29 ноября в Государственном Кремлёвском дворце театр «Астана-Опера» представил балет Б.Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Показ спектакля был приурочен к двум знаменательным датам: 115-летию со дня рождения выдающегося хореографа Ростислава Захарова и 30-летию дипломатических отношений между Казахстаном и Россией.
Этот вечер по праву можно назвать событием в культурной жизни Москвы: мы получили уникальную возможность увидеть захаровскую постановку, которая не идет в столице уже многие десятилетия, уровень же мастерства казахстанской балетной труппы не оставил равнодушным никого, даже самых взыскательных профессионалов. Это был действительно праздник танца, театр – в самом высоком значении этого слова.
Вынесенная в заголовок строчка принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. И хотя она взята не из поэмы «Бахчисарайский фонтан», которая когда-то, в далеком уже теперь 1934 году вдохновила Ростислава Владимировича Захарова на создание одноименного балета, тем не менее, очень точно отражает суть того, о чем, собственно, и повествует этот красивейший спектакль. Ведь он начинается с истории чистой, полной романтики любви Марии и Вацлава, и заканчивается безутешным отчаянием человека, её уничтожившего. Свет, надежда, разрушение, смерть – все это грани любви. Вот такая извечная метаморфоза.
Бытует мнение, что в драмбалете - кстати, история этого жанра начинается именно с «Бахчисарайского фонтана» Ростислава Захарова - танец лишь дополняет, усиливает пантомиму. Хотя на самом деле все как раз с точностью до наоборот, и спектакль, показанный артистами «Астана Опера» в Кремле, наглядно это продемонстрировал: и первый, польский, и второй, восточный, акты отличает не только великолепное режиссерское решение, но и по-настоящему сложный (даже для сегодняшнего дня), лексически изобретательный хореографический язык. И яркий пример тому – дуэты Марии и Вацлава, завораживающие изумительной красоты поддержками, изысканным, образным, оригинальным по своему рисунку танцем, в полной мере передающим характеры героев и раскрывающим их взаимоотношения.
Что же до пантомимы, то она воспринимается как эффективный (и вполне современный!) режиссёрский прием, усиливающий эмоционально-психологическую составляющую спектакля и помогающий сделать его более атмосферным.
Трудно не согласиться с художественным руководителем балетной труппы театра «Астана Опера» народной артисткой России Алтынай Асылмуратовой, которая, отвечая перед показом спектакля на вопросы журналистов, заметила, что искусство развивается по спирали, и сегодня нам снова интересен драматический балет, от которого какое-то время назад балетмейстеры решительно отказались.
Хотелось бы выразить отдельную благодарность Алтынай Абдуахимовне за то, насколько бережно она восстановила оригинальную версию спектакля. И наверняка те, кому посчастливилось увидеть его в ГКД, теперь будут совсем по-другому реагировать на слово «драмбалет», ведь в лучших его проявлениях это – настоящее большое искусство, причём вполне актуальное и сегодня, спустя почти 90 лет после рождения жанра.
Помните, «Фонтан любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы...»? Так начинается посвящение А.С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца». Две розы – Мария и Зарема, два антипода по натуре, характеру, воспитанию, если угодно, психотипу. Нежная, трепетная, романтичная Мария и порывистая, страстная, живущая ради земной любви Зарема – в спектакле Захарова они словно полюсы двух цивилизаций, двух разных культур, западной и восточной. Рассказывая о судьбе каждой из них, балетмейстер одновременно воссоздает танцевально-пластическими средствами привычный для своих героинь мир, и делает это изобретательно, но при этом довольно реалистично, что, собственно, диктуется выбранным им жанром.
В итоге в равной мере восхищают как созданные фантазией постановщика элегантные картины польского княжества, так и буйство красок ханского дворца с витиеватой пластикой обитательниц гарема и яростным, темпераментным танцем воинов, который поражает скоростью, силой, невероятным напором.
Ростислав Захаров был почитателем системы Станиславского и, став в 1934 году балетмейстером Государственного академического театра оперы и балета в Ленинграде (ныне Мариинский театр), конечно же, не преминул применить ее к своим постановкам. Отсюда и эталонная для балетного театра психологическая убедительность созданных им образов.
И, конечно же, такой спектакль требует от исполнителей не только совершенного владения техникой танца, но и незаурядного актерского мастерства. И то, и другое в полной мере продемонстрировали артисты театра «Астана Опера».
Прежде всего, хотелось бы отметить изумительную Мадину Басбаеву – её нежная, трепетная Мария кажется почти неземной, настолько легок и воздушен танец балерины, а её высокие полётные прыжки буквально заставляют зал замирать от восторга. Красивым высоким прыжком обладает и элегантный Данияр Жуматаев, исполнивший партию Вацлава. Вообще этот дуэт смотрелся великолепно, артисты сумели создать убедительные, искренние, живые образы, при этом их танец отличался филигранной техникой, особенно впечатляло исполнение сложнейших поддержек.
Великолепную технику танца и незаурядное актёрское мастерство продемонстрировала и Анастасия Заклинская, исполнившая партию Заремы. Скорость, динамика, экспрессия отличали каждое её движение, каждый жест, не говоря уже о стремительных вращениях и выразительных высоких прыжках. Зарема Анастасии Заклинской - несомненно, сильная личность, не желающая уступать свое право на счастье.
«Жить нельзя умереть» - в той ситуации, в которой она оказалась, Мария могла поставить запятую только после слова «нельзя». Но ведь точно такой же выбор с самого начала делает для себя и Зарема. Только если для Марии не подчиниться захватчику – вопрос чести, она не считает возможным переступить через свои чувства, свои представления о достоинстве, добре и зле, то Зарема, которая по-своему - тоже жертва обстоятельств, попала в капкан любовной зависимости или болезненной привязанности, как сказали бы современные психологи. Могла ли она самостоятельно из него выбраться в предлагаемых обстоятельствах? Практически невероятно.
Две такие разные истории, две трагедии, и в каждой повинен один и тот же человек – бесстрашный и жестокий крымский хан Гирей. По большому счёту в этом балете Ростислав Захаров и его соавтор, театральный режиссёр, драматург Сергей Радлов (1892-1958) поднимают тему нравственной расплаты за вседозволенность и желание вершить судьбы мира. В итоге не ведающий жалости и сострадания хан Гирей готов отдать всё за благосклонность юной польской княжны, всего лишь за её улыбку. Вот только улыбаться по его милости Мария, потерявшая всех, кто был ей дорог, уже не сможет больше никогда. И, похоже, подобная участь отныне ждёт и самого Гирея (мастерски исполняет эту роль Турлыхан Тойган), удел которого - вновь и вновь испытывать душевные муки возле фонтана слёз, воздвигнутого в память о юной княжне Потоцкой. Да и тень казнённой Заремы по понятным причинам не дает покоя восточному повелителю. Незавидная, хотя и вполне заслуженная участь.
Так что же такое есть любовь, где та черта, переступив которую мы отрекаемся от себя, своего высшего Я? И какова расплата за подобную измену? Эти вопросы тоже подспудно проходят через весь спектакль. И свои ответы на них предстоит найти каждому из зрителей.
Говоря об исполнителях главных партий, нельзя не отметить и Куата Карибаева (военачальник Нурали). Этот танцовщик поражает феноменальными техническими данными, невероятными напором, темпераментом, экспрессией.
Вообще же техническое мастерство, вдохновение и артистизм продемонстрировали абсолютно все солисты, безупречными по исполнению были и массовые сцены. И именно эта ансамблевость в самом высоком значении слова и подарила нам то чудо театра, встречи с которым мы каждый раз так ждём.
Остаётся добавить, что в «Бахчисарайском фонтане» от «Астана Опера» - великолепная сценография, выполненная группой итальянских мастеров (художник-постановщик – Эцио Фриджерио, художник по костюмам – Франка Скуарчапино, художник по свету – Виничио Кели, художник по проекциям – Серджио Металли) в реалистической манере, вполне соответствующей изначальному замыслу постановщиков.
Иными словами, все было масштабно, зрелищно, высокопрофессионально и по-настоящему вдохновляюще. Спасибо, «Астана Опера»! До новых встреч!
Марина Юрьева