Найти тему
CrystalSound

Выставка-путешествие «Балабанов»

Вот скажи мне, в чём сила?

Мы посетили интересную иммерсивную выставку-путешествие «Балабанов».

Аудио-техническое решение для проекта выполнено компанией CrystalSound по заказу архитектурного бюро «Planet9»

Хотим рассказать вам о наших впечатлениях и о самом режиссёре.

Кинорежиссер Алексей Балабанов многим известен, благодаря легендарному фильму «Брат» 1997 года. Картина стала культовой для отечественного кинематографа 1990-х.

Действие большинства фильмов Балабанова происходит в России конца 1980-х — 1990-х годов, представляя собой понимание событий окружающей жизни. Героями Балабанова часто являются аутсайдеры, люди, оказывающиеся на грани, находящиеся в поиске своего места, будучи не в состоянии найти гармонию с окружающим миром.

«Алексей Балабанов производил впечатление закрытого человека, но на самом деле это был очень искренний, открытый и светлый человек, который своей деятельностью, своим талантом очень много сделал для страны», - Сергей Сельянов, директор телекомпании «СТВ», продюсер почти всех картин Алексея Балабанова, и его близкий друг.

Тема братства с детских лет занимала особое место в жизни Алексея и отражена во многих картинах режиссёра. По случаю юбилея фильма «Брат», вышедшего на экраны 25 лет назад, в Санкт-Петербурге стартовала экспозиция «Балабанов. Выставка-путешествие». Выставка проводится на территории бывшего цеха Севкабеля.

-2

Организаторами выступили кинокомпания «СТВ», учрежденная 30 лет назад кинопродюсером Сергеем Сельяновым и Алексеем Балабановым, а также бюро «Planet9», известное своими оригинальными сценографическими решениями.

Работа над ней проводилась при участии семьи Балабанова, его супруги Надежды Васильевой и сыновей Петра и Фёдора Балабановых.

Инсталляция создаёт для зрителей возможность окунуться в жизнь режиссёра, совершить прогулку не только по хронологии создания его фильмов, но и по истории детских и юношеских лет Алексея.

Вот что говорит о проекте сама автор идеи выставки Татьяна Гетман:

«Этот проект задумывался как выставка-путешествие по художественной вселенной выдающегося режиссёра. Творчеству и фильмографии Балабанова посвящаются фильмы, критические статьи, научные конференции, но попыток создания междисциплинарной, интерактивной выставки для знакомства с Алексеем Октябриновичем и переосмысления его кинематографических заветов пока не предпринималось.

Подобный комплексный, многоуровневый опыт позволит зрителям проекта не только изучить полную фильмографию режиссёра, разобраться в художественных кодах, зашифрованных в его картинах, но и проследить влияние личной жизни художника на его творчество.

Мне кажется, мы создаем очень эмоциональную историю. На этом проекте не будет застывших декораций или безличных аннотаций. Зрители попадут внутрь многогранного и сложного произведения искусства. Сценография и драматургия позволят им «настроить оптику», почувствовать себя героями кинолент Алексея Балабанова. Вместе с художником мы пройдем сложный, но увлекательный путь: от первых режиссёрских проб и экспериментов в кино до момента всенародного признания и успеха».

Создателями выставки уделено особое внимание школьным порам, годам обучения в институте и службе в армии.
Создателями выставки уделено особое внимание школьным порам, годам обучения в институте и службе в армии.

Например, не многим известно, что одним из детских увлечений Балабанова было изготовление бомб. «Я любил делать бомбы из наборов «Юный химик». Я знал много разных составов. Смешивал и взрывал.»
С таким же мальчишеским задором во втором «Брате» будут взрывать гранаты и стрелять из пулемёта. Несколько эффективных взрывов Балабанов устроит на съёмках фильма «Война».

После окончания школы, режиссёр поступил в Горьковский педагогический институт иностранных языков на переводческий факультет.
В 1980 году Балабанов оказался в числе студентов, отобранных для стажировки в Манчестерском университете. «
Каждого проверяли. Комсомольские партийные ячейки, ЦК партии. А в Англии была полная свобода. Преподаватели приглашали нас к себе домой, поили чаем, вином. На карманные расходы у нас было 11 фунтов в неделю, плюс кормёжка. Секондхендовские пластинки стояли очень дёшево - по фунту, полтора. После Англии мы стали очень популярные, я дискотеки устраивал, по-другому жизнь пошла. Девушки, всякая лёгкость». Его однокурсник вспоминает: «У Лёши были чёрные кожаные штаны, обтягивающие. Он заразился духом хиппи, ходил босяком, с холщовой сумкой наперевес, с длиннющими волосами».

-5

После института Балабанов отслужил два года в армии - в должности борт-переводчика. Чтобы попасть в военно-транспортную авиацию, он скрыл от комиссии плохое зрение, выучив наизусть проверочную таблицу. В 1981-1983 годах он летает в Анголу, Эфиопию, Афганистан, Экваториальную Гвинею, Йемен, Сирию, сопровождает грузы с оружием. Опыт службы в военно-транспортной авиации нашёл отражение в картине «Груз 200».
Под самый конец службы его выгонят за политический анекдот, который он расскажет в письме другу оператору:
«Смотрит Брежнев в зеркало и говорит: “Ох уж мне этот Тарковский”», и переведут во флот, в Ригу. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

-6

Его супруга, Надежда Васильева вспоминает: «Когда я спрашивала про армию, он говорил: “Это были самые неприятные годы, поэтому я тебе ничего не буду рассказывать”».

Ещё в институте Балабанов понял, что хочет стать кинематографистом.
«Алёша вернулся из армии старшим лейтенантом, в форме. Приходит и говорит, “Ну мама с папой, теперь я пойду в кино”». Но учёба во ВГИКе его разочаровала: «Я поступил на сценарный игровой, к одному придурку. Он нам говорил: “Пишите для Ералаша, там можно хорошие деньги заработать”. Я написал рассказ - герой проснулся с похмелья, а у него на кухне вода разлилась холодная. И у меня была фраза: “Вода обжигала ноги”. Он мне говорит: “По твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь что вода обжигает ноги?”

Я посмотрел и подумал: “Чего, дурак что ли?” Уехал с сессии и больше не приезжал. “Чего у придурка учиться?”».

В 1985 году Балабанов вернулся в Свердловск, на киностудию, где работал его отец. Его взяли на самую низкую должность - третьим помощником режиссёра в отдел научно-популярных фильмов, писать монтажные листы. «Я тогда всю страну объездил, - рассказывал Балабанов. - Дальний восток, Сибирь, Курилы, Камчатку, Сахалин. На Индигирке был, на Ледовитом океане.»

В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера).

Свой первый игровой фильм «Раньше было другое время» 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Ленинграде (после 1991 года — в Санкт-Петербурге). В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Всероссийскую известность принёс Балабанову фильм «Брат». Исполнителя главной роли Сергея Бодрова младшего стали называть героем поколения.

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи), картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Примечательно, что в то время, как на съёмки фильма «Брат» было потрачено $10 тыс., на съёмки сиквела ушло $1,5 млн.

-8

В 2002 году на экраны вышел фильм «Война», местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Подготовка к каждой картине длилась не один месяц, режиссёр тщательно подбирал место действия фильма, досконально изучал существующие факты, связанные с сюжетом.
Вот фрагмент воспоминаний Алексея о подготовке к съёмкам фильма «Война»:

«Работать тяжело было с точки зрения психологической. Мы до этого посмотрели кассеты, где по-настоящему убивают людей, боевиками. Это зрелище произвело очень сильное впечатление, я даже не ожидал от себя. Наверное, дня три ходил, как стукнутый обухом по голове. Я любил тельняшки носить, и там одного десантника в тельняшке убивали. Так вот, пока мы жили в горах, я почему-то тельняшки не надевал.»

В 2002 году при сходе ледника Колка в Северной Осетии погибла съёмочная группа фильма Сергея Бодрова-младшего «Связной». Сам актёр был близким другом Балабанова, который участвовал в подготовке фильма и вместе с Бодровым выбирал места для натурных съёмок. По многочисленным воспоминаниям это событие надломило режиссёра. До этого Балабанов снимал фильмы по своим сценариям.

В фильме «Груз 200» автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине. Во многих городах России лента была снята с проката.

На выставке можно сделать много отличных фотографий в воссозданных декорациях к фильмам.
На выставке можно сделать много отличных фотографий в воссозданных декорациях к фильмам.

В последней картине «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. С этого времени в интервью он стал намекать на скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм.
Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных.

Но, вернёмся к выставке. Перед входом на выставку посетителям выдают наушники и аудиогиды. По мере "путешествия" по экспозиции, в наушниках автоматически начинают воспроизводиться аудио треки. Происходит это благодаря размещённым на всей территории bluetooth-меткам.

Записи на аудиогидах содержат не только рассказы из воспоминаний близких или тех, кому довелось работать с Балабановым, но и множество увлекательных фактов о его работах, а также звуковое сопровождение отдельных элементов инсталляции.
Записи на аудиогидах содержат не только рассказы из воспоминаний близких или тех, кому довелось работать с Балабановым, но и множество увлекательных фактов о его работах, а также звуковое сопровождение отдельных элементов инсталляции.

В некоторых элементах инсталляции, воспроизведение аудио в наушниках посетителей синхронизировано с видеороликами, транслируемыми с экранов телевизора или проекторов. Происходит это так же, благодаря bluetooth-меткам.

Вне зависимости от того, в какой момент зрители подойдут к экрану, каждый начнёт слышать звук видеоролика с момента, когда приблизился к монитору.
Вне зависимости от того, в какой момент зрители подойдут к экрану, каждый начнёт слышать звук видеоролика с момента, когда приблизился к монитору.

Аудиозаписи позволяют зрителям как вспомнить что-то о знакомых фильмах, так и узнать неизвестные до этого факты о кино-картинах, погрузиться в их декорации и сам процесс их создания.
Следует отметить, что весь "лабиринт" экспозиции состоит из множества металлоконструкций и для реализации задумки понадобилось более 100 bluetooth-меток и свыше 30-ти аудио передатчиков. При этом устройства работают таким образом, что каждый посетитель качественно переживает свой индивидуальный опыт от этого путешествия.

Художник-постановщик выставки, основатель и генеральный директор бюро «Planet9», Агния Стерлигова, описала, как она подходила к созданию экспозиции:

«Приступая к работе, я представляла себе огромную территорию, у которой нет видимых границ и осязаемой формы. Эта территория – может быть, страна; может, внутренний ментальный ландшафт художника, а, может, — путь посетителя и его собственный выбор траектории. Дорожные знаки, неизменные спутники уходящих в бесконечность дорог, ведут зрителя по этой территории. Выставка выстроена хронологически, но каждый раздел органически встроен в ландшафт экспозиции, пусть и сохраняет эстетическую автономию».

-12

Последняя инсталляция содержит перечень фильмов, которые были так и не сняты, по разным причинам. Свыше 20-ти картин не были реализованы. Не смотря на это, для будущих поколений кинозрителей, работы Алексея Балабанова сформируют представление о классике постсоветского кинематографа. Каждая из работ режиссёра дарит ни с чем не сравнимые впечатления, после первого просмотра.
При этом, от любой из картин Балабанова возникает желание увидеть фильм вновь.

От лица всей команды CrystalSound, хочу добавить, что
для нас стало огромным удовольствием быть частью такого увлекательного проекта. Реализация подобных идей ведёт к культурному развитию и профессиональному росту. Опыт участия в выставке оставил после себя яркие впечатления и на этапе строительства, и в качестве посетителей.