86,4K подписчиков

Рамиз Алиев из Владикавказа приютил бабушку, которую обобрали и выбросили на улицу дальние родственники.

23K прочитали

Почти двадцать лет Александра Ильинична Левченко скиталась по съемным квартирам, голодала… но свой столетний (!) юбилей блокадница встретила уже в новой семье.

Рамиза многие отговаривали брать в дом бабушку с улицы – пугали трудностями. Но мужчина сомневался недолго, три дня мучился, а потом забрал Александру Ильиничну к себе. Сначала жили на съемных квартирах, потом потихонечку переехали в свое жилье.

Пережившая тяготы жизни, Александра Ильинична была уверена – неравнодушных людей гораздо больше, поэтому часто повторяла фразу: «Только добро победит зло».

В 2019 году бабушка отметила вековой юбилей. Но уже с 2018 года ее здоровье ухудшалось. Рамиз продал квартиру и купил дом в станице Архонской – на родине Александры Левченко. Ему хотелось, чтобы она дышала свежим воздухом.

16 июля 2020 года Александра Левченко умерла у Рамиза на руках. Ей был 101 год и 6 месяцев. Мужчина тяжело переживал потерю, каждый день просматривал фотографии. Одну из них поставил на кровать в ее комнату – как будто она жива и всегда рядом со своим вторым сыном.

Рамиз Алиев и Александра Левченко стали героями книги "100 подвигов обычных людей". В интервью команде "Подвигов" Рамиз рассказал, почему решил приютить бабушку и какое место она заняла в его жизни.

Почти двадцать лет Александра Ильинична Левченко скиталась по съемным квартирам, голодала… но свой столетний (!) юбилей блокадница встретила уже в новой семье.

- Рамиз, расскажите немного о себе, чем вы занимаетесь?

- Меня зовут Рамиз Алиев. Сейчас я работаю в частном охранном предприятии заместитель директора и по совместительству начальником охраны. Совсем недавно устроился. В свое время учился, закончил Северо-Кавказский горно-технологический университет. По образованию я горный инженер-механик машинного оборудования. Так как работы по специальности у нас не было, работал в радио-такси таксистом. Работал также в компании «Coca-cola» и в других местах тоже: и на стройках, и бетонщиком, и арматурщиком.

- Где прошли ваши детство и юность?

- Я родился в Северной Осетии, в городе Владикавказе. Там и отец мой родился. Как все, учился, занимался спортом: плаванием, фехтованием. Так раньше в Советском Союзе было: везде ходили – везде успевали.

- Какой была ваша семья? Как воспитывали вас родители и чему учили?

- Мама у меня была из города Грозный. Она была русская. Она была ученицей Махмуда Эсамбаева, работала хореографом в школе искусств во Владикавказе. Преподавала танцы народов мира. Когда мне исполнилось 13 лет, ее не стало. Отец тоже где только не работал. Последние годы он был председателем Азербайджанского общества. Папа мой был азербайджанец. Дедушка по отцу был из города Шуша (Азербайджан). После войны остался во Владикавказе, пустили корни, и уже мы здесь живем. Отца у меня не стало в 2010 году, ему было 63 года. Остался я без родителей. С супругой я лет 10-11 назад развелся, дети у меня уже взрослые: дочке 29 лет, сыну – 22 года исполнится.

В советское время нас всех учили одинаково: делать добрые дела, жить честно, справедливо, не обманывать, не воровать, работать, заниматься спортом. У меня были очень хорошие родители, я их очень сильно любил.

- Как часто приходилось в детстве и юности помогать другим людям?

- С детства мы были так приучены, у нас тоже были пожилые люди, которым нужна была помощь в магазин сходить. Мы бегали за молоком и кефиром для них. Раньше очереди были, и мы с утра пораньше бегали, приносили хлеб и молоко. Не тимуровцами были, конечно, но нас так воспитывали старшие. До сих пор это у меня все осталось. Кто-то не понимает меня, а я не знаю, я просто такой с детства. Потому что когда делаешь людям добро, оно к тебе хорошим возвращается.

- Расскажите о том, как вы познакомились с Александрой Ильиничной?

- Познакомился я с ней в 2014 году, когда бабушке исполнилось 95 лет. Я работал в радио-такси, она меня вызвала, попало так. Я услышал пожилой голос, бабушка попросила меня подъехать на свой адрес. А у нас правило пяти минут есть, ждешь это время, и, если клиент не выходит – можно уезжать. А здесь я понял, что голос старенькой бабушки, значит спускаться будет долго. Подождал, она вышла. С палочкой, худенькая. Я повез ее по ее делам. А еще получилось так, что я снимал квартиру через дом от того, где снимала очередную квартиру Александра Ильинична. Она осталась без жилья, и вынуждена была снимать квартиру. Познакомились вот так. Я ее часто возил по делам. Она спросила мой личный номер, чтобы такси не вызывать. Я с нее и деньги-то не брал, жалко было.

Ходил с ней на базар за продуктами. Я всегда был с ней, не ей же сумки таскать. Привозил, поднимал продукты на третий этаж. Мы начали часто общаться, я ей как-то раз задал вопрос: «Бабушка, а сколько вам лет?» Она мне: «А сколько дашь?» Как сейчас помню, ответил ей, что 17 лет, она рассмеялась и сказала: «Ах, где мои 17 лет?» Я ей сказал, что ей около 70-80 лет, и я был в шоке, когда узнал ее настоящий возраст. Так и подружились. Она меня в гости приглашала чай пить. А я, честно говоря, когда маленький бы, всегда слушал рассказы старших про своих дедушек. Мне всегда было интересно то, как они жили, чем занимались. Я всегда мечтал увидеть своего прапрадеда, например, поговорить с ним. А тут будто Всевышний мне эту бабулечку послал с прошлого века, которая и Ленина, и Сталина, и Калинина видела, общалась. Такие истории рассказывала из своей жизни – волосы дыбом на голове вставали. Настоящая живая история, это не просто книжку прочитать – это человек настоящий из прошлого века.

Александра Ильинична в молодости
Александра Ильинична в молодости

- Каким человеком она была?

- Для меня это самый светлый, самый святой, самый добрый человек, которого я когда-либо встречал в жизни. Говорят, что такое обычно относят к отцу и матери – людям, которые тебя родили и воспитали. Я к ней не меньшее уважение испытываю, чем к своим родителям, я считаю ее не менее родной. Я не принижаю своих родителей, но для меня в последние годы эта бабулечка стала мне и мамой, и папой, и бабушкой, и дедушкой, и советчиком, и наставником в жизни. Тем более, когда один человек остается, трудно одному переносить трудности. А тут мы с ней повстречались, она мне и советы, и наставления давала. Мне ее сейчас очень-очень не хватает, ее голоса, ее внимания. Она очень благодарная была. Покушает и миллион раз спасибо скажет, спать ложится – сладких снов пожелает. Такая добрая и культурная была, а слова у нее были старинные такие, например, «покудова».

Родилась она в Северной Осетии, в станице Архонской – это казачья русская станица, находится в 10-12 километрах от самого Владикавказа. Родилась она в семье казака Ильи Константиновича Левченко. Он работал в церкви – управлял хором. Маму – Марию Ивановну – бабушка не помнила. Ей было всего полгодика, когда ее мама умерла от тифа. Отец ее женился на другой женщине, у которой были дети. Свои дети всегда ближе, чем чужие, поэтому относились к ним не очень хорошо. У бабушки еще был брат старший – Михаил. В доме всегда была еда хорошая, отец окорока коптил в печке, Саша и Миша только нюхали это, а кушать – не кушали. С шести лет Александра Ильинична в колхозе работала, картошку копала, кукурузу сажала. Она рассказывала, как людям рабочим из дома еду носили, а им мачеха передавала – чурек из кукурузы, чеснок, лук и соль. Было даже стыдно. Все, что зарабатывали – мачеха отбирала. Дети цветы собирали (Саша и Миша) – толкачики – синенькие, собирала и продавала в городе, куда пешком ходила за 12 километров. Деньги эти мачеха забирала. Отец тоже был к детям строг. Была еще у бабушки тетя по маме, которая была замужем за военнослужащим. Как-то приехала тетя в Осетию из Москвы, и забрала бабушку на воспитание к себе. Отец дал согласие. Я по сей день хожу проведывать могилы ее, ее отца и брата.

Вот так бабушка попала в Москву. Муж тети (военнослужащий) был определен в Ленинград. В 1931 году бабуля попала в северную столицу. В 1936 году она родила сына, назвала Юрием. Бабушка вышла замуж за лейтенанта авиации Ражева Алексея Леонтьевича. Он воевал, у него были ранения. Вот так бабушка попала в Ленинград, и находилась там с 1931 по 1942 год. Она пережила блокаду. В это время она работала на Кировском заводе. Однако, сколько бы мы ни делали запросов: то ли архивы погорели, то ли что-то случилось, так ничего и не нашли. Не смог доказать, что она была блокадница.

Почти двадцать лет Александра Ильинична Левченко скиталась по съемным квартирам, голодала… но свой столетний (!) юбилей блокадница встретила уже в новой семье.-3

- А СМИ не помогли вам добиться справедливости?

- Нет. Мы были на Первом канале на программе у Александра Гордона, там нам все обещали помочь, восстановить документы. Говорили, что это дело чести. Там был такой человек, как Никита Александрович Гапов. Он говорил, что смогут доказать. В итоге - то одно, то второе, то ничего не могли найти, то коронавирус этот начался. В итоге это все затихло. Даже генерал Бастрыкин на нас внимание обратил. Дал распоряжение, чтобы разобрались с делом бабушки. Буквально до ее смерти начали ко мне приезжать с СКР, НТВ, ТНТ, телевидение – отовсюду. Бабушка говорила: «Пусть они уже нас оставят. Я уже ничего не хочу». Ей было тяжело отвечать на вопросы, потому что ее постоянно спрашивали, как она пережила смерть сына, чем питались в блокадном Ленинграде. Она рассказывала, что и кошек, и собак, и крыс – все, что двигалось – все переели. Это все ей рассказывать было тяжело, она расстраивалась, плакала. Она до последнего, когда кушала, пальцем крошки собирала. С блокадного Ленинграда это у нее осталось. В 1942 году у Александры Ильиничны умер сын от воспаления легких. Ему было 5 или 6 лет. Она похоронила его там, на Писаревских кладбищах.

В непростой ситуации блокаднице обещали помочь на Первом канале
В непростой ситуации блокаднице обещали помочь на Первом канале

В этом же году Александру Ильиничну эвакуировали из Ленинграда в Свердловск (ныне Екатеринбург). Во время эвакуации по Дороге жизни бабушка получила осколочное ранение в голень. Пока ее довезли, нога начала нарывать. Я спрашивал у нее про госпиталь, где ее оперировали, чтобы хоть какие-то бумаги поднять, но названия она не помнила. Помнила, что посреди госпиталя был камень, на котором они на солнышке грелись.

После операции она просилась на фронт, но блокадников не отправляли, тем более, что она была еще после ранения. Она осталась служить в Свердловске – солдат готовила к службе. Сама бабушка умела стрелять из винтовки и пистолета. Войну она окончила в звании старшины. После войны они вернулись с мужем в Ленинград. Прожили так год, но судьба у них не сложилась – оба были ревнивые. В 1974 году он умер, стало плохо с сердцем.

После смерти бывшего мужа Александра вернулась на родину и забрала с собой свекровь. Квартиру в Ленинграде они поменяли на двухкомнатную во Владикавказе. В 1976 году свекрови не стало. В 2000 году к бабушке пришли дальние родственницы со станицы Архонской, попросили ее прописать дочку в квартире, чтобы та за ней ухаживала. Бабушка прописала. Девочке нужна была городская прописка, она училась там, так преподнесли ей. В итоге бабушка в 2000-х года осталась на улице.

Я писал в прокуратуру, чтобы справедливость восторжествовала, чтобы этих людей нашли и наказали. Сколько дет бабушка скиталась по съемным квартирам, по селам, где-то горшки убирала, где-то стирала, готовила, в сарае жила. Нашли судью ту, которая дело вела, я ее и спрашиваю: «Как так вышло-то? Бабушка полтора года судилась». Они, оказывается, какое-то там соглашение сделали, по которому часть денег бабушке отдали, а на деле она ничего не получила. В итоге как получилось: я снимал квартиру, и мне бабушка однажды звонит и говорит, что со съемной квартиры ее попросили, а родственников у нее нет. Говорит: «Будь мне сыном, возьми меня к себе, или в Терек брошусь». Я был в шоке, я не знал, что делать, сам квартиру снимал, а новостройка еще строилась. Я пытался найти ей жилье, но у нее пенсия маленькая была, всего 11 400 рублей. А потом взял ее к себе. Позже переехали в новостройку.

- Почему вы решили ей помочь?

- Я просто увидел пожилого человека. Который сидит и плачет, которому деваться было некуда. Как пройти мимо? Это ж не собака, не кошка. Люди вон бездомных берут, а это человек. А она еще отвернулась, и плакала. У меня комок в горле до сих пор стоит. То, что я сомневался, точнее я не знал, куда ее взять, жалею, что в эту же секунду не взял.

- Как изменилась ваша жизнь после того, как в ней появилась Александра Ильинична?

- Стало приятно о ком-то заботиться, кому-то помогать. Она уже почти слепая была, я начал заниматься ее здоровьем, по поликлиникам ходить. Мы ей операцию на оба глаза сделали, у нее катаракта была, а тут она видеть стала, даже нитку в иголку вдевала сама. Когда я ее к себе забрал, она 36 килограммов в своих вещах весила. Первое время, как она привыкла, ходила, убирала в квартире, а я ей: «Бабушка, я вас не для этого в квартиру взял, чтобы вы уборщицей были!» А она мне: «Что, покудова не угодила?» Угодила, угодила, только вот хотел, чтобы она отдыхала. Она около окошка сядет и на людей смотрит. Я тогда в радиотакси работал, а у бабушки гипертония была. Я ей забил свой номер, чтобы она звонила мне. Иногда звонила, когда ей плохо было, я сразу все бросал и приезжал.

Почти двадцать лет Александра Ильинична Левченко скиталась по съемным квартирам, голодала… но свой столетний (!) юбилей блокадница встретила уже в новой семье.-5

- Насколько я знаю, вы даже работу оставили, чтобы ухаживать за бабушкой, правильно?

Да, ей последние 2-2,5 года становилось хуже, стало тяжелее ходить. Я очень боялся, что она может себе что-то сломать. Я оставил работу, продал квартиру свою в новостройке и купил частный дом на бабушкиной родине – в станице Архонской, чтобы она могла на родине пожить. Она мне еще говорит, мол я устал от нее, и смерти на нее нет. А я ей отвечал, что мне ничего не надо, главное, чтобы она была живая и здоровая. Она такая добрая была, такая светлая, что я передать не могу. (еле сдерживает дрожь в голосе)

Сколько лет она прожила у вас?

- Грубо говоря, 6,5 лет. Я ее мамой своей считаю. Для меня это очень тяжелая потеря. Надо еще сейчас собрать на памятник, я хочу сделать хорошо, как маме родной. Потому что бабушка заслуживает этого. Ее последнее желание было, чтобы я крест ее брату на могилу тоже поставил, я сказал, что все выполню. Она умерла у меня на руках. Это было 16 июля. Я считаю, что если что-то и есть наверху. то бабушка у Боженьки на правом плече сидит. Скольким людям она помогла, скольким занимала деньги, сама в жизни ни у кого ничего не брала и должна не была. А сколько у нее профессий было, и столяром работала, и дома строила, и лесорубом, и каменщиком, и поваром, и парикмахером. У нее образования было пять классов, но она всему сама научилась. В молодости была красивая, высокая. А еще она была очень серьезным руководителем, но очень справедливым.

- Как отнеслась ваша семья к такому поступку и новому члену семьи?

Нормально, жена сначала удивилась. С сыном моим она очень подружилась, он ей часто бегал за продуктами, когда она на съемной квартире жила.

- А вы верите в судьбу?

- Я считаю, что у каждого судьба предначертана уже кем-то свыше. Я в детстве часто говорил, что хотел бы своих стариков увидеть. А тут будто сам Господь послал мне бабулечку эту, которая мне все рассказывала, как они жили раньше.

- Как вы считаете, кто-то помог бы ей, если бы вы не помогли? 

- Она в своей жизни натерпелась, особенно, когда одна осталась. Люди жестокие стали, и я не могу сказать, помог бы ей кто-либо или нет. Меня даже, честно говоря, отговаривали, мол, а вдруг с ней что-то случится. Меня даже в прокуратуру вызывали и спросили, надеюсь ли я на что-то? Я ответил, что у меня все есть, мне ничего не надо, а вот если они хотят помочь чем-то бабушке, то подарите, я ни от какой помощи не откажусь. Все осталось на словах. Я ее в очередь на жилье поставил, она была 1324-я в списке ожидания. За месяц до ее смерти она была 3723-я. Александр Гордон говорил, что с очередью поможем, но нет. Вот если бы до Путина дошло, чтобы он узнал о ней, неужели он бы ей отказал? Сколько в интервью про это говорили, ни в одном не прозвучало. Она неоднократно звала его в гости, хотела пообщаться с ним.

- Просьбы до президента так и не дошли, как я поняла…

- Нет, все это с эфиров повырезали. Она и голосовать за него ходила, очень хорошо к нему относилась. Политику его поддерживала. Она всегда новости смотрела, в последнее время хуже слышать стала, просила телевизор ей прибавлять. Ей все было интересно. Я и по сей день поражаюсь ее воле, ее стойкости, ее силе, ее желанию жизни. Она не собиралась умирать, всегда говорила, что поправится. Умерла она 16 июля 2020 года, ей был 101 год и без одного дня 6 месяцев.

- Свой вековой юбилей она отметила в кругу вашей семьи. Как это было?

- Друзья мои, врачи из поликлиники, супруга помогала к празднику готовиться. Приходили просто посторонние люди, которые узнали нашу историю, и с которыми начали общаться и сдружились. Она всегда цветы любила. Наверное, не было дня, чтобы у нас не было в доме цветов. И сирень, и розы, и обычные, которые просто на улице растут.

Почти двадцать лет Александра Ильинична Левченко скиталась по съемным квартирам, голодала… но свой столетний (!) юбилей блокадница встретила уже в новой семье.-6

- Говорят, что добро возвращается бумерангом, к вам оно как-то вернулось?

- Наверное, возвращается. Я рассказывал, что столько времени был безработный, да и вообще найти у нас в республике хоть какую-то работу очень-очень сложно. А сейчас устроился в частное охранное предприятие – меня тут же поставили начальником охраны. Не успел я побыть начальником, поставили заместителем директора. Карьера прям растет, не сегодня – завтра стану президентом (улыбается). Это, наверное, мне бабуля сверху помогает.

- Кто для вас настоящий герои? Считаете ли себя героем?

- Я не знаю, как ответить на этот вопрос, вот себя я героем не считаю. Я вообще не хотел, чтобы про меня и про эту историю кто-то знал. Дело началось в 7-й поликлинике, была там Схавребова Лаура Георгиевна – она была замом главврача поликлиники, сейчас в Москве работает. Когда я начал с бабушкой заниматься лечением, она узнала и предложила опубликовать материал в газете «Северная Осетия», чтобы помочь. Я и сказал, что не против, только про меня пусть не печатают. После этого с телевидения узнали, начали приезжать, хочешь – не хочешь, а попадать в кадр приходилось, интервью давать.

Кто-то говорил, что я ради пиара это делаю. Мне это вообще не нужно! По городу идешь, тебя все узнают – напрягает. Даже стыдно бывает. Поэтому себя я героем не считаю. Не планировал даже попадать куда-то, и в книгу тоже, а вот про бабулю если кто-то узнает – было бы хорошо. Она мне нигде не была помехой, мне с ней было веселее, было с ней комфортно. Она была чистоплотной, добродушной, порядочной. Она – святой, золотой человек. Садились с ней в карты играть, она меня обыгрывала. Память у нее была хорошая, она легко просчитывала колоду – какие карты вышли уже. Укладывала спать меня «дураком». Я ей говорю: «Бабушка, да ты аферистка!» А она мне: «Ты за игрой следи!» У нее, когда онкология была (рак кожи), мы с ней в больнице лежали. Она там всех врачей в карты выигрывала. Они удивлялись, как это 100-летняя бабуля их обыгрывает. Везде ее очень любили, встречали приветливо. В интернете люди, которые про нее узнали – благодарят, приятно, что есть добрые и отзывчивые люди. В отзывах очень много добрых слов, хочется всех поблагодарить, но каждому же не ответишь, но я надеюсь, что они все понимают.

Было много людей, которые очень помогали. Они приходили и поздравляли бабушку на праздники. Очень много было добрых и хороших людей. Ситуацию на контроль брал Глава республики Северная Осетия Битаров Вячеслав Зелимханович. Я к нему обращался, но коронавирус этот не дал нам дело до конца довести. Он и материальную помощь нам оказывал. Начальник дорожной службы Северной Осетии помог нам заасфальтировать придомовую территорию, около дома, который я купил станице Архонской. Глава администрации Черницкий, сейчас у нас другой глава, тоже приходили проведать бабушку. Детишки из первой школы станицы, учителя приходили к Александре Ильиничне. Всем тем людям, которые нам когда-то помогли и помощь оказывали, материальную и моральную, хочется сказать большое спасибо.

Каждый день я хожу к ней на кладбище. Стараюсь ходить всегда, когда время есть, чаще всего, когда с работы возвращаюсь, у меня как раз дорога мимо кладбищу идет. В доме в ее комнате постель заправлена, как при ней, и фотография на ней ее стоит, как будто она всегда рядом со мной находится.

- Какой совет можете дать людям, которые прочитают эту книгу?

- По чести жить и сердце свое слушать. О стариках заботиться – это наши корни, которые дали нам жизнь, которые защищали нашу родину. Вот не знаю, может быть, родители должны это воспитать в молодежи. У нас вот на Кавказе говорят: когда в доме есть старшие – есть изобилие, значит, ты богат, есть достаток. Когда их нет – ты беднеешь, нет ни плеча, ни спины. Для меня это уже третья потеря, я сначала маму потерял, потом папу, он молодой тоже ушел – у меня не было ни поддержки, ни тыла. А тут мне Господь послал бабушку, которая стала мне опорой. Опять я ее потерял. Горевал по ней, и сейчас переживаю, когда ее вспоминаю. Вспоминаю каждый день, фото пересматриваю, которые остались, телефон старый сгорел, оставшиеся фото на флэшку скинул. Что я могу пожелать молодежи? Здоровья, счастья, благополучия, пусть с уважением и вниманием относятся к старшим и так же воспитывают новую молодежь.

Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️