Проектная деятельность в школе задумывалась как инновационный подход к обучению: дети учатся самостоятельно работать в команде над интересной темой, а учитель их направляет и поддерживает. Но, увы, новый формат не прижился в школах. Как изменить ситуацию?
Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все. Но проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что вызывает настоящий интерес.
Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его лучше в начальных классах. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями, учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Если учитывать знания теоретических основ в области возрастной психологии и психологии развития человека, умея применять на практике закономерности основных психических процессов и психологических особенностей личности, то развитие проектных навыков в младших классах может пройти "без сучка, без задоринки".
Ниже мы представили содержание, этапы и формы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, которые были разработаны с учетом ведущей деятельности и характеристики развития младшего школьника.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Пропедевтический (1 класс).
Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества учеников, учителя и родителей.
Формы организации:
-презентационные занятия;
-коллективные творческие дела, классные часы;
-свободные уроки.
Содержание:
-формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
-формирование первоначальных исследовательских действий;
-оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
-приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителем
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.
Учащиеся: выполняют предложенные учителем задания, выбирают интересующие их темы.
Деятельность детей:
-овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
-овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
-учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
-выполняют мини-проекты с помощью родителей и детей;
-проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
-учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).
В первом классе работа над проектом в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
ВТОРОЙ ЭТАП. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).
Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.
Формы организации:
-коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
-осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса;
-специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.
Содержание:
-практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
-формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
-работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
-расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.
Деятельность детей:
-используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
-работают в группе, осуществляя коллективный проект;
-самостоятельно ведут мини-проекты;
-совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность.
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).
Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.
Формы организации:
-учебный проект;
-образовательный проект;
-социальный проект;
-овладение способами организации индивидуального исследования;
-разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.
Содержание:
-формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
-овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
-организация разновозрастных проектов с учащимися среднего звена.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.
Деятельность детей:
-осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
-анкетируют детей и взрослых;
-осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
-разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
-овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
-оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
-представляют результаты своих работ на районных и городских мероприятиях.
В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
В четвёртом классе работа над проектом выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами проектно-исследовательской деятельности.
В младшем школьном возрасте важно каждому ребенку получить положительный опыт такой работы, чтобы не бояться проектов в будущем.
Системный подход всегда ведет к качественным результатам.
Успехов! Верим в каждого!