В воскресенье, 13 ноября, – день рождения у знаменитой актрисы и режиссера Елены Цыплаковой. Поздравляем великолепную Елену Октябревну и вспоминаем знаковые моменты ее творческой карьеры.
"Не болит голова у дятла" (1975)
"В 14 лет в моей жизни началось кино", – говорит актриса. С Динарой Асановой она познакомилась благодаря родителям, которые были промышленными графиками, как и супруг режиссера, Николай Юдин. Однажды пара приехала в гости к Цыплаковым. Динара и Елена разговорились по поводу вязания – обе обожали это занятие и носили кофточки ручной работы. Позже Асанова пригласила девочку в картину "Не болит голова у дятла", которая вышла в 1975 году и стала дебютом Цыплаковой в кино. К выходу фильма в прокат юная актриса уже не сомневалась в выборе профессии, хотя Динара Кулдашевна и отговаривала своих подопечных от этой стези. После школы Елена сразу поступила в ГИТИС. У Асановой она снялась еще в двух фильмах – "Ключ без права передачи (1976) и "Никудышная" (1980).
ГИТИС и ВГИК
Во время учебы в ГИТИСе Цыплакова ухитрялась сниматься в кино, хотя преподаватели это строго запрещали. Но как-то везло. Однако после роли в мелодраме "Школьный вальс" нарушительницу все-таки отчислили. Тогда Елена вспомнила про обещание режиссера Кулиджанова взять студентку к себе, если ее выгонят из-за работы в кино. Так и получилось. Второкурсницу ГИТИСа приняли сразу на третий курс ВГИКа в мастерскую Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой. Правда, для этого ей пришлось сдать 14 экзаменов и зачетов. Актерский факультет ВГИКа Цыплакова закончила в 1979 году.
"Школьный вальс" (1978)
"Школьный вальс" исполнительница называет любимой картиной. Сыграть Зосю Кнушевицкую она захотела сразу, как только сценарий попал в руки. У режиссера Павла Любимова тоже не было сомнений по поводу выбора актрисы. Однако во время съемок возникли разногласия. "...Были сложные отношения с режиссером. У меня было свое представление о роли, и оно не всегда сходилось с его мнением", – вспоминает Елена Октябревна. Тем не менее Любимов принял финал, который предложила Цыплакова. Сам он хотел закончить более позитивно. Актриса считает этот фильм очень важным в нравственном плане, поскольку не раз получала благодарные отзывы женщин, сохранивших беременность по примеру ее Зоси.
"Д'Артаньян и три мушкетера" (1979)
Елена Октябревна признается, что на пике популярности частенько отказывалась от больших ролей в пользу эпизодов, если они давали возможность раскрыться по-новому. Такой маленькой, но интересной ролью стала Кэтти, служанка Миледи, в мюзикле "Д'Артаньян и три мушкетера". "...Мне нравится эта работа: она забавная, трогательная. Это был мой первый опыт в комедии", – говорит исполнительница. Правда признается, что немного обиделась тогда на режиссера. Георгий Юнгвальд-Хилькевич велел актрисе разучить сложный танец и запретил бывать на солнце, чтобы сохранить белую кожу. Цыплакова часами репетировала в зале, за все дни ни разу не попала на море, а танец в итоге не понадобился. Режиссер перестроил сцену и велел актрисе просто попрыгать и покружиться в кадре под песенку героини.
"Камышовый рай" (1989)
Цыплакова говорит, что с самого начала ее привлекали все этапы кинопроизводства. В 1985 году она закончила режиссерский факультет ВГИКа и очень скоро заявила о себе, как о кинематографисте, жестко ставящем социальные и нравственные вопросы. Одной из ее самых известных работ стала драма "Камышовый рай". В основе сюжета –реальная история о подпольном лагере, где людей, оказавшихся "на дне" общественной жизни, превратили в рабов. В 1990 году фильм получил приз за режиссуру на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Во время напряженных и физически трудных съемок Цыплакова тяжело заболела – сказались последствия малярии, которую она подхватила еще в 1985 году во время гастрольного тура по Африке. Тогда точный диагноз не поставили, и актриса еле выжила. На этот раз ей снова пришлось долго лечиться и восстанавливаться: "Я начала резко прибавлять в весе. И в 36 лет я приняла решение: постараюсь сама привести свой организм в норму. Целенаправленно стала менять свой образ жизни, поведение, мышление. ...Серьезно пришла к вере".
Телесериалы
Большинству сегодняшних зрителей Елена Цыплакова известна как режиссер телевизионного кино. "Я уверена, что кино воздействует на зрителя. Особенно многосерийное, когда человек погружается в сюжет, и принимает это как личный опыт уже на уровне подсознания", – говорит она. К примеру, после выхода сериала "Семейные тайны" (2001) известный столичный адвокат рассказала режиссеру, что несколько ее клиентов отказались от исков о разделе имущества. Настолько их впечатлила семейная трагедия героев телепроекта.
Сейчас в фильмографии Елены Октябревны 16 режиссерских проектов и почти 70 ролей. Она продолжает активно работать в этих двух направлениях. Друзья, а какие картины Елены Цыплаковой нравятся вам? Пишите в комментариях и не пропустите фильмы с участием именинницы: "Мы из джаза", "Гардемарины, вперед!", "Д'Артаньян и три мушкетера". Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого!