В Минпромторге РФ заявили о том, что исключили бренды косметики и парфюмерии Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и Kerastase из списка товаров для параллельного импорта. Это связано с тем, что компании вернулись на российский рынок. Бренды внесены в исключения и, соответственно, в отношении них невозможен параллельный импорт. Это стало возможным благодаря готовности компаний возобновить поставки своей продукции в Россию, — заявили в ведомстве. Отметим, что речь идет только о готовности компаний возобновить поставки, а не о том, что такие поставки уже осуществляются. Не исключено, что данные компании все-таки не решат возвращаться в Россию, и тогда их опять отправят в список параллельного импорта. Большинство же известных западных компаний предпочитают перерегистрировать свой бренд в пользу нового собственника. И самый известный пример, — это McDonald's. Компания закрыла большую часть своих ресторанов еще 14 марта, а об окончательно об уходе с российского рынка было заявлено в мае. Впрочем, отсутствие продлилось недолго. Уже в июне рестораны McDonald's начали работать под брендом с несколько странным названием Вкусно — и точка. Выбор этого названия, по мнению некоторых слишком незатейлив, но вполне осознан. Ведь, не исключено, что когда McDonald's захочет вернуться в Россию, все рестораны Вкусно — и точка в мгновение ока вернутся в свое искомое состояние.
По крайней мере, в договоре, заключенном между новым владельцем сети ресторанов Александром Говором и McDonald's.
Получил новых владельцев и американский Starbucks. Компания продала оставшиеся активы и право на аренду 130 ресторанов сети ресторатору Антону Пинскому и его партнеру — рэперу Тимуру Юнусову (Тимати). Партнеры изменили название сети на Stars Coffee, а вот меню и технологическая карта приготовления напитков, как и в случае с McDonald's практически не изменились. Новые владельцы кофеен максимально бережно обошлись и с символикой — фирменная русалка на логотипе превратилась в музу в кокошнике. Владелец ресторанов KFC американский холдинг Yum! Brands передают российский бизнес (70 заведений и право на франшизу) местному партнеру. Договор купли-продажи подписан 24 октября. По условиям сделки, ижевская ООО Смарт сервис ЛТД постепенно ребрендирует все рестораны KFC (включая открытые по франшизе) в подзабытый россиянами Ростикс.
То же самое произойдет с сетью Pizza Hut, которая еще летом отошла российской ООО Ной-М. Сеть пиццерий уже сменила название на ПиццаН.
Coca-Cola также не стала сдавать свои российские активы, и когда складские запасы фирменных бутылок с надписью Coca-Cola у ритейлеров подошли к концу, вставила на рынок новый напиток под брендом Добрый. Финский молочный производитель Valio в апреле продал мясопромышленной группе Велком. Тогда же компания прекратила импорт оригинальной продукции из Финляндии. Заводы в России работу не прекращали и переориентировались на выпуск товаров под брендом Viola, права на который финны оставили новым владельцам. В результате передела российский потребитель остался без мороженого и безлактозных молочных продуктов от Valio. Остальные продукты поставляются в магазины с другой этикеткой. Продуктовый супергигант Nestle заметно сократил присутствие в российских магазинах. Начиная с марта компания последовательно убирала с полок отдельные продуктовые линейки. Среди прочего прекратились поставки сладостей таких марок, как Nesquik, KitKat, Maxibon и Extreme. Последние две формально принадлежат дочернему подразделению Nestle — британскому производителю мороженого Froneri. Последние, по всей видимости, к перспективе полностью покинуть российский рынок отнеслись скептически. Потому Maxibon и Extreme уже к лету вернулись в наши холодильники под новыми названиями — Maxiduo и Sunreme. Если не присматриваться к упаковке, разницу легко можно не заметить. Аналогичная ситуация сложилась и с польским fashion-ритейлером LPP Group. В марте компания закрыла свои магазины Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay. Но вскоре некоторые из них открылись под новой вывеской. Cropp превратился в Cr, Mohito — в M, House — в HS, Sinsay — в Син. С мая торговые точки принадлежат китайскому консорциуму, готовому вести бизнес в российской юрисдикции. Детали сделки не публиковались. В октябре испанская Inditex, чьи магазины в России также закрылись весной, продаст местные активы и франшизу ливанской компании Daher. Последние уже работают над продажами Zara и Massimo Dutti в странах Ближнего Востока. После масштабного ребрендинга, завершить который, по слухам, ливанцы планируют к весне 2023, Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius откроются в России под общим названием Новая мода. В сделку не входят бренды Massimo Dutti, Oysho и Zara Home. Распространение этих товаров (вне параллельного импорта) прекратится. Американский производитель спортивной одежды Nike объявил об уходе с российского рынка в июне. Правда, до последнего момента некоторые магазины компании (по подсчетам аналитиков, около половины) продолжали работу, хотя ассортимент заметно оскудел. Уже в ноябре магазин Nike в одном из столичных ТЦ открылся под новым названием — NSP. По словам продавцов, права на ввоз продукции и аренду точек выкупила российская сеть Sport Point (отсюда, вероятно, SP в названии). На днях в старые-новые магазины сети наведался корреспондент MSK1.RU. Консультанты NSP (бывшего Nike) говорят, что рассчитывают проработать до мая. Что будет дальше, они не знают. Права на продукцию Reebok получили турки. Холдинг Flo приобрел у американцев соответствующие российские активы. Новым владельцам отошли свыше 80 фирменных магазинов. Открылись торговые точки уже под новым названием — Sneaker Box. Интересно, что, помимо, собственно, Reebok, на прилавках представлены товары других, не менее популярных у россиян западных спортивных брендов. Французская компания L'Occitane вернулась на российский рынок под другой вывеской. Теперь L'Occitane — Л`Окситан.