Здравствуйте, уважаемые читатели!
Этой статьей я открываю серию материалов, посвященных использованию инфографики при подготовке к ЕГЭ по химии. Начинаю с самого сложного (на мой взгляд) блока - неорганики.
Основываясь на кодификаторе, я идентифицировала 28 веществ (15 простых и 13 сложных, в том числе, групп веществ), свойства которых необходимо знать для успешной сдачи итогового экзамена.
В своей работе выделяю 3 уровня владения учебным материалом по неорганике: 1)просто знать реагенты, с которыми взаимодействует данное вещество (в формате ЕГЭ по химии это необходимо для задания п 7); 2)знать уравнения основных рассматриваемых реакций (необходимо для заданий п. 8,9) 3)углубленное рассмотрение некоторых химических процессов (гидролиз, комплексные соли, ОВР и РИО-процессы и т.д.)- необходимо для заданий п 6, 29-31. На освоение всего блока неорганики учениками уходит 2-3 месяца.
При прохождении первых двух уровней уже несколько лет успешно (на мой взгляд) использую авторские ментальные карты по неорганике. По ряду признаков они не подходят под каноническое определение ментальных карт (https://nauchkor.ru/pubs/primenenie-mentalnyh-kart-na-urokah-himii-5f107c6ccd3d3e00014232e1), но свою функцию выполняют.
При составлении инфографики для 1 и 2 уровней изучения неорганики использовала следующие принципы:
1. Каждому веществу (группе веществ) - одна ментальная карта
2. В каждой карте - 6 ветвей :
- взаимодействие с простыми веществами
- взаимодействие с водой и оксидами
- взаимодействие с гидроксидами металлов и (или) раствором аммиака
- взаимодействие с кислотами - неокислителями и кислотами-окислителями
- взаимодействие с растворами солей
- разное (включала то, что не подошло ни в одну из рассмотренных выше ветвей)
3. Отбор материала- только в пределах формата ЕГЭ по химии
Особенности работы с инфокартами на занятии:
каждая карта подробно разбирается с учениками, прописываются схемы всех реакций и оговариваются их особенности. В качестве ДЗ - предлагается не заучивание карты, а расставление коэффициентов во всех разобранных схемах.
После рассмотрения карт для всех простых веществ (на это обычно уходит 4- 5 учебных часов) разбираются авторские упражнения формата 7 задания ЕГЭ по химии. На сложные вещества уходит меньше времени (часа 3-4), и далее - идет отработка 7 задания в полном его объеме. Хочу отметить, что не проверяю заучивание информации, представленной на картах. Освоение всего массива материала происходит за счет постоянного обращения учеников к банку карт в процессе обучения. Моя функция как преподавателя при отработке 7 задания заключается, в основном, в подсказке номера ментальной карты, необходимой для выполнения упражнения.
В этой статье я приведу первые 3 карты:
- свойства сильных (щелочных и щелочноземельных металлов)
- свойства магния
- свойства алюминия.
Заранее благодарна за конструктивные замечания.
Всего доброго!