Найти тему
Жорик – историк

Как умирали диктаторы. Аугусто Пиночет

Оглавление

Даже сейчас, по прошествию 16 лет со дня своей кончины, Пиночет не оставляет чилийцев в покое, вызывая у одних лютую ненависть, а у других искренний восторг. Интерес к этому человеку до сих пор не ослабевает, вызывая бурные споры в обществе. Так кто же он, Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте — жестокий тиран или спаситель нации?

Это седьмая статья из цикла "Как умирали диктаторы". Предыдущую можно прочитать по ссылке в конце этого материала.

Аугусто Пиночет/ © cdn.radionetherlands.nl
Аугусто Пиночет/ © cdn.radionetherlands.nl

Это страшное слово "хунта"

Он пришел к власти в Чили в 1973 году в результате военного переворота. Будучи главнокомандующим чилийской армией, Пиночет воспользовался доверием президента Сальвадора Альенде и организовал самый кровавый по своим последствиям военный путч. Президентский дворец был взят штурмом, Альенде (кстати, большой друг Советского Союза) покончил с собой, а на улицах чилийской столицы Сантьяго в тот день было убито свыше 2 тысяч человек, причем многие — с особой жестокостью.

Власть перешла к военной хунте во главе с Пиночетом. На долгое время слово "хунта" стало в СССР олицетворением чего-то грязного, жестокого и бесчеловечного. Газеты писали, что хунта Пиночета — кучка мерзавцев, продолжавших убивать собственный народ ради власти и личного обогащения.

Собственно, про убийства советская пропаганда не врала. После переворота в Чили было объявлено военное положение, а Пиночет лично провозгласил политику крайнего антикоммунизма со всеми вытекающими. Начались массовые репрессии против представителей павшего режима. Печально знаменитый центральный стадион Сантьяго использовался для содержания там тысяч задержанных. На нём многих из них пытали и убивали.

Концлагерь на стадионе "Насиональ де Чили" в первые дни, Сантьяго, 1973 год/ © regnum.ru
Концлагерь на стадионе "Насиональ де Чили" в первые дни, Сантьяго, 1973 год/ © regnum.ru

Казалось бы, при таких явных карательных мерах, диктатор до конца дней вынужден все больше и больше закручивать гайки, не надеясь на любовь народа, а наоборот, держа его в вечном страхе. Однако уже в 1979 году в стране был принят закон о политической амнистии, который фактически остановил репрессии. Кроме этого в Чили начались экономические реформы. Была проведена либерализация цен, сняты ограничения на ведение бизнеса, состоялась пенсионная реформа. В страну постепенно пошли инвестиции и возобновилось сотрудничество с международными финансовыми институтами. В мире даже заговорили о чилийском экономическом чуде.

В рамках остановки преследования за инакомыслие Пиночет организовал диалог с оппозицией и не свернул его несмотря на покушение. Его совершили боевики Чилийской компартии, прошедшие подготовку в Москве. В 1986 году они организовали засаду на пути движения кортежа Пиночета. Пропустив эскорт мотоциклистов, террористы перегородили дорогу грузовиком и открыли огонь из гранатомета по машине диктатора. Но оружие дало осечку, а выпущенная вторым выстрелом граната почему-то не взорвалась. "Бог спас меня, чтобы я и дальше мог бороться во имя отечества", — сказал Пиночет после этого покушения.

Старость не в радость

Но борьбы у него получилось. Видимо, будучи уверенным, что все население страны его безоговорочно поддерживает, а мрачные воспоминания о годах репрессий ушли в прошлое, Пиночет решил провести в 1988 году референдум по поводу продления своего правления еще на 8 лет. Однако жители страны не захотели видеть диктатора на посту президента. Надо отдать должное — Пиночет не стал цепляться за власть, а ушел в отставку. Еще почти 8 лет он оставался в обойме, командуя армией, а потом полностью отошел на покой.

Пиночет после отставки/ © globallookpress.com
Пиночет после отставки/ © globallookpress.com

Впрочем, до покоя Пиночету было как до Луны. Вот уж для кого поговорка "Старость не в радость" обрела истинный смысл. Как только диктатор полностью отошел от политики и решил заняться собственным здоровьем, на него со всех сторон посыпались судебные иски, преследования и обвинения.

Его выдачи требовала Испания за убийство сотен испанцев в дни путча. А чилийское правосудие обвиняло экс-президента в неуплате налогов и финансовых махинациях. Фемида то открывала дела против Пиночета, то закрывала их из-за слабого здоровья бывшего диктатора.

А оно и впрямь у Пиночета было неважным. В 1998 году, когда началась череда судебных исков и преследований, 83-летний экс-правитель еще выглядел бодрячком. В застегнутом на все пуговицы мундире, держа осанку, он скупо отвечал на вопросы журналистов, сверля их холодным пытливым взглядом. Но уже тогда в его организме начались необратимые изменения. Диабет, ожирение, артрит, гипертония — все это были что называется "цветочки". Самый главный недуг, сразивший некогда всесильного диктатора назывался сенильной деменцией, а говоря по-простому, старческим слабоумием.

Собственно, по этой причине ему все это время удавалось отбиваться от судебных исков. Адвокаты Пиночета оперировали медицинскими документами по которым выходило, что Аугусто Пиночет в данный момент не может отвечать за совершенные в прошлом поступки, а следовательно, он неподсуден.

Пиночет в 2005 году/ © globallookpress.com
Пиночет в 2005 году/ © globallookpress.com

Расколотое общество

С каждым годом его состояние становилось все хуже и хуже. Диктатор пересел в инвалидную коляску. Впрочем, даже в ней он показывался на публике все реже, проводя время в военном госпитале чилийской столицы. Последнее появление в свете произошло 25 ноября 2006 года в день его рождения. Он предстал перед публикой в коляске, загадочно и отрешенно улыбаясь всем сразу, и никому в отдельности. Единственным близким человеком подле него была жена Лусия Ириар, чью ладонь он не выпускал из собственной руки.

Что странно, на дне рождения было зачитано послание, которое было адресовано не только собравшимся, но и всем чилийцам. Это было своеобразное политическое завещание, которое так и не стало покаянием. В нем Пиночет заявил, что берет на себя ответственность за все произошедшее в стране за годы его правления. Но интересно тут другое — письмо зачитала жена, Пиночет же все это время сидел с отсутствующим взглядом, продолжая улыбаться. Ни у кого не возникало сомнений, что послание написано не им – глядя на совершенно недееспособного старика, в это верилось с трудом.

Когда торжества закончились, коляску с диктатором под звуки аплодисментов увезли из помещения. И это было последнее появление Пиночета. Уже через неделю после своего 91-летия он перенес тяжелый инфаркт, я спустя 7 дней сердце Пиночета остановилось.

Смерть бывшего президента расколола страну надвое. В одном месте столицы сотни молодых людей с красными флагами веселились, ликовали и устраивали массовые манифестации на площади, где всю ночь жгли костры, танцевали и пели песни. В это же самое время около военного госпиталя стояли сотни скорбящих сторонников Пиночета. В руках у них были фотографии и плакаты "Мы тебя никогда не забудем!" и "Пиночет — спаситель нации".

Тело экс-президента кремировали, а прощальную церемонию власти провели очень осторожно, чтобы не вызвать в стране массовых беспорядков. С одной стороны никаких траурных мероприятий общегосударственного масштаба, а с другой — проводы в последний путь с воинскими почестями. Примечательно, что еще при жизни Пиночет распорядился чтобы его тело кремировали, а место захоронения праха осталось тайной. Как сказал его сын, "отец не хотел, чтобы его могила подвергалась осквернению".

Церемония прощания с Пиночетом/ © AP
Церемония прощания с Пиночетом/ © AP

Вот так упокоился чилийский диктатор Аугусто Пиночет, до сих пор остающийся самым противоречивым диктатором современности. Да, при нем Чили совершила мощный экономический рывок. Но для этого вовсе не обязательно было отправлять на тот свет более 40 тысяч своих соотечественников. Сам же диктатор избежал наказания, не проведя в тюрьме ни единого дня. Если бы 40 лет назад он обращался со своими противниками также, как обращались с ним в старости, может быть слова "диктатор" и "Пиночет" ставить рядом не пришло бы никому в голову.

А вот про другого антигероя такого не скажешь. Никаких двояких оценок. Зверь, он в любом обличье зверь. Смерть самого лютого диктатора XX столетия — Пол Пота, тема следующей статьи.

Предыдущая статья цикла: