Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
В моих романах кого только нет! Исследователи космоса, космолингвисты, космобиологии генетики, космопсихологи, земные и инопланетные врачи, планетологи, астрономы, историки цивилизаций, администраторы-управленцы, дипломаты, таможенники...
Есть даже музыканты. Два дилетанта с Земли - отец и сын, бароны Ризеншнайдер цу Нойбург фон Волькенштайн, исполнитель на синтезаторе и скрипач, одна дилетантка-инопланетянка - принцесса Иссоа Киофар, певица и сочинительница песен. И один профессионал - ее сын Ульвен Киофар Саонс, "уйлоанский Моцарт", играющий на всех инструментах, которые попадают ему в руки, и сочиняющий музыку в любых стилях. В книге "Двойник" он пишет первую инопланетную оперу, "Улливен и Ниссоа".
Кого у меня среди героев точно нет: профессиональных военных (о том, что они где-то там могут быть, говорится вскользь, но они нацелены не на агрессию против кого-то, а на миротворческие и спасательные операции).
И нет, как ни странно, нет художников. Ни живописцев, ни скульпторов.
С чего бы?
Я же люблю изобразительное искусство, и, будучи доктором искусствоведения, кое-что в нем понимаю.
Почему же в моей космоопере эта тема практически не затронута?
Это не упущение. Это сознательный выбор.
Во-первых, я не знаю, какой могла бы быть живопись и скульптура обитателей далеких планет. Или человеческая, но в отдаленном будущем, причем не на Земле, а в космосе.
Проще всего было бы вообразить себе некий сюр. Но нет, это слишком простое решение. Хотя может быть красивым и стильным.
Во-вторых, я не уверена, что инопланетяне вообще практикуют такую сферу деятельности, как изобразительное искусство. Особенно, фигуративное. Ведь даже в некоторых земных культурах запрещено изображать человека (иудеи и мусульмане). А в других культурах такие изображения принято делать предельно условными и заведомо нереалистичными. Ибо это не совсем искусство в нашем смысле слова (то есть предмет эстетического любования), а ритуальные объекты.
Размышляя на эти темы, вновь задаешься вопросом: а что такое наше искусство, почему оно возникло и существует, кому оно нужно, куда развивается?..
Большинство неискушенных зрителей полагают, что хорошая картина или скульптура - та, что максимально похож на оригинал.
Но с задачей достижения сходства наилучшим образом справляется фотография или видеосъемка. Впрочем, и в художественной фотографии, в отличие от документальной (фото на паспорт) мы ценим другое - некий образ, атмосферу, контекст. Это не зависит от красоты модели и даже от степени нашего с нею знакомства.
Искусство - то, что заставляет нас верить в подлинность образа, даже если он не соответствует никакой известной нам реальности. И даже невозможен в нашей обыденной жизни.
А теперь вообразим, что мы - инопланетяне. Разумные, высокоразвитые, даже антропоморфные, но у нас другие понятие о прекрасном, а наша цивилизация никогда не ставила в центр культуры реалистичные изображения.
Будет ли у нас искусство? Почему бы ему не быть...
Но каким оно будет? Явно не таким, как у землян. Холст, краски, мольберт, кисточки - этого вообще может не существовать. Настенные росписи? Ну да, может быть. Мозаики? Не исключено. Однако вряд ли то искусство будет реалистическим.
Собственно, этими соображениями я и руководствовалась, создавая мир Тиатары. У тагманцев до переселения на эту планету существовало лишь первобытное искусство. Они остались на стадии символической орнаментики, фигурки соплеменников или животных у них служат лишь игрушками, они не расценивают их изготовление как художественное самовыражение.
У высокоразвитых уйлоанцев свои причуды. Если им нужно точно отобразить реальность, они прибегнут к современным средствам ее фиксации, а не будут вырисовывать каждый штрих на бумаге или другом материале.
Такой жанр искусства, как портрет, им, похоже, вообще чужд и странен. Станковая живопись, вероятно, в их культуре не развилась, или память о ней была утрачена после перемещения переселенцев на Тиатару (художников на беглом космолете не было). В моих описаниях дома императорской семьи Киофар нет никаких упоминаний о семейной портретной галерее - это не мое упущение, я ее там просто не вижу. Не принято у них вешать на стены портреты предков. А фотографии хранятся в семейном архиве - как реальном, так и оцифрованном.
И что же, совсем никакого искусства?
В книге "Алуэсса" упоминаются мозаики танцующих алуэсс, обнаруженные на погибшей планете Уйлоа, и неточная копия этих мозаик в виде упрощенных росписей на планете Лиенна. Значит, мозаики и росписи в общественных зданиях или в императорских резиденциях всё-таки были.
Еще упоминаются декоративные панно в покоях принца и разнообразные предметы прикладного искусства - светильники, сосуды, мебель, выполненные с большим изяществом и варьирующие излюбленные уйлоанские мотивы: гибкие очертания раковин, рыб, листьев, водорослей, цветов.
Но всем этим занимаются, очевидно, дизайнеры и мастера по изготовлению таких предметов. Они не считают себя художниками ("Я художник, я так вижу!"), хотя результатами их труда вполне можно любоваться как музейными ценностями.
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.