- В 9:06 город зажил своей обычной суетливой жизнью будничного дня.
- Если с датой смерти всё ясно до минуты, то точную дату своего рождения не знал даже сам Гази Мустафа Кемаль-паша.
- И когда бы ни родился Гази Мустафа, Отец нации Ататюрк точно родился в этот день - день начала борьбы Турции за независимость.
Стамбульское утро 10 ноября началось с оглушительного воя сирен и сигналов машин. Ровно минуту город был окутан этим многоголосым протяжным стоном. Потом минута пронзительной тишины.
В 9:06 город зажил своей обычной суетливой жизнью будничного дня.
Так турки почтили память первого Президента Турецкой республики Отца нации Мустафы Кемаля Ататюрка, жизнь которого окончилась 10 ноября 1938 года в 9:05 утра.
На городских плакатах с изображением вождя восьмерка символически падает на бок, образуя знак бесконечность.
Значит ли это, что память об Ататюрке будет жить вечно?
Если с датой смерти всё ясно до минуты, то точную дату своего рождения не знал даже сам Гази Мустафа Кемаль-паша.
Его мама говорила, что он родился весной, а сестра - что в день его рождения был сильный снегопад. Календарей на тот момент в стране было два. И установить истинную дату не представлялось возможным.
Много лет спустя Ататюрк сам назначил свой день рождения на 19 мая 1881 года.
И когда бы ни родился Гази Мустафа, Отец нации Ататюрк точно родился в этот день - день начала борьбы Турции за независимость.
Доживающая Османская империя, разлагающаяся под тяжестью войн, национальных распрей, неумелого управления и навязанных Великобританией и Францией в результате интервенции, условий, нуждалась в лидере, способном построить новую страну.
Таким лидером и стал Мустафа Кемаль-паша. К тому времени уважаемый военачальник, искусный оратор, борец за страну и новый мир.
Прозвище Кемаль, данное в отрочестве Мустафе его учителем математики, означает "Совершенный". Символично, что он начал строить в своей стране иной, совершенный порядок. В своем понимании, конечно.
Создание парламента, который поначалу не признавала ни одна страна мира, реформа календаря, переход на новый алфавит, мощные преобразования в промышленности, образовании, судебной системе. Отделение церкви от государства, наделение женщин избирательным правом и превращение Турецкой республики в светскую страну.
Были введены паспорта и фамилии. Тогда-то лидеру и была присвоена фамилия Ататюрк - Отец нации.
Реформы, дословно переводимые как "революции Ататюрка" проводились с размахом.
За непризнание легитимности парламента - смерть, новый гражданский кодекс - по образцу самого передового, Швейцарского, ношение хиджаба в школах и государственных учреждениях - под запрет. А уж как с традиционной одеждой и головным уборами боролись - как Петр I с бородами.
Национализм был провозглашен в качестве одного из важнейших признаков нового государства. Все жители страны были объявлены турками, а турецкий признан единственным языком.
Вот так крупными мазками была нарисована картина новой турецкой реальности. На развалинах империи, обломки которой могли бы раствориться в истории других государств.
Почитание Ататюрка в Турции и сейчас на первый взгляд кажется безусловным.
Везде портреты Отца нации, улицы, названные его именем и памятники. Целые полки книжных магазинов посвящены его биографии.
Альтернативные точки зрения на эпоху правления под негласным, но строгим запретом.
И похоже, любовь к Ататюрку в народе вполне искренняя. Живут себе спокойно, и культ личности им не помеха. Нет потребности развенчать, пересмотреть, перечеркнуть...
Интересно, что даже в мелочах новое государство и его граждане получились очень похожим на своего основателя (если позволите такую аналогию провести).
Любовь к детям, животным и музыке - это то, что отличало Ататюрка. И то, что проскальзывает в характере современных турок каждый раз, когда они с улыбкой гладят по голове совершенно чужого ребенка, строят домики бездомным собакам или запевают национальную песню, просто идя по улице.
Безграничное почитание национального флага.
С другой стороны, чувствуется и то двоемыслие, умение совместить традиции востока с рациональными идеями запада, и при этом сохранить свой интерес. Это тоже было заложено при Ататюрке и в политике, и в повседневной жизни.
Ну, и отчуждённость, конечно. Тебя встречают с улыбкой, но ты никогда не станешь своим в стране, где всё население - турки.
Счастлив тот, кто говорит "Я - турок", - слова Ататюрка.
И все же в последнее время заветы Ататюрка похоже, начинают терять свою незыблемость.
Например, под соусом демократизации отменён запрет на ношение хиджаба в старшей школе и органах государственной власти.
Светское государство, провозглашенное Ататюрком, окутывается религиозными традициями, которые по-прежнему сильны. А может даже сильнее, чем когда-либо за последние сто лет.
Останется ли знак бесконечность в памяти об этом человеке или и он будет сброшен с исторического пьедестала под напором других ценностей и идей?