Исследователи обнаружили, что многолетний рис сорта PR23 может давать такие же обильные урожаи, как и традиционная, ежегодно высаживаемая культура, при этом принося пользу почве и сокращая финансовые и трудовые затраты. Однако может создавать проблемы с вредителями, болезнями и сорняками. Сейчас многолетний рис испытывают в 17 странах Азии и Африки.
На самом деле рис — и так многолетнее растение. В отличие от пшеницы или кукурузы, корни риса дают новые стебли после сбора урожая. Но беда в том, что эти побеги не дают много зерна, поэтому фермеры каждый год вспахивают рисовые поля и сажают новые саженцы. Улучшенный многолетний рис, напротив, не снижает урожайности. Исследователи разработали его путем скрещивания азиатского сорта риса с диким многолетним родственником из Нигерии. Улучшение потомства заняло десятилетия, и в 2018 году сорт многолетнего риса 23 (PR23) стал коммерчески доступным для китайских фермеров. «Это был научный прорыв», — говорит Коити Футакути, специалист по растениеводству из Африканского рисового центра.
Но оставалось неизвестным, сколько раз можно было собрать урожай PR23, прежде чем его урожайность упадет. Также было необходимо оценить масштабы каких-либо экономических и экологических выгод от нового сорта. Поэтому генетик и агроном Фэнъи Ху из Юньнаньского университета и его коллеги организовали длительные эксперименты. Они договорились с фермерами в трех местах о посеве нового риса и сборе урожая два раза в год в течение пяти лет, а также о выращивании традиционных сортов риса, которые пересаживали каждый сезон.
За четыре года PR23 в среднем давал 6,8 тонны риса на гектар, что немного выше, чем урожай обычного риса, сообщают авторы исследования в журнале Nature Sustainability. Как и предполагалось, многолетняя культура имела тенденцию расти снова и снова, не снижая размер урожая. Однако на пятый год урожайность PR23 по какой-то причине снизилась, что указывает на необходимость повторной посадки.
Многолетний рис также улучшил почву. По сравнению с однолетним рисом, этот сорт оставил в почве больше углерода и азота, а также лучше удерживал воду. Сохранение воды не имеет значения для орошаемого риса, но это пойдет на пользу рису, выращиваемому в регионах, зависящих от осадков. К следующему году, по словам Фэнъи Ху, исследователи надеются получить результаты шестилетнего испытания еще одного важного фактора: сколько парниковых газов выделяет многолетний рис.
Также исследователи сравнили усилия, затраченные на выращивание PR23 и однолетних сортов. Расходы в первый год были в основном одинаковыми, составляя около 2600 долларов за гектар. Но каждый следующий год выращивание многолетнего риса обходилось вдвое дешевле. Кроме того, на каждый гектар многолетнего риса уходило от 68 до 77 рабочих дней меньше.
Такие преимущества привлекают китайских крестьян. На юге Китая Юньнаньский университет предоставил посевной материал и обучил социальных работников, и к 2020 году общая посевная площадь многолетнего риса увеличилась в четыре раза, а в 2021 году достигла 15 333 гектаров, хотя это по-прежнему ничтожная часть от 27 миллионов гектаров рисовых полей Китая. По словам Фэнъи Ху, правительство также помогает продвигать многолетний рис. В этом году PR23 включен в список из 29 сортов, рекомендованных крестьянам министерством сельского хозяйства Китая.
По словам сельскохозяйственного эколога из Университета Квинсленда Лена Уэйда, больше всех выиграют от экономии труда женщины и дети, которые в основном занимаются посадкой риса во многих странах. Но потребуются дополнительные исследования воздействия на домохозяйства, чтобы увидеть, насколько популярным будет PR23 и как экономия труда может повлиять на жизнь крестьян.
Исследователи отмечают и потенциальные риски. Поскольку PR23 позволяет фермерам реже обрабатывать землю, на полях могут накапливаться грибки и другие патогены. Насекомые могут сохраняться в стерне после сбора урожая, поскольку она не будет распахана, а затем весной питаться молодыми побегами и служить переносчиками вирусных болезней риса. Отсутствие обработки полей увеличит и количество сорняков. Исследователи уже обнаружили, что поля с PR23 требуют на одну-две обработки гербицидами больше, чем обычный рис. Они также отмечают, что пересев многолетнего риса, когда его урожайность упадет, потребует больше усилий, потому что его более крупные и глубокие корни будет сложнее извлечь из почвы.