"Настоящий шурави", - называют в Афганистане стойкого, неприхотливого и отважного воина. "Шурави" в переводе с персидского языка, который в ходу в Афгане, значит "русский", "советский".
"Ваши солдаты - не то что натовцы", - говорят по сей день пожилые люди, вспоминая, как вели себя советские воины.
За что же уважали советских солдат не только афганские крестьяне, но и безжалостные к врагу душманы? И как слово, означающее "неверный", превратилось в "достойного противника"?
Когда советское правительство приняло решение о вводе войск в Афганистан, американцы, "накачивавшие" моджахедов деньгами и оружием, не скупились на враждебную пропаганду, стараясь представить советских воинов и прибывавших вместе с ними гражданских специалистов исчадиями ада. В ход шли самые грязные приемы "холодной войны", уже опробованные на населении западных стран".
"Русские изнасилуют ваших жен и дочерей, взорвут ваши мечети, для них нет ничего святого", - твердили американские борзописцы, стараясь, чтобы их россказни дошли не только до жителей Кабула, но и до неграмотных крестьян из самых глухих деревень.
Именно тогда нейтральное по смыслу слово "шурави" стало значить что-то вроде турецкого "гяур", то есть враг мусульманской веры, а темный сельский люд приготовился видеть в "советских" настоящих дьяволов с хвостом и рогами.
И как же были удивлены афганцы, когда увидели, что советские люди не только учат и лечат их соотечественников, строя на афганской земле электростанции, больницы и школы, но и с уважением относятся к местным обычаям, исходящим из самого глубокого средневековья.
К примеру, советские люди блюли все обычаи и запреты, касающиеся отношений полов и семейной жизни, не заходя на запретную для чужаков женскую половину, не заставляя афганок немедленно сбросить паранджу и не обучая в открытых "Советами" школах немыслимым для мусульманина ценностям.
Даже в больницах, построенных с помощью Советского Союза, женщин-афганок лечили приехавшие вместе с советскими военными женщины-врачи.
Советские солдаты получали даже специальные методички, в которых говорилось, как вести себя с местным населением, чтобы заслужить его доверие и уважительное отношение, а не стрельбу из-за угла.
При этом городские девушки получили возможность работать, учиться, одеваться и отдыхать, как их европейские сестры, и даже в кишлаки понемногу проникали новые нравы, заставляющие афганок вспоминать время "Советов" как золотой век женских свобод.
Отчасти это подчеркнуто уважительное население к местным традициям было связано с наличием в Советском Союзе сильнейшей востоковедческой школы, сложившейся еще в царские времена.
Отчасти - с собственным опытом многолетнего сосуществования с мусульманскими народами, многие из которых получили собственную письменность, образование и даже прессу на национальном языке лишь при Советской власти.
А еще в советских людях не было спеси "белого человека", несущего "дикарям" свет цивилизации и не замечающего собственных ошибок и грехов.
Кстати, в 1920-е годы именно Афганистан стал одним из первых государств, заключивших договор о сотрудничестве с молодой Советской страной, находившейся в жесточайшей экономической блокаде со стороны "цивилизованного Запада".
"Русский солдат неустрашим, в него стреляешь, а он идет вперед", - рассказывали о советских воинах афганцы, воскрешая известные всему миру старинные легенды, созданные еще во времена турецких султанов и Фридриха Великого.
Советские люди поразили воображение афганцев не только отвагой и смекалкой, но и кодексом чести, не позволявшим им захватывать в заложники мирное население, разбрасывать замаскированную под детские игрушки взрывчатку или бомбить больницы и школы, чем "прославились" натовские вояки.
Более того, "Советы" старались воевать так, чтобы уменьшить потери среди мирного населения, даже если это было смертельно опасно для советских солдат. Именно поэтому в афганском конфликте использовались не столько бомбардировщики и крылатые ракеты, ограждавшие безопасность Советской страны, сколько пехота и спецназовцы.
И это тоже повышало уважение к "шурави", которые не боялись встречаться с противником лицо к лицу.
Сегодня, через тридцать с лишним лет после вывода советских войск из Афганистана, большинство "простых" афганцев "под шестьдесят" и даже часть местной интеллигенции вспоминает "шурави" практически с ностальгией, особенно после всевластия моджахедов и хаоса, который принесли с собой западные войска.
Все как в известном ироническом анекдоте: "Русские колонизаторы врывались в чужие селения и оставляли после себя больницы, школы, дороги и электричество".
Единственное, что не могут простить России даже самые дружественные афганцы - вывода советских войск в 1989-м году, а также последовавшего вслед за ним отказа в экономической и военной помощи правительству президента Наджибуллы.
Это решение, принятое в разгар взбаламутившей умы советской "перестройки", воспринималось как самое настоящее предательство, отбросившее злополучный Афганистан на сотни, а где-то и на пару тысяч лет назад, во времена, когда человеческая жизнь не стоила ни гроша.
Друзья, что вы думаете о той ситуации с Афганистаном? Надо было нам туда входить или нет? Надо было нам от туда выходить или нет?