Написание текстов никогда не было простым. Возможно, кому-то все дается намного легче, но за этим, казалось бы, легким процессом скрывается тяжелый труд.
Посмотрите сами. Попробуйте сесть за компьютер, открыть ноутбук. И написать хотя бы 200 знаков с пробелами на какую-то определенную тему. Если вы писатель, начните с плана произведения (повести, романа и так далее). Если блогер, напишите пост на актуальную в ноябре тему.
Сколько по времени займет написание 200 знаков? Действительно, можно уложиться в пару минут, и наборот. Это же творческий процесс, где все очень индивидуально, зависит от многих факторов и нюансов. К счастью, есть одно решение, которое поможет вам.
Попробуйте персональный канбан, или наглядный планировщик задач.
Что же это такое?
Как можно догадаться (все фото в этой небольшой статье — и есть доски/стены в духе канбан), это метод планирования, где главный вы, а доска/стена и стикеры с маркером — ваши помощники.
Канбан пришел к нам из японской системы управления, которую еще называют японское бережливое производство (Japanese lean manufacturing), метод помогает
- избавиться от ненужных действий (помните мартышкин труд?),
- совершенствоваться на каждом этапе (в случае с писателями персональный наглядный планировщик задач совершенствует вашу рукопись),
- поддерживать порядок на рабочем столе (нет места захламлённости),
- понять ошибки и научиться их исправлять (собственно, на это и нацелена ваша деятельность).
Да, у этого метода есть и противники, но всегда можно попробовать, тем более использовать канбан вы будете не в компании, а для себя, то есть персонально (в чем есть множество выгодных сторон).
Никаких книг по менеджменту и управлением компанией читать не нужно. В моем и вашем случае канбан просто призван упростить жизнь. Если вы еще здесь, тогда начинаем.
Коротко: с помощью доски мы наглядно видим, над чем нужно работать в первую очередь, что нужно отложить на время в сторону, какие задачи сделаны на 100%.
Традиционная версия доски канбан имеет три столбца или списка: to do - doing (in Progress) - done (к выполнению - в процессе - выполнено).
В вашей личной будут три столбца, назовем их так:
- Невыполненные задачи (завал), то есть Backlog
- В процессе, делаю, или Doing
- Ура, сделано! Done!
Расписываем на карточках-стикерах каждую из своих задач и помещаем в невыполненное (заваливаем карточками первый столбец). Затем вы должны расставить приоритеты. Самое важное сверху, задачи помельче внизу. Не более 3-5 задач (так советуют авторы различных пособий и книг) перемещаете в столбец "В процессе". После выполнения стикеры-карточки плавно переносите в раздел "Сделано".
Чем такое наглядное планирование поможет писателю? Во-первых, идет визуализация вашей работы. Вы легко и быстро находите, что вам нужно (к примеру, какие главы книги требуют доработки, а главное: что именно требует доработки). Причем ваша нагрузка управляема.
Что понадобится
Стикеры, магнитики, доска, ручки, маркеры. Мы, редакторы и писатели, люди творческие, поэтому сами можем решать, что же нам понадобится и как будет выглядеть наша персональная наглядная доска.
Да даже холодильник и магнитики с маленькими заметками могут быть полезны.
А вдруг вы любите работать с автоматической системой управления? Тогда вам могут пригодиться следующие онлайн-программы: Trello, KanbanFlow, найти можно и другие.
Правило: ищите такое приложение, которое не будет слишком сложным, ведь иногда, настраивая процессы, можно потратить целый день, а зачем это нужно?
Персональный канбан для писателей
Вы пишете художественное произведения в жанре фантастика/фэнтези? (Я как раз недавно была приглашена на конференцию "Пишу для детей и подростков", но рассказать про канбан не успела, не хватило времени, поэтому эти заметки появились благодаря такой недосказанности.) Тогда этот раздел точно для вас.
Что должно быть главным в трех столбцах?
- Невыполненные задачи (завал). Backlog
В этот столбец (или список) включаются все ваши идеи, связанные с именами героев, их характерами; вопросы и соображения по сюжетному плану (не сформированный сюжет, а план, что нужно дополнить в какой-то определенной главе, какую сюжетную линию лучше прописать и так далее); факт-чекинг или критическая оценка, то есть все вопросы, на которые еще нет ответа (например, вы спрашивали совета у специалиста, который точно знает ответ на вопрос, но ответа пока еще не получили).
Чуть-чуть сверну с темы: по поводу вопросов, критики, факт-чекинга. Иностранные авторы всегда спрашивают совета, подсказки у специалистов, дают несколько глав из будущей книги почитать знакомым, чтобы они вынесли вердикт, дали оценку, а потом упоминают в благодарностях (обычно в самом начале книги), кто и как помог. Так тоже можно и нужно делать. Так вот эти моменты вопросов, оценивания, когда они не выполнены, относим в первый столбец.
Коротко: делаем сюжетный план, вносим идеи, продумываем, нужна ли помощь специалистов, если нужна, делаем запрос/запросы
- В процессе, делаю. Doing
Сюда вносим все те заметки, которые вы делаете/сделаете в процессе написания глав. Обычно какие-то находки мы забываем или же не сразу замечаем, вот почему этот столбец очень важно скрупулезно заполнять.
Также сюда вписываем все, что связано с черновыми главами (ваши черновики) и теми главами, фрагменты которых переписываются. Оценку критиков и ваших рецензентов, ответы специалистов тоже вносим сюда.
Коротко: здесь все черновики, пожелания рецензентов, если нужно переписать/изменить главу/фрагмент, ответы специалистов
- Сделано! Done!
Ура, рукопись завершена. Но не думайте, что это все. Теперь настало время редактирования!
Вам понравилось работать с доской канбан, ваш рабочий процесс упрощен? Я очень рада. Значит, этот материал был полезен. Если вы хотите узнать больше о редактировании, ставьте лайк и пишите в комментариях, продолжение будет в виде заметок в телеграм-канале.
Что еще прочесть про персональный канбан: