Найти в Дзене

Истоки абстракционизма и его развитие (продолжение)

Художник – как, зеркало, отображает все изъяны, и достоинства своего времени. В эпоху глобальных перемен, открытий в науке, революций и мировых войн, искусство не могло оставаться в стороне. Требовался новый универсальный язык, который бы справился с запросами новой эпохи. Свежий взгляд на эмоции, переживания и устремления человека «нового мира». Линии и цвет, то чем оперировал художник, обращаясь к душе зрителя. Кандинский писал: «Когда потрясены религия, наука и нравственность(последняя, сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя».

Павел Челищев - дитя своего времени. Его собственный стиль зарождается в начале 20-го века. Он создает множество портретов, но интерес к внутреннему миру человека все же преобладает. Постепенно, его картины превращаются в «анатомические» головы, буквально отображая внутреннее содержание. «Русский Дали»», так называли его в Европе и Америке.

Как современное искусство отображает перемены в обществе и жизни? Уровень напряжения, нестабильность, искусственные ценности, создают общество без идеалов, целей, принципов. Нравственные границы размываются. Художники обращаются к поискам внутреннего смысла, ищут опору в духовных составляющих, абстрагируясь от реальности.

Себастиан Хайнер один из современных представителей абстракционизма. Художник живет и работает в Берлине, много путешествует. Опыт его предшественников позволил создать собственную манеру изображения, где цвет-это универсальный инструмент передачи идеи и переживания. Его работы во многом перекликаются с трудами таких великих художников, как Кандинский и Челищев.

СебастианХайнер «Индийский танец»   Павел Челищев «Постановка к Сованароле»
СебастианХайнер «Индийский танец» Павел Челищев «Постановка к Сованароле»

Особая черта картин Хайнера - передача света, звука, запаха, с помощью цвета. Его цвет способен передать даже вкусовые ощущения, провоцируя наш ассоциативный ряд. Бордовый цвет -это пряная, душная Индия, смесь острых специй на языке. Экспрессия танца в волнообразных красочных переходах. Движение, как вихрь, захватывает и увлекает. Человек сливается со средой в эмоциональном порыве. Картины Себастиана - это не смыслы и образы, это ощущения и интуиция, которые раскрывают замысел.

Картинам Челищева характерна другая техника и манера исполнения. Объем, геометрия, углы и цвет - основные черты кубистического пейзажа. Здесь все знакомо человеческому глазу, ландшафт теплой, жаркой страны под ярким небом.Замок освещенный южным солнцем.

СебастианХайнер «Лунатик»                           Павел Челищев «Прятки»
СебастианХайнер «Лунатик» Павел Челищев «Прятки»

Их представления о реальности фантасмагоричны и условны, но между тем забавны и восхитительны. Вглядеться, чтобы увидеть свое настоящее. Темные тона - это пропасть человеческих страхов, темница, в которой прячутся альтер-эго. Лунатик играет в прятки с запретами, комплексами и навязанными мнениями. Его силуэт едва уловим в сонме чудовищ. Ускользающие очертания человека. Намного более ясными мы видим монстров. Они нависают, готовые поглотить.

СебастианХайнер «Февраль»               Василий Кандинский « Импровизация 14»
СебастианХайнер «Февраль» Василий Кандинский « Импровизация 14»

Абстракция, импровизация, ассоциация. Отсутствие кропотливого исполнения, тщательного поиска формы и цвета. Синтез музыки, эмоции, души. Чтобы почувствовать, необходимо дистанцироваться от окружающего и сосредоточиться на собственных ощущениях. Оставить поиск, позволить родиться новым образам. Эти картины работают на многих уровнях восприятия. Нужно довериться своим чувствам и увидеть, почувствовать прекрасное.