходят – и ты думаешь: «Я ведь что-то не сказал, не сделал…» Вот, Роман Григорьевич… Я ведь со многих постановок линял, хотел отдохнуть. А сейчас жалею. Не из-за того, что чего-то не сыграл, а из-за того, что мог бы с ним ещё побыть вместе, послушать его, пообщаться с ним… И я сожалею, что этого не вернуть. Всегда можно что-то исправить, а если человек ушёл, то уже ничего не исправишь.
- Можете сказать, какая у Вас мечта?
- У меня сейчас мечта иметь большую, дружную, счастливую семью. Уже пора!
------
На вопросе о мечте мы закончили наш разговор с Иваном. А свой пост я хочу закончить словами Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Добавлю от себя: «…так же прекрасно, как в Иване Никульче!»
#иванникульча #виктюк #романвиктюк #домсвета #служанки #театрвиктюка