("МК-Ультра", MK Ultra, 2022, США)
А всё-таки обидно за Энсона Маунта – отнюдь не бесталанного 49-летнего актера, который неплохо сыграл крутыша Бохэннона в вестерн-эпопее «Ад на колесах». Это его актерское счастье, где он был главной звездой, продлилось целую пятилетку – рекордное достижение для сериала о Диком Западе в 21 веке. Но ни одни кайфушки не могут длиться вечно, и для Маунта они закончились в 2016-м, когда эта телесага была закрыта.
А то, что началось для Энсона потом, было, мягко говоря, ну так себе карьерой.
Более-менее продолжает фартить Маунту в сериалах. Главные роли супергероя Черного Грома в односезонном «Сверхлюди» (и эпизодическая – в «Докторе Стрэндже 2») и капитана Пайка в «Стар Трек: Странные новые миры» - вершина его нынешней популярности. А вот на большом экране мы имели неосторожность встретить Энсона за это время лишь в двух главролях: в драме о кающемся киллере «Виртуоз» Стаглиано и вот сегодня – в триллере об изнанке ЦРУ 60-х «МК Ультра». Опять-таки - от режиссера-итальянца Соррентино. Где Маунт вновь снялся без чертовски идущей ему бороды, да вдобавок в очечках, благодаря чему стал и вовсе не узнаваем после своей коронной «колесно-адской» роли.
Тему для своей картины «на основе реальных событий» Соррентино (он тут еще и сценарист) нарыл, без балды, интереснейшую. А именно: эксперименты под названием Project MKULTRA, проводимые ЦРУ в середине 20 века - по воздействию психотропной химии на мозги человека, на его поведение и даже личность, которую «экспериментаторы» пытались стереть и заменить на новую.
То, что вся их авантюра накрылась медным пшиком, не спойлер. Скандал после ее разоблачения шарахнул грандиозный, особенно беря во внимание, что некоторые подопытные в ходе опытов склеили дуба; что в проекте была завязана уйма народа, фармацевтических и научных компаний; и что выделялось на это аж 6% (!) всего годового бюджета ЦРУ. Причем засекречено всё было так, что расходование этих миллионов $ правительство не могло проконтролировать.
Иными словами, чёрт-те что творилось в ту пору в шпионском закулисье, о чем Соррентино, к слову, сам бывший сотрудник разведки (конечно, «если повар нам не врет» ©) и спешит поведать нам в своем «МК Ультра».
Рассказывает же нам Соррентино хоть и о настоящей цэрэушной движухе, с документальными вставками и интервью, но все герои и события у него вымышлены – что, впрочем, и так очевидно по чересчур художественной развязке фильма. В котором Энсону Маунту досталась роль доктора-психиатра Форда Штрауса, пытающегося выбить у государства финансирование на свои исследования. Довольно прогрессивные: добрый доктор Айдурман намерен лечить своих «сложных» пациентов с помощью ЛСД и прочих «наркорадостей». В чем, однако, Штраус видит истинное человеколюбие, ведь это «палюбому» гуманнее, чем лоботомия и электросудорожная терапия.
Хм… А ведь в чем-то он действительно был прав, каналья, тысяча чертей!
Увы, но правительственные бюрократы его гуманных порывов не оценили. Поэтому денег на наркоту на штраусиный проект не дали. В связи с чем доктор впал в депрессию и едва сам не подсел на свою химию, но в этот момент к нему в дверь постучали. И не абы чем, а лакированным ботинком Центрального Разведывательного Управления. Где – какое совпадение! – таланты Форда вдруг оказались позарез востребованы. Вместе с его пациентами, ну а насчет «психохимии» можно было вообще не переживать – ее новые работодатели Штрауса были готовы давать ему чемоданами. С одним лишь условием: ход его исследований ЦРУ будет мониторить, так сказать, в прямом эфире и обнародовать свои результаты без согласия «шефов» он не может; хотя последнее при якшании со шпионами и так было ясно по умолчанию.
И вот воодушевленный Штраус получил на руки первый чемодан с «товаром» и рванул с места в карьер, будучи уверенным в том, что делает благое, общественно полезное дело.
Но, как вы и сами уже догадались, эйфория у доктора – в смысле не наркотическая, а творческая, - продлится недолго. Ибо трудиться себе в удовольствие злыдни-шефы ему все равно не дали. А потом еще и его пациентов стали считать своей собственностью, что и вовсе не лезло ни в какие ворота: ни в цэрэушные, ни в законные, ни во врачебно-этические.
Короче говоря, «напрягов» в жизни Штрауса становилось все больше, крепость его нервов все меньше, и ничем хорошим эти его игры со шпионами и «наркотой» закончиться уже не обещали…
***
В общем, недорогой, но добротный психотропный психологическо-шпионский триллер с неожиданной развязкой. Правда, снят он лишь для тех, кому по-настоящему интересна данная конкретная история из 60-х. И только для них. А любителям классического шпионского кино, а тем более любителям Бондианы и Борнианы, картина Соррентино явно покажется незамысловатой и скучной…
...И в чем-то они будут правы, каналья, тысяча чертей!
Хотя, повторюсь, в рамках своей узкоспецифической темы «МК Ультра» сделана неплохо, и Энсон Маунт играет здесь как всегда выразительно и драматично.
Трейлер фильма: