Найти тему
ProFunds.ru

Инфляция и кризис в США довели до того, что американцы влезают в кредиты: как будет решена эта проблема?

Оглавление
Пылесос втягивает доллары. Фото: Unsplash
Пылесос втягивает доллары. Фото: Unsplash

Инфляция в 2022 году, несомненно, стала главной темой финансовых обсуждений планеты: она затронула крупнейшие экономики мира, и особенно больно поразила страны ЕС: последние еще не успели пережить энергетический кризис в Европе, как его последствия продолжили вставлять палки в колеса экономического благополучия.

Главный спонсор энергетического кризиса, толкнувший первую кость домино, или ключевой партнер Евросоюза по экспорту, Россия, менее чем за полгода подверглась беспрецедентным экономическим санкциям, включая исключение местных банков из международной системы расчетов SWIFT. Цепочки поставок многих видов сырья и продуктов, таких как нефть и ее производные, газ, удобрения, пшеница и другое зерно, никель и палладий — все цепочки перегружены или нарушены, а стороны, участвующие в СВО, быстро впадают в экономическую депрессию.

Кроме того, нарастает напряженность между США и Китаем по независимому от КНР Тайваню. Поднебесная борется с локдаунами, тормозящими международную торговлю в крупнейших промышленных центрах, с экологическим кризисом, связанным с нехваткой чистой питьевой воды, а также с глубоким обвалом на рынке недвижимости, вызванными недобросовестными застройщиками. Все вкупе вызывает тяжелую экономическую ситуацию, подкрепляемую смутными настроениями общества, бизнеса и даже плутократии: многие небезосновательно полагают, что переизбрание СИ на 3 пятилетний срок приведет к дальнейшей автократизации режима и негативно повлияет на экономическую составляющую второй экономики мира.

У первой экономики мира, США, также все совсем не радужно: еще совсем недавно СМИ наперебой захлебывались информацией о падении инфляции, однако, очень быстро выяснилось, что, хоть базовая инфляция и имела тенденцию к снижению с апреля 2022 года, сегодня она 5,9%, что почти в 3 раза превышает целевой уровень инфляции. Что говорить, даже эти данные могут оказаться обманчивыми в долгосрочной перспективе, учитывая горячий рынок труда и потенциально опасную спираль роста заработной платы.

Помимо этого, совсем недавно выяснилось, что США, являясь главным производителем нефти, не может ей себя обеспечить (подробнее в нашей статье): это грозит высокими ценами на энергоносители, что "перетекут" на другие группы продуктов за счет увеличения себестоимости производства, и остановкой самих производств, грозящей снижением предложения и неизменному росту цен ввиду повышенного спроса.

Можно сказать, что все это складывается в сценарий глобального экономического армагеддона: глобальную стагфляцию, что покажется шуткой в сравнении с кризисом 1970, во многом схожим с нынешними реалиями. В состоянии ли Федеральная Резервная Система справиться с инфляцией, или ежемесячный цикл значительных (от 0,5 до 0,75%) повышений процентной ставки будет продолжаться, увеличивая покупательную способность доллара США по отношению к другим валютам, особенно по отношению к евро, иене и юаню, тем самым разгоняя мировую инфляцию? И можно ли сегодня вообще справиться с инфляцией? В этой статье мы рассмотрим то, как справляются с инфляцией крупнейшая экономика мира, и на примере нее разберем что делает инфляция даже в 6% с кошельками американцев.

Высокая мировая инфляция, что затронет каждого

1 миллиард долларов. Фото: Unsplash
1 миллиард долларов. Фото: Unsplash

Мировая экономика, как ясно показывают последние 12 месяцев, уже пережила период низкой инфляции, продолжавшийся более трех десятилетий: инфляция, вызванная ценами на продукты питания и энергоносители, становится все более заметной. Первыми надвигающуюся инфляцию почувствовали участники валютных рынков: почти все европейские валюты обесцениваются по отношению к доллару, и аномальным в валютных парах смотрится только рубль, впервые за всю историю укрепившийся более чем вполовину от своих пиков.

Первоначально некоторые считали, и, вероятно, до сих пор считают, что нынешняя инфляция носит временный характер и определяется в первую очередь гораздо более ястребиным поведением ФРС, нежели голубиным ЕЦБ. Конечно, нельзя полностью отрицать то, что они в чем-то правы, но эти аргументы мало утешают тех, кто уже борется с последствиями роста цен: последним, после прямой конфронтации с инфляцией, придется смириться с необратимым снижением текущего уровня жизни, а в крайнем случае — смириться со значительным обнищанием. И это не просто слова: по последним данным, даже в самой богатой стране мира, с самым (в среднем) финансово грамотным населением — более 30% населения уже напрямую почувствовали инфляцию.

Кризис в США: американцев заставляют расплачиваться за инфляцию кредитными картами

Кредитные карты в руке. Фото: Unsplash
Кредитные карты в руке. Фото: Unsplash

Популярность кредитных карт в США стремительно растет: неудивительно, ведь американские потребители борются с растущими ценами на энергию и ростом арендной платы, а 49% из них (по опросу Inside 1031) вынуждены расплачиваться за свои базовые потребности кредитками.

Общий потребительский долг, согласно данным Федеральной Резервной системы по потребительским кредитам, достиг рекордного уровня в 4,68 триллиона долларов к августу этого года, а в самом августе увеличился на астрономические 8,3% (в месячном исчислении рост составил 6,8%).

Данные, зарегистрированные ФРС, включают задолженность только по кредитным картам, студенческие кредиты и автокредиты. Однако они не учитывают ипотечную задолженность: если к этой сумме добавить ипотечный долг, то потребительский долг США составит более 16 триллионов долларов.

Конечно, многие экономисты США подчеркивают, что расходы по кредитным картам являются признаком здоровой экономики. Теоретически потребители склонны брать кредиты чаще, когда экономика относительно стабильна, и при ухудшении макроэкономических условий мы должны наблюдать обратную ситуацию: снижение потребительского энтузиазма, что проявляется в падении интереса к кредитам.

Тем не менее, текущий рост потребительских кредитов в США вряд ли является результатом стабильной ситуации. В условиях высокой инфляции проблемы американцев углубляются: текущая ситуация намного хуже, чем в пандемию 2020 года. Задолженность домохозяйств растет, и граждане США все чаще обращаются к кредитным картам для оплаты основных счетов. В большинстве случаев кредиты берутся для оплаты жилья, медицинских услуг или просто для оплаты основных счетов.

Только за первые восемь месяцев этого года долг граждан США рос более чем на 31 миллиард долларов в месяц. Это напрямую связывается с популярностью кредитных карт в американском обществе: отследить ее можно по стоимости возобновляемых кредитов. Общий долг сейчас составляет 1,2 триллиона долларов, что в разы превышает "рекорд" в пандемию. И это при условии, что средняя процентная ставка по кредитным картам превысила рекордный уровень 17,87%, установленный в апреле 2019 года. Сейчас среднегодовые процентные ставки составляют 18,45%.

А согласно отчету Credit Cards 60% американских потребителей признают, что пользуются кредитными картами не менее года — это увеличение на 50% в год. За последние двенадцать месяцев также увеличился процент людей, не выходящих из долговой спирали более двух лет: в 2021 году он составил 32% по сравнению с 40%, зафиксированными в октябре 2022 года.

К вышеописанному отчету добавляется исследование LendingTree, согласно которому 32% американцев оплатили свои счета с опозданием за последние шесть месяцев. 61% из них сказали, что причиной стало отсутствие денег на расчетном счете. И вопрос, вернется ли экономика США к относительной стабильности до момента, когда миллионы американцев попадут в долговую спираль — также не стоит.

Вишенкой на торте инфляции в США становится отчет GOBankingRates, говорящий о том, что более 30% американцев уже имеют непогашенный долг по кредитным картам от 1 до 5 тысячи долларов, еще 15% пользователей 5-10 тысяч долларов, а оставшиеся 6% американцев — долг более чем в 10 тысяч долларов США. Самое страшное в этом факте то, что трети из них потребуется больше двух лет для погашения задолженности.

Но даже те семьи, что все еще справляются с высокой инфляцией, теряют в борьбе с ней значительную часть дохода: отчет CFPB показывает, что в среднем выплаты процентов по кредитным картам оценивается в 120 миллиардов долларов, что предполагает сокращение дохода до 1000 долларов в год на каждую американскую семью.

Говорят, что кредитные карты — бич многих американцев. Во многих случаях они могут быть полезны и даже необходимы для оплаты счетов или выполнения срочных обязательств, и в этом нет ничего плохого, так как сами кредитные карты — отличный финансовый инструмент, особенно в правильных руках. Но то, что даже американцы не имеют "правильных рук", или не имеют возможности решить свои проблемы с этим финансовым инструментом, выбирая между большим и малым злом — уже говорит о многом.

Если ФРС до сих пор не завершила свой цикл процентных ставок, долги американцев, становящиеся следствием инфляции и использования кредитных карт для оплаты своих счетов, будут только увеличиваться. По мере роста процентных ставок будут расти проценты и минимальные платежи, и в результате все больше и больше людей станут жертвами долговой спирали, увеличивая свой кредитный баланс.

Конечно, долговая нагрузка на банки Соединенных Штатов не будет настолько существенной, чтобы вызвать какой-то катаклизм: она лишь добавит каплю проблем в море экономической стагнации. Но снижение спроса, вызванное общей макроэкономической ситуацией и желанием американцев поскорее расстаться с кредитной ношей, приведут к экономии последних, с последующей планомерной гибели малого бизнеса и обнищанием среднего.

Многие эксперты подчеркивают, что это слишком фантастический сценарий, проводя параллели с очень схожим экономическим кризисом 1970 годов. Действительно, ситуации во многом схожи: в 1973 году арабские страны, входящие в картель ОПЕК, ввели эмбарго на экспорт нефти в США и страны Западной Европы в ответ на их поддержку, оказанную Израилю в войне против Египта. Цена подскочила с $2 до $35 за баррель нефти.

Инфляция в 2022 году, несомненно, стала главной темой финансовых обсуждений планеты: она затронула крупнейшие экономики мира, и особенно больно поразила страны ЕС: последние еще не успели пережить энергетический кризис в Европе, как его последствия продолжили вставлять палки в колеса экономического благополучия.

Дефицит нефти и ценовой шок привели к рецессии, сопровождающейся устойчиво высокой инфляцией. С тех пор это стечение обстоятельств получило название стагфляция. А поскольку рецессия обычно сопровождается дефляцией — с сокращением спроса, то стагфляция — это когда экономические механизмы нарушаются из-за чрезвычайных событий, таких как война или пандемия.

2022 год вобрал в себя и одно, и другое, и помимо этого — мир стоит на пороге масштабного мирового экономического кризиса, омрачаемого инфляцией. Выходит, у нас самая настоящая стагфляция, и выводы из кризиса 1970 полностью применимы? Да, но как часто можно увидеть в экономике — необходимо сделать ряд оговорок и различий.

Почему кризис в Америке пока не набирает обороты, а ФРС не решает проблему инфляции?

Здание ФРС США. Фото: AgnosticPreachersKid, Wikimedia Commons
Здание ФРС США. Фото: AgnosticPreachersKid, Wikimedia Commons

Сперва может показаться, что действия ФРС, при всей своей жесткости и принципиальности, совершенно не решают проблему инфляции 2022 года, и в будущем предполагают дополнительные экономические проблемы не только для граждан америки, но и для всего финансового мира, ориентированного на США. Это подмечает и The Economist в своих анализах: они отмечают, что уровень безработицы в США все еще предельно низок — 3,7%, и даже более того, на рынке труда сохраняется дефицит кадров, провоцирующий рост заработных плат в 7% (в годовом исчислении). К этому добавляется пандемийный период, прививший людей к отказу от привычных услуг, понижению привычного уровня потребления (например, вместо похода в ресторан люди предпочитают посещать менее затратные кафе и фаст-фуд, заказывать доставку). К этому добавляются дешевые кредиты, обусловленные низкими процентными ставками, вертолетные деньги и сверхдоходы от фондового рынка. Итог — на руках у американцев аккумулировалось 10% годового ВВП, или 2 триллиона долларов избыточных сбережений.

Все это говорит о том, что экономика США все еще перегрета, а потребители продолжают поддерживать высокий уровень инфляции, так как имеют возможность сохранять свои поведенческие особенности.

Как бы парадоксально не звучало, The Economist правы в своей оценке: пока в америке нет повальной безработицы, а у людей имеются "толстые" подушки безопасности — у ФРС не получится остановить рост глобальной инфляции. Но с другой стороны, мы можем наблюдать настоящее экономическое чудо, которое в будущем определенно войдет во все учебники по экономике: огромные задолженности американцев по кредитным картам, невозможность их погашения и огромные проценты являются не катастрофическим минусом, а большим плюсом Соединенных Штатов! Просто удивительно! Но какие еще, помимо пустых кошельков американцев, рычаги давления имеются у США в борьбе с глобальной инфляцией?

Какие пути решения инфляции есть у Америки?

Флаг США. Фото: Unsplash
Флаг США. Фото: Unsplash

The Economist видит два решения по данному вопросу:

  • зафиксировать процентную ставку на достаточно высоком уровне, медленно "удушивая" экономику отсутствием дешевых кредитов;
  • повышать ставки еще более агрессивно, пока это не приведет к мировому экономическому кризису, что не оставит места инфляции.

Первый план подразумевает, что постепенный отток денежных средств у потребителей позволит не только сократить инфляцию, но и даст ФРС некоторое пространство для маневра на случай непредвиденных эксцессов. Проблема же заключается в том, что 10% ВВП на руках населения предполагают слишком большое "пространство" — по разным оценкам, до двух лет.

Второй план спокойно реализуем в рамках года, но предполагает все проблемы мирового экономического кризиса, к которому как минимум нужно успеть "подложить соломку" и заранее проработать неминуемые проблемы и методы их решения. Фондовый рынок, разумеется, падет, большинство компаний разорятся и обанкротятся, если не в сам кризис, то на рубеже 2-4 года от него: но если этого сделано не будет — инфляция покажется цветочками.

Но, есть еще и третий путь, что не находит The Economist: для его нахождения мы должны обратиться в сердце мировой инфляции — Европейский Союз.

Инфляция в Европе

Купюры евро. Фото: Pixabay
Купюры евро. Фото: Pixabay

ЕС по-прежнему угрожают как перспективы экономического спада, так и высокая инфляция из-за плохой ситуации на энергетическом рынке (рост цен на газ и электроэнергию), не говоря уже о существенном риске нехватки энергоносителей, в виду ограничения поставок газа из России в осенне-зимний период. Помимо этого проблемы вызваны слабостью единой валюты и связанными руками ЕЦБ, оказавшейся в ловушке собственного бессилия и отсутствия движущей силы.

ЕЦБ делает все, чтобы предотвратить крах Евросоюза и сохранить текущий статус-кво со средней инфляцией в 10%, но большинство решений ограничивают возможности борьбы с ней за счет значительного повышения процентных ставок. Это может привести к дальнейшему безудержному росту цен (как в Турции, инфляция в которой достигла 60%), финансовым репрессиям, и только увеличить диспропорцию инфляции между странами ЕС, приведя к резкому снижению уровня жизни граждан в странах Южной и Центральной Европы.

Все дело в том, что "богатый" Север (в основном Германия) опустошает карманы погрязшего в долгах Юга (Италия, Греция, Испания). Дебиторская задолженность ЦБ Германии уже достигает астрономической суммы в 1,2 триллиона евро: основными должниками выступают Италия, Испания, Греция и Португалия. Именно этим вызван такой разброс инфляции по странам Ес: от 4% в Швейцарии до практически 25% в Эстонии. Но как у Швейцарии получилось добиться таких феноменальных показателей, "обгоняющих" первую экономику мира?

Ключ к победе над инфляцией в США на примере Швейцарии

Флаг Швейцарии. Фото: Unsplash
Флаг Швейцарии. Фото: Unsplash

Рассматривая потрясающие экономические успехи Швейцарии хочется обратиться к цитате двукратного чемпиона СССР по боксу, Сергея Рааба: "Это сложно, но это просто".

Действительно, у Швейцарии нет каких-то хитро выверенных и особых стратегий, напротив, причины низкой инфляции в стране можно пересчитать буквально по пальцам:

  • полная энергетическая независимость, обусловленная гидроэлектростанциями;
  • золотовалютные резервы Швейцарии, сравнимые с годовым ВВП (810 миллиардов против 813 миллиардов долларов);
  • собственная и сильная валюта;
  • 60% потребления обеспечивается производствами внутри страны.

Исходя из этих 4 факторов уже понятно, почему это "сложно", и почему инфляция в Швейцарии меньше, чем инфляция в США: последняя, хоть и является крупнейшим производителем энергоресурсов — не может ими себя обеспечить (подробнее в этой статье), золотовалютных резервов всего 34 миллиарда долларов, все массовые производства — вынесены за пределы страны. Получается, из 4 пунктов имеется только один — сильная национальная валюта.

Но как тогда опыт Швейцарии может помочь США победить высокую инфляцию, или, по крайней мере, предотвратить ее высокие значения в будущем? Цитируя еще одного известного персонажа: "Все переплетено", в том числе и в экономике.

Мы уже затрагивали эту тему в предыдущей статье и не устанем повторять, что разворот США на зеленую энергетику является чудовищной ошибкой Джозефа Байдена и ряда предшествующих президентов.

Если прямо сейчас переориентировать отрасль на простую разработку месторождений и добычу энергоресурсов из земли, совместив это с достаточно высокими процентными ставками, на уровне 5% — победы над инфляцией можно было бы добиться уже в 2023 году, при этом сохранив экономику достаточно сильной, чтобы пережить мировой экономический кризис без серьезных потерь как для инфраструктуры, так и для простых граждан.

К сожалению, на данный момент ФРС избрало путь "медленного удушения", а разговоров про отказ от бесперспективной зеленой энергетики — вообще не ведется. Остается только надеяться, что наш анализ не учитывает какие-то факторы, и ФРС действительно знает, что делает, а не слепо следует 50 летним методам Пола Уолкера, надеясь на то, что экономическая система США была незыблема, и останется незыблема.

А пока что, для нас, граждан других стран, вывод можно сделать только один: если инфляция в 6% заставила 30% американцев не выплатить по своим кредитным обязательствам — к ней стоит относиться максимально серьезно: как минимум, экономия, рациональное расходование средств и добрая подушка безопасности — еще не сделали хуже ни одному человеку на этой планете.

Автор: Кир Пахомов, ProFunds.ru