Найти в Дзене
Наука и фантастика

Почему в космоопере нет художников

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Хасмин Флорес. Парафраза картины "Крик" Эдварда Мунка. Изображение из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Хасмин Флорес. Парафраза картины "Крик" Эдварда Мунка. Изображение из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.

В моих романах кого только нет! Исследователи космоса, космолингвисты, космобиологии генетики, космопсихологи, земные и инопланетные врачи, планетологи, астрономы, историки цивилизаций, администраторы-управленцы, дипломаты, таможенники...

Есть даже музыканты. Два дилетанта с Земли - отец и сын, бароны Ризеншнайдер цу Нойбург фон Волькенштайн, исполнитель на синтезаторе и скрипач, одна дилетантка-инопланетянка - принцесса Иссоа Киофар, певица и сочинительница песен. И один профессионал - ее сын Ульвен Киофар Саонс, "уйлоанский Моцарт", играющий на всех инструментах, которые попадают ему в руки, и сочиняющий музыку в любых стилях. В книге "Двойник" он пишет первую инопланетную оперу, "Улливен и Ниссоа".

Кого у меня среди героев точно нет: профессиональных военных (о том, что они где-то там могут быть, говорится вскользь, но они нацелены не на агрессию против кого-то, а на миротворческие и спасательные операции).

И нет, как ни странно, нет художников. Ни живописцев, ни скульпторов.

С чего бы?

Я же люблю изобразительное искусство, и, будучи доктором искусствоведения, кое-что в нем понимаю.

Почему же в моей космоопере эта тема практически не затронута?

Это не упущение. Это сознательный выбор.

Во-первых, я не знаю, какой могла бы быть живопись и скульптура обитателей далеких планет. Или человеческая, но в отдаленном будущем, причем не на Земле, а в космосе.

Проще всего было бы вообразить себе некий сюр. Но нет, это слишком простое решение. Хотя может быть красивым и стильным.

Марк Рождерс (США). Изображение из открытых источников.
Марк Рождерс (США). Изображение из открытых источников.

Во-вторых, я не уверена, что инопланетяне вообще практикуют такую сферу деятельности, как изобразительное искусство. Особенно, фигуративное. Ведь даже в некоторых земных культурах запрещено изображать человека (иудеи и мусульмане). А в других культурах такие изображения принято делать предельно условными и заведомо нереалистичными. Ибо это не совсем искусство в нашем смысле слова (то есть предмет эстетического любования), а ритуальные объекты.

Не искусство в нашем смысле слова (художественной ценности не имеет) и не ритуальный объект: кто-то баловался на песчаном отроге. Вероятно, изваяния инопланетянина уже нет в живых. Ветер, дожди, осыпи... Снято мною, 2022.
Не искусство в нашем смысле слова (художественной ценности не имеет) и не ритуальный объект: кто-то баловался на песчаном отроге. Вероятно, изваяния инопланетянина уже нет в живых. Ветер, дожди, осыпи... Снято мною, 2022.

Размышляя на эти темы, вновь задаешься вопросом: а что такое наше искусство, почему оно возникло и существует, кому оно нужно, куда развивается?..

Большинство неискушенных зрителей полагают, что хорошая картина или скульптура - та, что максимально похож на оригинал.

Но с задачей достижения сходства наилучшим образом справляется фотография или видеосъемка. Впрочем, и в художественной фотографии, в отличие от документальной (фото на паспорт) мы ценим другое - некий образ, атмосферу, контекст. Это не зависит от красоты модели и даже от степени нашего с нею знакомства.

Искусство - то, что заставляет нас верить в подлинность образа, даже если он не соответствует никакой известной нам реальности. И даже невозможен в нашей обыденной жизни.

Джозефина Уолл. Воображение. Картинка из открытых источников.
Джозефина Уолл. Воображение. Картинка из открытых источников.

А теперь вообразим, что мы - инопланетяне. Разумные, высокоразвитые, даже антропоморфные, но у нас другие понятие о прекрасном, а наша цивилизация никогда не ставила в центр культуры реалистичные изображения.

Будет ли у нас искусство? Почему бы ему не быть...

Но каким оно будет? Явно не таким, как у землян. Холст, краски, мольберт, кисточки - этого вообще может не существовать. Настенные росписи? Ну да, может быть. Мозаики? Не исключено. Однако вряд ли то искусство будет реалистическим.

Собственно, этими соображениями я и руководствовалась, создавая мир Тиатары. У тагманцев до переселения на эту планету существовало лишь первобытное искусство. Они остались на стадии символической орнаментики, фигурки соплеменников или животных у них служат лишь игрушками, они не расценивают их изготовление как художественное самовыражение.

Неолитическая керамика. Фото из открытых источников.
Неолитическая керамика. Фото из открытых источников.

У высокоразвитых уйлоанцев свои причуды. Если им нужно точно отобразить реальность, они прибегнут к современным средствам ее фиксации, а не будут вырисовывать каждый штрих на бумаге или другом материале.

Такой жанр искусства, как портрет, им, похоже, вообще чужд и странен. Станковая живопись, вероятно, в их культуре не развилась, или память о ней была утрачена после перемещения переселенцев на Тиатару (художников на беглом космолете не было). В моих описаниях дома императорской семьи Киофар нет никаких упоминаний о семейной портретной галерее - это не мое упущение, я ее там просто не вижу. Не принято у них вешать на стены портреты предков. А фотографии хранятся в семейном архиве - как реальном, так и оцифрованном.

И что же, совсем никакого искусства?

В книге "Алуэсса" упоминаются мозаики танцующих алуэсс, обнаруженные на погибшей планете Уйлоа, и неточная копия этих мозаик в виде упрощенных росписей на планете Лиенна. Значит, мозаики и росписи в общественных зданиях или в императорских резиденциях всё-таки были.

Дионисийское шествие. Античная мозаика из Болгарии, IV век. Изображение из открытых источников: https://ru.pinterest.com/pin/489977634438336117/.
Дионисийское шествие. Античная мозаика из Болгарии, IV век. Изображение из открытых источников: https://ru.pinterest.com/pin/489977634438336117/.

Еще упоминаются декоративные панно в покоях принца и разнообразные предметы прикладного искусства - светильники, сосуды, мебель, выполненные с большим изяществом и варьирующие излюбленные уйлоанские мотивы: гибкие очертания раковин, рыб, листьев, водорослей, цветов.

Но всем этим занимаются, очевидно, дизайнеры и мастера по изготовлению таких предметов. Они не считают себя художниками ("Я художник, я так вижу!"), хотя результатами их труда вполне можно любоваться как музейными ценностями.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.