Споры с феминистками, отсутствие презумпции невиновности у мужчин и двойные стандарты в воспитании девочек и мальчиков
Маскулизм — это движение, нацеленное на борьбу с дискриминацией мужчин и уравнение их в правах с женщинами. В России о нем известно намного меньше, чем о феминизме, поэтому мы поговорили с двумя участниками сообщества «Разумный маскулизм» Павлом Саповым и Антоном Бебекиным о том, в каком случае женщины могут стать частью их движения, что не так со стереотипом о неухоженности русских парней и почему патриархата или матриархата на самом деле не существует.
Автор: Мария Бодрова
Павел Сапов
Как на жизнь влияют стереотипы о мужчинах
Если честно, когда-то я сам придерживался сексистских взглядов, сидел в пабликах «Ты же мужик» и так далее — однако со временем понял, что к защите мужчин это не имеет никакого отношения. Однажды я случайно наткнулся на термин «маскулизм», увидев в интернете картинку «Настоящий феминизм и настоящий маскулизм». О первом я тогда уже знал, а вот о втором — нет. Оказалось, что это движение за права мужчин и равенство полов. Потом я нашел тематический паблик в VK — но в то время еще не решил, стать мне маскулистом или нет.
Я чувствовал разрыв между мужчинами и женщинами еще с детского сада.
Когда девочки били мальчиков, воспитатели говорили: «Ну, это же девочки, они играют».
Ударить в ответ было нельзя: отругают. Когда же девочки в школе устраивали травлю, учителя ничего не делали, только несли сексистский бред про настоящего мужика. Тогда у меня потихоньку начали появляться мизогинные идеи: почему девочкам все можно, а мальчикам нет?
Когда нужно выполнить физическую работу, даже не очень сложную, всегда привлекают парней. А если мужчина не защищает женщину, для общества он умирает — хотя было бы гораздо разумнее не винить мужчин, а обучать девушек самозащите.
Мальчикам с детства запрещают выражать эмоции, от этого у них появляются психические и физические заболевания. Единственная «не запрещенная» эмоция — агрессия. Если бы девочек воспитывали так же, они бы тоже стали грубыми: это не зависит от пола, это проблема сесксистского воспитания.
Я никогда не считал, что плачут только девочки, а мужики — всегда каменная скала. Мне всегда казалось, что человек имеет право выражать эмоции так, как он хочет. В школе я был жертвой буллинга — причем по большей части со стороны девочек. Эмоции долго копились внутри, а потом вырвались наружу. Естественно, надо мной ржали, но я не обращал внимания.
Избавиться от этих проблем можно, но очень сложно. Нужно понимать, что здоровье дороже абсурдных мнений и общественных стереотипов. Если тебе грустно, ты имеешь полное право выражать свою печаль — это физиологические потребности, в которых нет ничего постыдного, хотя общество может за это травить.
Патриархат и матриархат
Патриархат и матриархат для меня — мифы. Практика показала, что в России сейчас нет ни того, ни другого: в чем-то больше дискриминированы мужчины, а в чем-то — женщины.
Мне кажется, все проблемы начали объяснять патриархатом еще в первую волну феминизма. Когда активистки считали, что парням можно голосовать, работать, а девушкам — сидеть дома. За мужчинами закреплялось главенство в обществе, иными словами, патриархат. Но даже тогда он существовал в слабой форме.
Современные феминистки более мизандричны: они привыкли скидывать всю вину на мужчин только из-за их пола. Есть, как по мне, и адекватные феминистки, некоторые из них даже согласны с маскулизмом. Но большинство наделяет всех мужчин отрицательными качествами и советует другим женщинам избегать противоположный пол.
Девушкам внушают, что защитить их могут только парни. Им советуют бояться мужчин, потому что они сильнее. Как я уже говорил ранее, девушек тоже должны учить самообороне вне зависимости от их пола. Я не считаю виноватыми ни мужчин, ни женщин. Мизогиния и мизандрия — две раковые опухоли, которые должны быть удалены с лица общества.
Чем занимается движение
Маскулисты выступают против призывной армии, потому что контрактные войска более мотивированы к защите Родины. Мы также боремся с демонизацией и стереотипами о том, что все мужчины — насильники.
Еще один важный момент: ребенок при разводе должен достаться тому родителю, который сможет лучше о нем позаботиться. У нас в обществе принято всегда отдавать ребенка матери (по оценкам юристов, решение в пользу отца выносится в 5-6% случаев — Прим.ред.). А если она неадекватная и не сможет о нем позаботиться? Мне рассказывали историю одной женщины со справкой из психушки, которая все равно получила детей после развода. И что она сделала? Убила их.
Мы ходим на пикеты: я стоял в Рязани с плакатом «Мужчинам и женщинам равные права и равную ответственность», а 19 ноября выступал с поздравлениями ко Дню мужчин. Некоторые прохожие просто интересовались тем, что я делаю, а одна женщина подошла и поздравила. Московская ячейка нашего движения однажды даже участвовала в митинге.
Сейчас пикеты лучше не устраивать, поскольку могут возникнуть проблемы, а наша главная цель — сохранить маскулизм, чтобы расширяться уже после спецоперации. Поэтому сейчас мы занимаемся просвещением, а основной темой из-за мобилизации стал призыв. Мы пишем об этом в Телеграме, потому что в VK посты могут заблокировать.
О будущем движения
Маскулизм, к сожалению, достаточно новое в России движение. На мой взгляд, сейчас мы находимся на начальной стадии развития. Феминисток сначала тоже мало кто воспринимал всерьез, а теперь они управляют всем миром. Чтобы маскулизм стал таким же массовым, как феминизм, потребуется время.
Когда я только-только пришел в маскулизм, наткнулся на недовольных гомофобов. Мы боремся за права мужчин вне зависимости от веры, цвета кожи и ориентации. Те из гомофобов, кто находил наш паблик, считали, что маскулизм отстаивает патриархат. Но мы — эгалитарное движение, не выделяющее главенствующий пол. Нам не нужны склочники.
Однажды мне в личку написали из «Мужского государства» из-за того, что я защищал геев.
Однако товарищи меня поддержали: у нас очень дружное движение. К счастью, «МГ» поссорилось со мной один день, а потом забило.
Мужские движения тоже неоднородны. Например, есть такие, которые хотят общеобязательного призыва как для мужчин, так и для женщин, прикрываясь тем, что настоящий гражданин должен служить в армии независимо от пола. Маскулисты же считают, что призыв — это узаконенное рабство, мы никому такого не пожелаем.
О феминизме
В нашем обществе проблемы женщин распространены больше, а угнетения мужчин будто не существует. Если говорить о домашнем насилии, то — несмотря на статистику — многие мужчины все же с ним сталкивались, просто стыдятся и боятся об этом рассказать. Порой женщины могут быть более жестокими, чем мужчины. В обществе любят говорить, что войны происходят по вине мужчин, но это неправда. Были и кровожадные императрицы, которые завоевывали чужие земли.
Сейчас интернете много историй про домогательства, особенно к несовершеннолетним девочкам. Но с маленькими мальчиками женщины могут поступать аналогично, просто общество реагирует на такие случаи по-разному: женщину тихо и мирно уволят, а история про мужчину станет сенсацией во всех новостных каналах.
Феминизм, в котором распространены мизандрические установки, для нас скорее враг. Однако если женщины действительно выступают за равенство полов, если они не считают, что во всем виноваты мужчины, а ищут причины в секситских установках — это союзники. Они могут помочь нам, а мы — им.
Я предпочитаю называть таких союзников феминистами или маскулистками, потому что приставка «про» уничижительна. Феминистки считают, что мужчины не способны понять их проблемы, но это не так. В рядах нашего движения есть и женщины, они составляют процентов 40%.
Антон Бебекин
Как я пришел к маскулизму и почему он нужен
Многие считают, что человек приходит в правозащитные движения из-за психологических травм, но это не так. В какой-то момент я заметил, что, хотя гендерный вопрос начали активно поднимать с 2018 года, к проблемам мужчин почему-то относились как к выдумке. В итоге я наткнулся на паблик «Разумный маскулизм», пришел на их встречу и влился в движение.
В детстве и взрослой жизни я периодически сталкивался с двойными стандартами. Например:
в школе преподаватели бережно относились к девочкам, хотя те могли ударить мальчика, и он не имел права защищаться.
Про девочек же все говорили, что это люди, которым нужен высокий уровень комфорта и безопасности. Став старше, я старался выбирать себе окружение, которое не было бы зациклено на такого рода сексизме — однако с подобными вещами все равно сталкивался.
Некоторые мужчины имели дело с еще более жесткой дискриминацией, чем я. Например, я не служил в армии. Или не встречался со стереотипом, что русские парни неухоженные: я живу в Петербурге, где многие мужчины следят за собой и выглядят хорошо. Тем временем мнение, что мужчина не должен ухаживать за собой, все еще существует (может быть, где-то в глубинной России) — хоть и потихонечку умирает.
Конечно, все это — мой личный опыт, а он не показателен. Я же стараюсь опираться на статистику или исследования, это гораздо интереснее и объективнее. Есть такая статистика: мужских самоубийств в 5-6 раз больше, чем женских, по крайней мере, в России. Дело в том, что парни учатся сами справляться с трудностями, в то время как девушкам общество чаще предлагает помощь.
Мужские правозащитные движения развиты меньше тоже во многом из-за МГС (мужской гендерной социализации — Прим. ред.). У нас не принято, чтобы парни боролись за свои права или считали себя дискриминированными. Обществу не нравится, когда человек отказывается терпеть и начинает защищаться. Многие осуждают маскулизм именно за это. Люди думают, что вместо того, чтобы быть настоящими мужчинами, мы занимаемся какими-то глупостями.
Подобные негативные последствия МГС человек, живущий в благополучной среде, может проработать с помощью психолога. Но, честно говоря, в МГС есть свои плюсы, поэтому не от всего нужно избавляться — нужно только грамотно определить ту нагрузку, которую можешь вынести. Губительно, когда парень считает свою дискриминацию достижением: человека угнетают, а он терпит, чтобы не потерять статус «настоящего мужчины».
С чем борется маскулизм
У меня в жизни были разные периоды: я то возмущался гендерными стереотипами, то делал вид, что их не существует. Однако многое из того, за что мы боремся, в глубине души я понимал всегда.
Самая актуальная для нас на данный момент тема — мобилизация. Но есть и такие вещи, с которыми мужчина сталкивается в мирное время. Например, более поздний выход на пенсию, более строгие уголовные наказания за одни и те же преступления и отчуждение детей при разводе в пользу матери, каким бы не был отец хорошим. На Западе одна из проблем — обвинения мужчин в харрасменте. Это очень абстрактное слово, под которым можно понимать все, что угодно.
Есть распространенное мнение, что мужчины чаще совершают домашние насилие по сравнению с женщинами. Но нужно понимать, что судить по количеству заведенных уголовных дел — глупо. Мужчина побоится прийти в полицию: ему будет стыдно. Одно американское исследование выявило, что женщины, сами того не понимая, чаще совершают насилие по отношению к мужчинам. Парни тоже не всегда придают этому значение: подумаешь — девушка ударила!
Требования к мужчинам у нас в обществе выше, чем к женщинам. От парня ожидают, что он будет красивым, смелым, целеустремленным — люди обращают внимание на огромное количество вещей. Девушке же достаточно быть красивой, и даже если она не очень симпатична, то вероятность найти парня все равно высока. А вот красивый адекватный мужчина может все же столкнуться с трудностями, потому что считается, что женщину нужно завоевывать. Отсюда — большая статистика по домогательствам. Мужчины не всегда знают, как поступить.
Чтобы решить все эти проблемы, нужно активно заниматься просветительской деятельностью. Неплохо было бы организовать центры помощи мужчинам. Мой коллега хотел создать НКО — но не знаю, как у него продвигаются дела, давно с ним не общался.
Мне кажется, у нас в стране гиноцентризм: общество обращает больше внимания на проблемы женщин. Некоторые утверждают, что сейчас эпоха постпатриархата, но я не думаю, что у мужчин есть особенная власть. То, что мужчин больше в государственных органах, еще не означает, что они — маскулисты. Человек, приходящий к власти, далеко не всегда думает о гендерных проблемах.
Маскулизм и феминизм
В обществе принято объяснять все проблемы патриархатом, потому что это удобно. Некоторые феминистки решили, что проще придумать слово, которым можно оправдать что угодно: если женщина совершила плохой поступок, то ее заставил патриархат, а если мужчина — он сам виноват. Это попытка повесить ответственность на парней.
Вообще слово «патриархат» используется неправильно. Изначально это понятие означало власть отцов. В те времена у матери было больше прав, чем у сыновей. Я в принципе не всегда понимаю, что такое патриархат. Это слово-контейнер, под которым можно подразумевать все что угодно.
Феминизм может быть и союзником, и врагом: это зависит от того, как он действует. Если женщина хочет убрать список запрещенных профессий — ничего страшного в этом нет. Но если она стремится получать особенную помощь от государства как жертва домашнего насилия или установить презумпцию виновности в отношении мужчины — это нарушает наши права. Понятие насилия феминистки сильно расширяют: раньше это означало вполне конкретное действие — нападение с ножом или удушение. Но сейчас сексуальным насилием называют любые действия или слова сексуальной направленности, которые причинили женщине беспокойство. То же касается насилия психологического.
Обвинить мужчину в сексуальном преступлении очень легко, а вот возможности защитить себя на условиях презумпции невиновности у него нет. Есть известный случай в Екатеринбурге, когда тренер посидел рядом с девочкой на одной скамейке, а его обвинили в развратных действиях. Каждый инцидент нужно тщательно расследовать. О таком пишут часто, но информацию никто проверять не хочет. Например, в августе этого года появилась новость, которую запостили практически все: в Санкт-Петербурге в 19:00 в полном троллейбусе изнасиловали семнадцатилетнюю девочку. Каким образом это могло произойти — непонятно. Все игнорировали этот факт. В итоге только одно издание написало опровержение. По камере в троллейбусе установили, что мужчина просто хотел познакомиться, и, когда девушка вышла из автобуса, преследовать ее никто не стал. Но СМИ уже обвинили человека, потому что новость хайповая. Нам нужно ввести культуру адекватной проверки половых преступлений и определиться с тем, что включает в себя понятие «изнасилование».
Да, вероятность того, что мужчина совершит преступление, выше. Это во многом связано с тем, что от него требуют, чтобы он был быть добытчиком — а, допустим, в условной бедной стране единственный способ стать богатым — пойти в бандиты. И все же парень скорее применит насилие к другому парню, нежели к женщине. Нам с детства дана установка, что девочек бить нельзя. Но это зависит от воспитания и убеждений.
В любом случае я думаю, что мужчина может быть и маскулистом, и профеминистом. Хотя у меня есть друг, с которым мы часто спорим на этот счет: он считает, что любой маскулист должен быть антифем. Я же полагаю что все зависит от того, насколько человек готов жертвовать интересами своего пола. Если возникнет вопрос, кого защитить, не выберет ли он защитить женщину?
Что касается отношений, у нас принято, чтобы мужчина платил на свидании. Конечно, ничего страшного, если он заплатит не очень большую сумму. Но вообще это не слишком справедливо: было бы лучше, если бы партнеры были равны. Однако разные пары могут строить свои отношения по-разному. Патриархат или матриархат — неважно. Главное, чтобы тот, кто строит эгалитарные отношения, не считал их единственно верными.
После того, как я стал поддерживать маскулизм, знакомые говорили, что у меня обостренное чувство справедливости — я часто такое слышу. Если хотите понять, чем мы занимаемся, и больше узнать о маскулизме, посмотрите фильм «Красная таблетка» или почитайте наш паблик «Разумный маскулизм».
Редактор: Жанна Нейгебауэр
Вы можете пройти тест по этому материалу у нас на сайте в конце статьи.