Нередко у моих учеников есть затруднения в том, чтобы найти у себя правую и левую руки. В таком случае они пытаются ориентироваться на ответы и реакцию взрослого. А иногда взрослый говорит о том, что ребёнок просто ленится и если бы хотел, уже давно выучил стороны. На самом деле это не так уж просто для некоторых людей и причин не то множество. Знаю некоторых взрослых, которые путают стороны, и при этом вполне себе умные и интеллектуальные люди.
Тут дело, конечно, не в лени. Безусловно можно попробовать и усилиями воли запомнить, но, во-первых, она не то чтобы у многих детей хорошо развита (да и взрослые такие опять же есть), а во-вторых, шанс, что таким образом получится добиться своего не особо высок.
Приведу несколько способов, которые мне видятся разумными и действенными.
1. Ввести "метку", на которую ребёнок в любое время сможет быстро посмотреть или потрогать и определить какая где сторона. Это может быть браслет или часы на руке, серьги в ушах или родинки и шрамы, которые есть только на одной половине тела. Если это искусственная метка (часы, браслет и тд), то важно, чтобы ребёнок всегда носил эту метку на одной и той же стороне тела. Это необходимо с ним обговорить заранее и совместно решить какая это будет сторона и выбрать метку. Важно действительно принять к сведению мнение ребёнка иначе имеется риск, что он будет протестовать или быстро потеряет интерес. Насколько раз в день можно просить что-то подать или показать определённой рукой. Последнее особенно важно для прочного запоминания.
Иногда детям не нравится носить метки и тут можно порекомендовать либо использовать переводилки-татуировки (в моём детстве очень распространённая вещь), либо обратиться к следующему методу.
2. Детям с неплохой зрительной памятью подойдёт метод визуализации. В хорошо знакомом помещении нужно запомнить с какой стороны находится какая-то вещь или предмет мебели. Лучше чтобы это был лично ценный для ребёнка предмет. Например, в комнате ребёнка уголок с его игрушками находится справа от двери в комнату. В таком случае встаём с ребёнком у входа в комнату, ребёнок зрительно запоминает расположение выбранного предмета или места и потом при необходимости вспоминает, как выглядит комната и с какой стороны от него нужный предмет. И тем самым может сориентироваться и в сторонах тела. Важно запоминать только один предмет или место, чтобы в голове они не путались.
Статья будет дополняться, если увижу или придумаю ещё хорошие способы. Также буду рад увидеть те способы, которыми вы помогали детям в изучении сторон.